дело № 2-2918/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2018 года Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Л.В. Анисимовой,
при секретаре А.С. Губановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Мироновой Екатерины Сергеевны к Мещерякову Максиму Валерьевичу о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Миронова Е.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Мещерякову М.В., в котором просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 350 000 рублей.
В обоснование требований указано, что ответчик не выполнил взятые на себя обязательства по договору подряда и не вернул вещи истца и её детей. В период времени с мая 2017 года по настоящее время истец пытается мирно решить вопрос с ответчиком по возврату своего имущества, однако ответчик скрывается, не отвечает на телефонные звонки. В связи с тем, что действиями ответчика истцу причинены нравственные и моральные страдания, Миронова Е.С. обратилась в суд с указанными требованиями.
Истец Миронова Е.С. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом.
Ответчик Мещеряков М.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещён надлежащим образом, извещение вернулось в суд с отметкой «истёк срок хранения». Согласно ч. 2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Суд, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно статье 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года N 10 "Некоторых вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных положений действующего законодательства следует вывод о том, что компенсация морального вреда возможна в случаях причинения вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место лишь при наличии прямого указания об этом в законе.
Из пояснений истца и материалов дела усматривается, что около двух лет назад Миронова Е.С. познакомилась с Мещеряковым М.В., который мошенническим путем завладел принадлежащими ей денежными средствами на общую сумму 200 000 рублей, а также принадлежащими ей вещами на общую сумму 450 000 рублей, при следующих обстоятельствах. В декабре 2016 года Миронова Е.С. приобрела жилой дом по адресу: <адрес>, где в последующем планировала провести ремонтные работы. С этой целью, будучи знакомой с Мещеряковым М.В., договорилась с последним о проведении ремонта в доме, передав ему 21.02.2017 года денежные средства в размере 150 000 рублей и спустя месяц 50 000 рублей на ремонтные работы и строительный материал. В начале мае у Мироновой Е.С. возникла необходимость в переезде в указанный жилой дом, в связи с чем, она попросила Мещерякова М.В. перевезти вещи, которые ею были оценены в 450 000 рублей, в дом по адресу: <адрес>. Ответчик согласился перевезти вещи, но при этом пояснил, что поскольку ремонт в жилом доме не окончен, он временно перевезет вещи в гараж, как впоследствии выяснилось по адресу: <адрес>. В настоящее время ремонтные работы Мещеряков М.В. не закончил, вещи, принадлежащие Мироновой Е.С., не вернул. Истец указывает, что данными действиями ответчика ей причинены моральные и нравственные страдания, которые она оценивает в 350 000 рублей.
В силу статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из системного толкования приведенных положений закона следует, что обязанность по возмещению гражданину морального вреда влекут не любые противоправные действия причинителя вреда, а только те, которые нарушают личные неимущественные права гражданина или другие нематериальные блага.
Поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что действия ответчика направлены на нарушение личных неимущественных прав истца либо посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, истцом не представлено и судом не установлено, то оснований для вывода о виновности ответчика в причинении истцу морального вреда и для удовлетворения заявленных истцом требований о компенсации морального вреда не имеется.
Руководствуясь статьями 194–198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мироновой Екатерины Сергеевны к Мещерякову Максиму Валерьевичу о взыскании компенсации морального вреда в размере 350 000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Судья: подпись Л.В. Анисимова.
Мотивированное решение суда
изготовлено 02.10.2018 года