Решение по делу № 2-9155/2018 ~ М-9220/2018 от 02.11.2018

Дело № 2-9155/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2018 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.

При секретареСерикове Р.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района, действующего в интересах Раевской Г. А., к Министерству здравоохранения Амурской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района, действующий в интересах Раевской Г.А., обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с настоящим исковым заявлением к Министерству здравоохранения Амурской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом. В обоснование заявленных требований указал, что Раевская Г.А. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно. Согласно информации УПФР в г. Белогорске Амурской области (межрайонное) клиентская служба (на правах отдела) в Октябрьском районе Раевская Г.А. имеет право на социальную услугу по обеспечению лекарственными препаратами. На основании бесплатных рецептов Раевская Г.А. имеет право на получение лекарственного препарата ***. В ЦРА ОАО «Амурфармация», расположенной в с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области, указанное лекарственное средство для льготной категории граждан поступает согласно персонифицированным заявкам на полугодие или на год. При обращении Раевской Г.А. в ЦРА ОАО «Амурфармация» препарат *** не выдан, бесплатные рецепты поставлены на отсроченное обеспечение на срок 10 дней. Не обеспечение Раевской Г.А. лекарственным препаратом, необходимым для ее лечения, ведет к нарушению ее конституционных прав. Длительное отсутствие в терапии лекарственного препарата *** может повлечь ухудшение состояния здоровья Раевской Г.А. и представлять ее жизни угрозу.

На основании изложенного, прокурор Октябрьского района просил суд обязать Министерство здравоохранения Амурской области обеспечить Раевскую Г. А. бесплатным лекарственным препаратом ***; решение суда обратить к немедленному исполнению.

Будучи извещенными о месте и времени судебного заседания в него не явились представитель процессуального истца, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, материальный истец, ответчик, третьи лица, сведений о причинах не явки не представляли, ходатайств об отложении не заявляли. С силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассматривать дело в отсутствие не явившихся сторон.

Из письменного отзыва Министерства здравоохранения Амурской области следует, что ответчик с иском прокурора Октябрьского района не согласен, поскольку Раевская Г.А. 02.11.2018 года получила лекарственный препарат МНН *** по льготным рецептам от 30.07.2018 года, от 02.10.2018 года в аптеке № 18 с. Екатеринославка. В связи с чем ответчик полагал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Третье лицо ОАО «Амурфармация» сочло исковые требования прокурора Октябрьского района также не обоснованными, в обоснование указано, что Раевская Г.А. в 2018 году обращалась в аптеку № 18 с. Екатеринославки с льготными рецептами на получение ЛП, в частности с рецептом от 02.10.2018 года, на получение ЛП *** таб. 200/50 мг. в количестве 1 упаковки, который поставлен на отсроченное обеспечение 26.10.2018 года. 26.10.2018 года в МА АО была направлена информация о рецепте, стоящем на отстроченном обеспечении. Указанный рецепт был обеспечен 02.11.2018 года путем отпуска ЛП - *** таб. 200/50 мг, поступившего на аптечный склад 30.10.2018 года в количестве 798 упаковок и 31.10.2018 года в количестве 7 упаковок в аптеку № 18.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

В ст. 4, п. п. 4, 5 ст. 10 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указано, что основными принципами охраны здоровья являются, в том числе ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в числе прочих применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В силу пунктов 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным Постановлением. При этом Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденными указанным Постановлением, инвалидам все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2008 года Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов (статья 4.1).

В соответствии с законодательством расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.

При этом орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.

Согласно п. 53 ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» рецепт на лекарственный препарат - письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска.

В силу п. 1.1 Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 февраля 2007 года № 110, при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Перечень № 890).

Приложением № 1 к данному Перечню гарантировано право на получение бесплатно лекарственных средств лицам, имеющим заболевание Болезнь Паркинсона.

Аналогичная норма установлена постановлением Губернатора Амурской области № 192 от 28 апреля 2008 года «О порядке лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории области, страдающих социально значимыми заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, детей первых трех лет жизни, а также граждан, лекарственные препараты для медицинского применения которым рекомендованы решением контрольно-экспертной комиссии по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан при министерстве здравоохранения Амурской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты для медицинского применения отпускаются по рецепту врача (фельдшера) бесплатно».

В соответствии с данным Порядком также правом на получение бесплатных лекарственных препаратов обладают, в том числе больные, страдающие Болезнью Паркинсона, требующей постоянной патогенетической терапии.

В судебном заседании установлено, что Раевская Г.А. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, что также подтверждается справкой серии МСЭ-2013 № ***, инвалидность установлена бессрочно.

В соответствии с медицинской картой № ***, Раевской Г.А. показан препарат ***. Из выписки следует, что данная терапия является для истца необходимой, обязательной и замене не подлежит.

ГБУЗ АО «Октябрьская больница» 03 июля 2018 года и 02 октября 2018 года Раевской Г.А. выданы рецепты серии 28017 № 685526 и серии 28018 № 631662, соответственно, на лекарственный препарат *** в количестве 2 упаковок. Однако при обращении Раевской Г.А. в филиал ЦРА № 18 ОАО «Амурфармация» лекарственный препарат истцом получен не был по причине отсутствия в аптеке.

Согласно сведениям ОАО «Амурфармация» по состоянию на 30 июля 2018 года лекарственный препарат *** в ЦРА № 18 ОАО «Амурфармация» отсутствовал.

На основании п. 3.1.18. Положения о Министерстве здравоохранения Амурской области, утвержденного Постановлением Губернатора Амурской области от 03.08.2007 года № 458, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области Министерство здравоохранения Амурской области осуществляет функции государственного заказчика областных целевых программ и проектов в сфере деятельности министерства, в том числе обеспечивает граждан лекарственными препаратами в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно пункту 8 статьи 6.1 и пункту 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок), а процедура получения инвалидами лекарственных препаратов - пунктами 2.1 - 2.8 указанного Порядка.

Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и по смыслу пункта 2.7 Порядка должно осуществляться бесперебойно.

Таким образом, законодателем четко регламентирован порядок реализации права инвалида на получение дополнительной бесплатной медицинской помощи, при этом право заявителя на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения его лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от каких-либо нормативов и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

С учетом указанных обстоятельств и приведенных выше норм закона, суд считает, что ответчик ненадлежащим образом исполнил обязанности по своевременному обеспечению Раевской Г.А. лекарственными препаратами, в связи с чем бездействие ответчика по не предоставлению истцу лекарственного препарата *** при обращении за ним судом расцениваются как незаконные.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в частности из представленных стороной ответчика рецептов серии 28017 № 685526 и серии 28018 № 631662, лекарственный препарат *** в количестве 2 упаковок был отпущен Раевской Г.А. по рецепту 02 ноября 2018 года.

Таким образом, поскольку 02.11.2018 года Раевская Г.А. обеспечена лекарственным препаратом *** по рецептам от 30 июля 2018 года и от 02 октября 2018 года, права и законные интересы истца в настоящее время не нарушаются, так как лекарственный препарат предоставлен, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора Октябрьского района об обязании обеспечить лекарственными препаратами Раевскую Г.А.

Кроме того, доводы стороны истца о перебойном обеспечении лекарственными препаратами судом признаются необоснованными, поскольку действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты права, как обеспечение лекарственными препаратами на будущее время, то есть до того, как права гражданина нарушены.

В этой связи прокурору Октябрьского района в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Амурской области надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору Октябрьского района, действующего в интересах Раевской Г. А., в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Амурской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом ***, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

ПредседательствующийЕ.А. Фирсова

Мотивированное решение составлено 06.12.2018 года

2-9155/2018 ~ М-9220/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Октябрьского района
Раевская Галина Александровна
Ответчики
Министерство здравоохранения Амурской области
Другие
Правительство Амурской области
ГБУЗ АО Октябрьская больница
ОАО Амурфармация
Суд
Благовещенский городской суд
Судья
Фирсова Е.А.
02.11.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2018[И] Передача материалов судье
07.11.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2018[И] Судебное заседание
05.12.2018[И] Судебное заседание
06.12.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2019[И] Дело оформлено
05.04.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее