РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2019 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Трусковой А.В., помощнике судьи Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4372/2019 по административному иску Министерства здравоохранения Республики Бурятия к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Республики Бурятия обратилось в суд с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства ...
В обоснование заявленных требований указано, что решением Баргузинского районного суда Республики Бурятия по делу ... удовлетворены требования Управления Роспотребнадзора по РБ к ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница», Минздраву Республики Бурятия об обязании выполнить требования санитарного законодательства. Согласно решению суда Минздрав РБ обязан как главный распорядитель бюджетных средств осуществить финансирование для устранения ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» нарушений требований законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения. Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение изменено в части срока осуществления финансирования расходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в части обязания Минздрава РБ выполнить требования санитарного законодательства отказано. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по РБ возбуждено исполнительное производство .... ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем вынесено постановление об обязании Министерства здравоохранения Республики Бурятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести финансирование расходов на выполнение ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница» мероприятий по выполнению требований санитарного законодательства РФ, установленных решением Баргузинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время у Минздрава РБ отсутствует реальная возможность исполнения решения суда в связи с отсутствием возможности выделения дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета для осуществления мероприятий по исполнению решения суда ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ». Учитывая дефицит республиканского бюджета, возможность выделения свей суммы сразу минимальна. Определением Баргузинского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ Минздраву РБ предоставлена отсрочка исполнения решения Баргузинского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ Просит освободить Министерство здравоохранения Республики Бурятия от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ ... о взыскании с Министерства здравоохранения исполнительского сбора в сумме 50000, 00 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление Роспотребнадзора по РБ.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Осокина И.А. требования заявления поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в нем, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика и заинтересованного лица Межрайонного отдела судебных приставов по республике Бурятия Халудорова Е.И., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании требования истца не признала, просила в иске истцу отказать.
Управление Роспотребнадзора по РБ, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени слушания по делу, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что решением Баргузинского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ по делу ... с учетом Апелляционного определения Верховного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ на Министерство здравоохранения Республики Бурятия возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести финансирование расходов на выполнение ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница» мероприятий по выполнению требований санитарного законодательства РФ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Министерства здравоохранения Республики Бурятия возбуждено исполнительное производство ..., установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Бурятия исполнительского сбора в размере 50000,00 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 3 ст. 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 названного Федерального закона).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В рассматриваемом случае, поскольку в течение установленного 5-дневного срока требования исполнительного документа не были исполнены в добровольном порядке, у судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Бурятия имелись законные основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора с должника – Министерства здравоохранения РБ.
Однако, исходя из доводов административного иска и представленных суду доказательств, суд считает возможным требования административного истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Так, согласно п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ... «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона обисполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Суд вправе удовлетворить требование должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора, если установит отсутствие вины должника в неисполнении требований исполнительного документа, то есть когда должник предпринял все возможные меры для надлежащего исполнения, однако, исполнительный документ не был исполнен в установленный срок по не зависящим от него причинам (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ...-КА19-3, Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ...).
Совершение должником в течение срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ, также может служить основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
По мнению суда, исполнение Министерством здравоохранения РБ требований, содержащихся в исполнительном документе - обязании произвести финансирование расходов на выполнение ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница» мероприятий по выполнению требований санитарного законодательства РФ, в установленный в постановлении судебного пристава-исполнителя срок, затруднительно.
По информации, представленной ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» для осуществления мероприятий в рамках исполнения решения суда необходимо выделение дополнительных средств на иные цели, для чего заявки направляются в Правительство РБ. Финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В соответствии с ответами истца на требования судебного пристава-исполнителя, письмами от ДД.ММ.ГГГГ ..., от ДД.ММ.ГГГГ ... Минздравом РБ направлялись заявки на финансирование приобретения оборудования согласно решению суда на каждую сессию Народного Хурала. В связи с дефицитом бюджетных средств и значительными финансовыми потребностями заявки не были одобрены.
Так, в связи с невозможностью в полном объеме исполнить решение суда определением Баргузинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» было отсрочено исполнение решения Баргузинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ Определением Баргузинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Министерства здравоохранения РБ исполнение решения Баргузинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ было отсрочено в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Также суд принимает во внимание, что Баргузинским районным судом РБ было установлено, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ ... истцом подана заявка на сентябрьскую сессию Народного Хурала.
Таким образом, в настоящее время у Минздрава РБ отсутствует реальная возможность исполнения решения суда в связи с отсутствием возможности выделения дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета для осуществления мероприятий по исполнению решения суда ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ».
Оценивая в совокупности представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа вызвано не злостным уклонением должника от исполнения судебного решения, а объективной невозможностью исполнения требований в предложенный срок в связи с тем, что исполнение судебного акта зависело от наличия денежных средств в бюджете.
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела.
При таком положении дела, отсутствуют основания для вывода о том, что неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок было вызвано виновным противоправным поведением должника. Исходя из характера обязательства, а также специфики деятельности должника, суд признает заслуживающими внимания доводы административного истца о том, что неисполнение вызвано объективной невозможностью исполнения в предложенный срок, что в совокупности дает основание для освобождения должника от уплаты исполнительного сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Министерства здравоохранения Республики Бурятия удовлетворить.
Освободить Министерство здравоохранения Республики Бурятия от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава – исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства ...
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца через Советский районный суд гор. Улан-Удэ
Мотивированное решение составлено 15.11.2019 г.
Судья Е.А. Богомазова