Дело №2-АМ-222/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 сентября 2018 года село Амга
Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Будурусовой С.П., единолично, при секретаре судебного заседания Парфеновой М.П., с участием представителя истцов Анисимова З.Р., действующего на основании доверенности от 3 июля 2018 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анисимова З.Р. в интересах Романова П.А., Романова А.П., Романовой Е.Е., несовершеннолетних Р.1, Р.2 к администрации МО «Чапчылганский наслег» об установлении факта постоянного проживания, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате весеннего паводка на территории МО «Чапчылганский наслег», признании права на получение компенсационных выплат и обязании ответчика включить их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости,
установил:
Представитель истцов Анисимов З.Р. в интересах Романова П.А., Романова А.П., Романовой Е.Е., несовершеннолетних Р.1, Р.2 обратился в суд с иском к администрации МО «Чапчылганский наслег» об установлении факта их постоянного проживания на момент возникновения чрезвычайной ситуации 8 мая 2018 года по адресу: <адрес>, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате весеннего паводка в мае 2018 года на территории МО «Чапчылганский наслег» МР «Амгинский улус(район)» Республики Саха(Якутия), признании за ними права на получение компенсационных выплат за счет бюджетных ассигнований из резервных фондов Российской Федерации и Республики Саха(Якутия), обязании включения их в список граждан, имеющих право на получение единовременной материальной и финансовой помощи за утрату имущества первой необходимости, мотивируя тем, что жилой дом, в котором проживают истцы Романов П.А., Р.2, Романова Е.Е., несовершеннолетние Р.1, Р.2 по адресу: <адрес>, оказался в зоне чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате паводка на территории на территории МО «Чапчылганский наслег» МР «Амгинский улус(район)» Республики Саха(Якутия), они не признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и не включены в списки на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделяемых из регионального и федерального бюджетов, поскольку не были зарегистрированы по адресу: <адрес>, но с 2015 года фактически проживали и проживают в <адрес>.
В отзыве представитель ответчика – заместитель главы МО «Чапчылганский наслег» Пестерева Э.В. указала о том, что истцы Романов П.А., Романов А.П., Романова Е.Е., несовершеннолетние Р.1 Р.2 действительно проживают по адресу: <адрес>.
Истцы Романов П.А., Р.2, Романова Е.Е., представители ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного разбирательства, об отложении судебного разбирательства не просили. Представитель ответчика – администрации МО «Чапчылганский наслег» - направил заявление, в котором просил о рассмотрении дела без участия представителя.
Суд на основании статьи 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие истцов, представителей ответчика, третьего лица.
Представитель истцов по доверенности Анисимов З.Р. поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Выслушав пояснения представителя истцов, изучив доводы представителя ответчика и иные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, истцы Романов П.А., Р.2, Романова Е.Е., несовершеннолетние Р.1, Р.2 являются гражданами Российской Федерации, на момент начала возникновения чрезвычайной ситуации - паводка – 8 мая 2018 года – постоянно проживали и проживают по настоящее время в жилом доме по адресу: Республика Саха (Якутия), <адрес>, но не имели регистрацию по адресу места жительства. Факт постоянного проживания Романова П.А., Р.2, Романовой Е.Е., несовершеннолетних Р.1, Р.2 в доме по <адрес> подтверждается справками администрации МО «Чапчылганский наслег» от 3.007.2018, 04.07.2018 года, МБДОУ «ЦРР-детский сад «<данные изъяты>» от 25 мая 2018 года, МБОУ «Амгинский лицей им. академика Л.В. Киренского» от 04 июня 2018 года, Амгинского участка филиала «Коммунтеплосбыт» от 24 мая 2018 года, кадастровым паспортом здания от 24 декабря 2015 года, земельного участка от 7 октября 2013 года, справками с места работы Романова П.А., АУ «Якутское отделение энергосбыта « от 24 мая 2018 года, договором поставки коммунальных ресурсов собственникам жилого помещения от 8 сентября 2015 года, свидетельствами о рождении Р.1 I-СН№ от ДД.ММ.ГГГГ, Р.2 I-СН№ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ, копиями паспортов истцов с отметкой о регистрации.
Актом обследования частного жилого помещения и утраченного имущества граждан, поврежденных в результате паводка р. Амга с 8 мая 2018 года в Амгинском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2018 года зафиксировано, что в результате паводка поврежден жилой дом, расположенный по адресу: Республика Саха(Якутия), <адрес>, в котором проживают Романов П.А., Р.2, Романова Е.Е., несовершеннолетние Р.1, Р.2 Заключением комиссии признано, что имущество истцов утрачено полностью. Согласно письму главы МО «Чапчылганский наслег» исх. № от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Романова П.А. от 12 мая 2018 года о включении его и членов семьи в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации от весеннего паводка 2018 года на территории МО «Чапчылганский наслег» МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха(Якутия), на получение единовременной материальной и финансовой помощи отказано, поскольку истцы Романов П.А., Р.2, Романова Е.Е., несовершеннолетние Р.1, Р.2 на ДД.ММ.ГГГГ не были зарегистрированы по адресу: Республика Саха(Якутия), <адрес>. По сведениям паспорта и регистрации несовершеннолетних зарегистрированы по месту жительства 14 и 15 мая 2018 года.
Согласно распоряжению главы МО «Чапчылганский наслег» от 8 мая 2018 года №698 на территории муниципального образования «Чапчылганский наслег» с 8 мая 2018 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
На момент возникновения чрезвычайной ситуации действовали Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110. Согласно указанным Правилам бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций (пункт 2), в том числе, оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека(подпункт «г»); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека)(подпункт «д»).
При оформлении документов и выделении пострадавшим материальной помощи органы власти руководствуются методическими рекомендациями по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденными МЧС России 03.10.2014 № 2-4-87-24-7. Согласно главе II указанных Методических рекомендаций, при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства), граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) регулируется Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Республики Саха(Якутия) от 30 августа 2017 года №297, Положением о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года №01-05/1-642. Согласно пункту 1.4 вышеуказанного Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) бюджетные ассигнования резервного фонда используются для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение при чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера следующих непредвиденных мероприятий, включая, оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 5 тыс. рублей на человека(пункт «г»); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 10 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 20 тыс. рублей на человека)(пункт «д»).
Согласно пункту 6 Положения в рамках мероприятий предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения бюджетные ассигнования из резервного фонда, для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания единовременной материальной помощи и (или) оказания финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, осуществляется гражданам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, где объявлена чрезвычайная ситуация межмуниципального и республиканского характера, в том числе, гражданам, проходящим военную службу по призыву, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях любого вида и типа.
Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации. А местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей, опекунов.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в редакции от 03 апреля 2017 года) местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает вкачестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Представленные истцами доказательства постоянного проживания в жилом доме, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в результате весеннего паводка на территории МО «Чапчылганский наслег» 8 мая 2018 года, а также полной утраты имущества первой необходимости, ответчиком не оспорены, поэтому у суда нет оснований сомневаться в их достоверности. Установление факта постоянного проживания по определенному адресу имеет юридическое значение, поскольку от него зависит возникновение права на получение компенсационных выплат в результате чрезвычайной ситуации. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об установлении факта постоянного проживания Романова П.А., Р.2, Романовой Е.Е., несовершеннолетних Р.1, Р.2 на момент начала возникновения чрезвычайной ситуации 8 мая 2018 года в жилом доме по адресу: Республика Саха(Якутия), <адрес>, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате весеннего паводка в мае 2018 года на территории МО «Чапчылганский наслег» МР «Амгинский улус(район)» Республики Саха(Якутия), признании права на получение компенсационных выплат за счет бюджетных ассигнований из резервных фондов Российской Федерации и Республики Саха(Якутия), обязании включения их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 8 мая 2018 года на территории МО «Чапчылганский наслег» МР «Амгинский улус(район)» Республики Саха(Якутия).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 264 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Установить факт постоянного проживания Романова П.А., Романова А.П., Романовой Е.Е., несовершеннолетних Р.1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент начала возникновения чрезвычайной ситуации 8 мая 2018 года в жилом доме по адресу: Республика Саха(Якутия), <адрес>.
Признать Романова П.А., Романова А.П., Романову Е.Е., несовершеннолетних Р.1, Р.2 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка 8 мая 2018 года на территории МО «Чапчылганский наслег» Амгинского района Республики Саха (Якутия).
Признать за Романовым П.А., Романовым А.П., Романовой Е.Е., несовершеннолетними Р.1, Р.2 право на получение единовременной материальной помощи в результате весеннего паводка и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110 и из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия), в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Республики Саха(Якутия) от 30 августа 2017 года №297, Положением о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года №01-05/1-642.
Обязать администрацию МО «Чапчылганский наслег» МР «Амгинский улус(район)» Республики Саха(Якутия) включить Романова П.А., Романова А.П., Романову Е.Е., несовершеннолетних Р.1, Р.2 в список граждан, имеющих право на получение компенсационных выплат, предусмотренных решениями Правительства Республики Саха (Якутия) и Правительства Российской Федерации за счет средств бюджета, выделяемых из Резервных фондов Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации, в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха(Якутия) в апелляционном порядке в месячный срок со дня провозглашения.
Судья п/п С.П. Будурусова
Копия верна
Судья С.П. Будурусова