Дело № 2а-722/2019
УИД 75RS0005-01-2019-001142-13
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 декабря 2019 года
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Селюка Д.Н.,
при секретаре Кудрявцевой О.П.,
с участием представителя административного истца – главы администрации сельского поселения «Катангарское» Бабанина А.В.,
рассмотрев в г. Петровске-Забайкальском Забайкальского края административное дело по административному исковому заявлению администрации сельского поселения «Катангарское» к Петровск-Забайкальскому <адрес>ному отделу судебных приставов УФССП по Забайкальскому краю, заместителю начальника Петровск-Забайкальского районного отдела судебных приставов УФССП по Забайкальскому краю ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Петровск-Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю от 12.11.2019 года в рамках исполнительного производства №-ИП,
у с т а н о в и л:
Администрация сельского поселения «Катангарское» в лице главы сельского поселения Бабанина А.В. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что 06.03.2019 года судебным приставом Петровск-Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1 О.С. на основании решения Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 21.06.2018 года по делу № 2-618/2018 возбуждено исполнительное производство №-ИП об обязании администрации сельского поселения «Катангарское» в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по осуществлению межевания, установлению границ на местности, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права на 4 земельных участка, занятые кладбищами, расположенные в границах сельского поселения «Катангарское». 12.11.2019 года заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Петровск-Забайкальского ФИО1 УФССП России по Забайкальскому краю ФИО3 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения в размере <данные изъяты> рублей. Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 года № 13-П, и ст. 401 ГК РФ, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Решение суда по делу № 2-618/2018 от 21.06.2018 года не выполнено администрацией лишь в части постановки на государственный кадастровый учет 2 земельных участков и регистрации права на 3 земельных участка, занятые под общественные кладбища, расположенные в границах сельского поселения. В целях исполнения решения суда администрацией сельского поселения «Катангарское» 25.03.2019 года заключен договор подряда № на выполнение кадастровых работ с ИП ФИО5, согласно п. 1.1 которого исполнитель принимает на себя обязательства выполнить кадастровые работы в отношении 4-х земельных участков местоположение которых: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Катангар (кладбище); Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, нп. Лесоучасток Катангар (кладбище); Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Кукун (кладбище); Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Орсук (кладбище). Кадастровые работы направлены на «Постановка на учет земельных участков». Земельные участки, на которых располагаются кладбища с. Катангар и с. Орсук поставлены кадастровым инженером на кадастровый учет. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение которого Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, сельское поселение «Катангарское» (с. Орсук кладбище) предоставлен администрацией муниципального района «Петровск-Забайкальский район» в постоянное (бессрочное) пользование администрации сельского поселения «Катангарское», осуществлена регистрация права, что подтверждается постановлением Администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>. По земельному участку с кадастровым номером 75:16:490101:205, местоположение Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, сельское поселение «Катангарское», урочище «Откоп» (с. Катангар кладбище) готовится пакет документов для перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. При выполнении кадастровых работ по постановке на учет земельных участков, на которых располагаются кладбища с. Кукун и нп. Лесоучасток Катангар, кадастровым инженером установлено, что данные участки находятся на землях лесного фонда (заключение кадастрового инженера ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ), что затруднило постановку участков на кадастровый учет, в связи с возникшей необходимостью обращения в Министерство природных ресурсов Забайкальского края с ходатайством о согласовании перевода земельных участков из земель лесного фонда в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. С учетом изложенного, у администрации поселения отсутствует вина в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, так как были приняты все необходимые меры для исполнения решения Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 21.06.2018 года по делу № 2-618/2018. Кроме того, уплата органом местного самоуправления исполнительского сбора нецелесообразна, так как денежные средства в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений по указанным категориям, фактически взыскиваются в виде исполнительского сбора в другой бюджет одной бюджетной системы РФ. В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Административный истец просит суд освободить его от уплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель административного истца Бабанин А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснив, что в марте 2019 года их обязали оформить документы на 4 кладбища, оформили на 1 кладбище, в Катангаре оформили на 80 %, кладбища на лесоучастке Катангар и Кукуне попали в зону леса. Подали ходатайство о продлении срока исполнения, так как оформление документов затянется на год, бездействия администрации нет. 23.10.2019 года специалист по имуществу переведена на должность бухгалтера, 17.11.2019 года приняли нового специалиста по имуществу. 18.11.2019 года обратились с ходатайством о продлении срока исполнения решения суда, которое возвращено, так как не представлены документы. Отсрочка была предоставлена до ноября 2019 года. Просит суд отменить решение судебного пристава о взыскании исполнительского сбора, как незаконное, так как полного бездействия с их стороны не было, они оформляют ходатайство, будут просить предоставить отсрочку исполнения решения суда еще на полгода.
Представитель Петровск-Забайкальского РО СП УФССП по Забайкальскому краю по доверенности ФИО3 в суд не явилась, при этом в возражениях на заявленные требования указала, что изложенные административным истцом в заявлении доводы являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению в силу требований ч. 1 ст. 227 КАС РФ, из которых можно сделать вывод, что для признания бездействия незаконным должна быть совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца и незаконность в поведении административного ответчика. По находящемуся в производстве исполнительному производству №-ИП административному истцу ДД.ММ.ГГГГ Петровск-Забайкальским городским судом была предоставлена отсрочка исполнении решении суда до 01.11.2019 года. По истечении указанной даты, администрацией сельского поселения «Катангарское» представлены документы по оформлению одного земельного участка № <данные изъяты>. 12.11.2019 года в силу ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, вручено требование и предупреждение по ст. 315 УК РФ, так как после истечения отсрочки должник не представил необходимых документов по исполнению решения суда. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителя административного истца, исследовав и оценив представленные административным истцом в подтверждение заявленных требований доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
На основании ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.
На основании ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Решением Петровск-Забайкальского городского суда от 21.06.2018 года по делу № 2-618/2018 по иску Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора, принятым по результатам рассмотрения дела с участием представителя ответчика – главы администрации сельского поселения «Катангарское» ФИО4 и принятия судом признания иска ответчиком, на администрацию сельского поселения «Катангарское» возложена обязанность в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по осуществлению межевания, установлению границ на местности, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права на 4 земельных участка, занятые под общественные кладбища, расположенные в границах сельского поселения «Катангарское».
Определением Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 22.04.2019 года администрации сельского поселения «Катангарское» предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда до 01.11.2019 года
В рамках возбужденного на основании постановления судебного пристава- исполнителя Петровск-Забайкальского РОСП ФИО8 от 06.03.2019 года исполнительного производства №-ИП постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Петровск-Забайкальского ФИО1 УФССП России по Забайкальскому краю ФИО3 от 12.11.2019 года принято решение о взыскании с должника администрации сельского поселения «Катангарское» исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения в размере <данные изъяты> рублей, так как в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на основании решения Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 24.07.2018 года по делу № 2-618/2018, не исполнен.
Согласно постановлению администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» № 575 от 15.08.2019 года администрации сельского поселения «Катангарское» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, для размещения кладбища в границах, определенных выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, площадью 5724 кв.м., местоположение участка - Забайкальский край Петровск-Забайкальский район, сельское поселение «Катангарское», согласование перевода которого из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для выпаса скота», государственная собственность на который не разграничена, в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения администрации сельского поселения «Катангарское» для размещения кладбища проведено по постановлению администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» № 813 от 19.11.2019 года.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № № подтверждается постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение которого Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, сельское поселение «Катангарское» для размещения кладбища.
Согласно п. 1.1 договора подряда № от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО5 принимает на себя обязательства выполнить кадастровые работы в отношении 4-х земельных участков, местоположение которых: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Катангар (кладбище); Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, нп. Лесоучасток Катангар (кладбище); Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Кукун (кладбище); Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Орсук (кладбище). Кадастровые работы направлены на «Постановка на учет земельных участков».
Из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П следует, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).
В судебном заседании установлено, что административным истцом решение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 21.06.2018 года, вступившее в законную силу 24.07.2018 года, которым на администрацию сельского поселения «Катангарское» возложена обязанность в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по осуществлению межевания, установлению границ на местности, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права на 4 земельных участка, занятые под общественные кладбища, расположенные в границах сельского поселения «Катангарское», в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу не исполнено, как не исполнено оно и после предоставления определением того же суда от 22.04.2019 года административному истцу отсрочки исполнения решения до 01.11.2019 года.
В связи с этим и исполнением администрацией сельского поселения «Катангарское» решения суда в отношении одного кладбища, вынесено постановление от 12.11.2019 года о взыскании исполнительского сбора за неисполнение администрацией сельского поселения «Катангарское» после истечения отсрочки решения суда в добровольном порядке. При этом, доказательств обращения в суд с заявлением о предоставлении отсрочки после 01.11.2019 года административным истцом в суд не представлено.
Тем самым, административным истцом не представлено достаточных доказательств в подтверждение принятия им всех необходимых мер для надлежащего исполнения решения Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 21.06.2018 года по делу № 2-618/2018 в рамках возбужденного в установленном порядке исполнительного производства №-ИП по исполнению этого решения суда.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 228 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административных исковых требований администрации сельского поселения «Катангарское» отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна.
Судья: Селюк Д.Н.