РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
г. Самара 17 мая 2017 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Усенко А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-373/2017 по иску Гомановой О.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Иск Гомановой О.Н. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.08.2015 года в размере 3 830 400 рублей.
Датой подачи Гомановой О.Н. заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 26.12.2016 г., в суд – 17.03.2017 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Калинникова
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 17 мая 2017 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Усенко А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-373/2017 по иску Гомановой О.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Гоманова О.Н. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.08.2015 года в размере 3 367 000 рублей.
Административный истец полагает, что результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка в размере 13 442 839, 20 рублей, завышены, чем нарушаются её права как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявления Гоманова О.Н. ссылается на отчет об оценке от ДД.ММ.ГГ. №, подготовленный специалистом ООО «<данные изъяты>», которым по состоянию на 10.08.2015 г. определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 3 367 000 рублей, подтвержденный положительным экспертным заключением Некоммерческого партнерства «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ. №.
На основании изложенного, истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Истец Гоманова О.Н. и её представитель, представители административных ответчиков - Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области и заинтересованного лица – Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представителем истца Сидоровой Т.В., действующей на основании доверенности, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца с учетом результатов проведенной судебной экспертизы.
Представитель Администрации г.о. Самара Краснопевцева Т.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя администрации городского округа Самара, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Гомановой О.Н. подлежат частичному удовлетворению в соответствии с результатами судебной экспертизы, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что Гомановой О.Н. на праве собственности принадлежит объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ..
Вышеуказанный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ..
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. N 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22 июня 2015 г. N 388), под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
В силу пункта 10 названных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013г. № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков, согласно которым по состоянию на 10.08.2015 года кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером № составляет 13 442 839, 20 рублей.
Из приведенных выше норм права следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена методом массовой оценки.
Поскольку административный истец является собственником указанного земельного участка и оплачивает земельный налог исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, его права и законные интересы напрямую затрагиваются установленной кадастровой стоимостью земельного участка методом массовой оценки.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ обращение Гомановой О.Н. в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.08.2015 г., является обоснованным.
Обязательный досудебный порядок урегулирования спора в данном случае не предусмотрен, поскольку заявитель является физическим лицом.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что 26.12.2016 г. Гоманова О.Н. обращалась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГ. № заявление отклонено.
Разрешая заявленные требования административного истца, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества по состоянию на 10.08.2015 г. При этом, в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
При этом, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденные постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013г. № 610, административный истец представил суду отчет об оценке от ДД.ММ.ГГ. №, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>».
Согласно данному отчету рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 10.08.2015 г. составляет 3 367 000 руб. (л.д. №). На указанный отчет получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ. № (л.д.№).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении.
Учитывая наличие возражений заинтересованного лица – администрации городского округа Самара относительно достоверности представленного административным истцом отчета об оценке и исходя из распределения бремени доказывания, судом по ходатайству представителя администрации была назначена судебная оценочная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости объекта капитального строительства.
Согласно заключению судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГ.., проведенной экспертом ООО «<данные изъяты>», итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 10.08.2015 года составляет 3 830 400 рублей (л.д. №).
Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки, утверждённых приказами Минэкономразвития России.
В данном случае судебная экспертиза проведена экспертом, обладающим специальными знаниями в области исследований, имеющим необходимую квалификацию. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в установленном процессуальным законом порядке.
Оценивая экспертное заключение ООО «<данные изъяты>» по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что исследование проводилось экспертом на основе изучения представленных материалов административного дела с проведением непосредственного осмотра объекта исследования – земельного участка с кадастровым номером №. Определенная в экспертном заключении итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки не является произвольной, при оценке земельного участка эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертное заключение ООО «<данные изъяты>» содержит описание качественных и количественных характеристик объекта исследования и аналогов, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования; описание процесса оценки объекта в рамках сравнительного подхода, обоснование выбора используемого подхода к оценке объекта исследования, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.
Из заключения следует, что экспертом проанализирован рынок объекта оценки и сделан вывод, что оцениваемый объект принадлежит к сегменту рынка под производственно-складскую застройку (зона ПК3).
В заключении экспертом приведен процесс оценки объекта исследования методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, в результате которого рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составила без учета НДС – 3 830 400 рублей. В целях определения итоговой стоимости выбрано 5 аналогов сопоставимых с исследуемым по основным ценообразующим факторам, введены корректировки на торг, местоположение, площадь, наличие ж/д ветки.
Неясностей и противоречий экспертное заключение не содержит, сомнений в его обоснованности не вызывает.
Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт» и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного земельного участка, сторонами и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о проведении повторной, дополнительной экспертиз, не заявлено. Представитель административного истца против выводов судебной экспертизы и установления кадастровой стоимости участка с учетом результатов данной экспертизы не возражал.
При таких обстоятельствах, заключение эксперта ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГ. суд признает допустимым доказательством по делу, а величину рыночной стоимости, определенную экспертным заключением, достоверной.
Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с отчетом об оценке ООО «<данные изъяты>» не имеется, поскольку исследование проведенное в рамках судебной экспертизы является наиболее полным и аргументированным, выводы судебного эксперта убедительны и не опровергнуты, в исходе дела он не заинтересован.
Из разъяснений, содержащихся в п. 24. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое обоснование.
В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Гомановой О.Н. подлежат частичному удовлетворению, с учетом результатов судебной экспертизы.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН без принятия какого-либо дополнительного решения, при этом порядок и сроки внесения изменений также установлены названной нормой.
В ЕГРН подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорного объекта капитального строительства в размере его рыночной стоимости, установленной решением суда.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время ЕГРН) и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения Гомановой О.Н. в Комиссию по рассмотрению споров является 26.12.2016 г., в суд - 17.03.2017 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Иск Гомановой О.Н. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.08.2015 года в размере 3 830 400 рублей.
Датой подачи Гомановой О.Н. заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 26.12.2016 г., в суд – 17.03.2017 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.05.2017г.