Решение по делу № 2-702/2015 от 29.07.2015

Дело № 2-702/2015

Мотивированное решение

составлено 18 сентября 2015 г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Заполярный

16 сентября 2015 г.

Печенгский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Карташова Е.В.,

при секретаре Луговой К.В.,

с участием:

прокурора - старшего помощника прокурора Печенгского района Мурманской области Горбатюка О.Н.,

представителя ответчика Юфимова Е.С., действующего на основании доверенности от *.*.* г. ,

представителя третьего лица администрации муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Парфеновой Е.В., действующей на основании доверенности от *.*.* г.

представителя третьего лица ГОКУ «Печенгское лесничество» Полянина С.В., действующего на основании доверенности от *.*.* ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 1» об обязании принятия мер по ограничению доступа к земельному участку и проведении рекультивации земельного участка,

установил:

прокурор Печенгского района Мурманской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 1» (далее - ОАО «ТГК-1»), третьи лица администрация муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района и государственное областное казенное учреждение «Печенгское лесничество (далее - ГОКУ «Печенгское лесничество), об обязании принятия мер по ограничению доступа к земельному участку и проведении рекультивации земельного участка.

В обоснование иска указал, что в аренде у ОАО «ТГК-1» находится земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> расположенный в <адрес>, предоставленный на основании договора аренды от *.*.* который использовался под свалку бытового мусора.

*.*.* при заключении дополнительного соглашения к названному договору аренды ОАО «ТГК-1» предложило исключить спорный земельный участок из договора аренды, однако ввиду не проведения рекультивации земельного участка в удовлетворении заявления было отказано. До настоящего времени рекультивация указанного земельного участка не произведена.

На основании ст.ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3, 4, 34, 39 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 4, 22 и 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 1 и 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 13 и 42 ЗК РФ, СанПиН 2.1.7.1038-01 от 30 апреля 2003 г. просит обязать ОАО «ТГК-1» принять меры к ограничению доступа к земельному участку с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, примыкающему к землям лесного фонда <данные изъяты>, а также его рекультивацию в срок до *.*.*

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования Печенгский район (далее - КУИ администрации Печенгского района).

Ответчик с иском не согласился. Из представленных отзывов следует, что спорный земельный участок передан ОАО «ТГК-1» в аренду как свалка бытового мусора, существующая и действующая в момент передачи. С *.*.* г. свалка не используется ОАО «ТГК-1» для размещения отходов ввиду отсутствия лицензии на размещение отходов и заключением договора с <данные изъяты>» на размещение отходов на свалке в <адрес>. Вместе с тем, бывшая свалка по всей территории поддерживается в надлежащем состоянии по причине не урегулирования органами местного самоуправления вопроса по санкционированному размещению твердых бытовых отходов населения <адрес> и иных организаций. До настоящего времени в виду удаленности <адрес> имеют место факты самовольного сброса отходов третьими лицами на участок бывшей свалки.

Указанная свалка введена в эксплуатацию в *.*.*. для обслуживания жилого поселка <адрес>, <данные изъяты> и близлежащих пограничных застав на срок <данные изъяты>. В *.*.* г. администрация <адрес> заключила с <данные изъяты>» договор аренды указанного земельного участка для размещения промышленных и бытовых отходов <адрес> и <данные изъяты>. В *.*.* г. договор аренды земельного участка был заключен с <данные изъяты>», *.*.* - с ОАО «ТГК-1». С этого момента и до настоящего времени спорный земельный участок находится в аренде у ОАО «ТГК-1», которая является правопреемником <данные изъяты>» и <данные изъяты>».

Поскольку земельный участок передавался ОАО «ГТК-1» как свалка для размещения твердых бытовых отходов, при этом иных объектов для размещения твердых бытовых отходов населением <адрес> и близлежащими пограничными заставами в указанном районе не предусмотрено, то ОАО «ТГК-1» готово возвратить указанный земельный участок как свалку, которая находится в надлежащем для указанных целей состоянии.

Полагает, что обязанность по рекультивации земельного участка должна быть возложена на его собственника - муниципальное образование Печенгский район Мурманской области, поскольку земельный участок передавался ОАО «ТГК-1» как действующий длительное время объект для размещения отходов без утвержденного проекта рекультивации.

Просит отказать в удовлетворении требований прокурора.

Третье лицо КУИ администрации Печенгского района в представленном отзыве указал, что после наделения органов местного самоуправления поселений полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения Никель, права и обязанности арендодателя по договору аренды с ОАО ТГК-1» с *.*.* г. приняла на себя администрация муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района.

Третье лицо администрация муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района с иском согласилось, о чем представило суду соответствующий отзыв.

Третье лицо ГОКУ «Печенгское лесничество» возражений на иск не представило.

Прокурор в суде настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в суде с иском не согласился, поддержав доводы, изложенные в возражениях на иск.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования городское поселение Никель в суде подержал исковые требования прокурора.

Представитель третьего лица ГОКУ «Печенгское лесничество» в суде подержал требования прокурора, суду объяснил, что территория свалки граничит с лесным фондом, в связи с чем под воздействием ветра происходит захламление земель лесного фонда отходами, перемещающимися со свалки, что негативно влияет на экологическую обстановку.

Третье лицо КУИ администрации Печенгского района в суд не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Согласно представленному ходатайству просит рассмотреть дело без участия его представителя.

Заслушав прокурора, представителей ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В суде установлено, что в аренде у ответчика в Печенгском районе Мурманской области в районе <адрес> находится земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> который ранее использовался под свалку бытового мусора.

В *.*.* г. ответчик в связи с заключением договора с <данные изъяты>» на размещение твердых бытовых отходов на свалке в <адрес> обратился с просьбой исключить земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, из состава переданных в аренду земель, однако ему в этом было отказано в связи с необходимостью произвести рекультивацию земельного участка.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются информацией ГОКУ «Печенгское лесничество» от *.*.*, информацией и.о. заместителя генерального директора - директора филиала «Кольский» ОАО «ТГК-1» Новикова А.А. от *.*.*, письменным объяснением и.о. заместителя председателя КУИ администрации Печенгского района Веверицы В.А. от *.*.* и другими материалами дела.

Из материалов дела следует, что *.*.* между КУИ администрации Печенгского района и ОАО «ТГК-1» заключен договор аренды находящихся в государственной собственности земельных участков из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения согласно приложению для использования под производственную деятельность общей площадью <данные изъяты> (далее - Договор аренды

Согласно приложению к Договору аренды в состав переданных в аренду земель входит земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты>, с разрешенным использованием под свалку бытового мусора.

В соответствие с п. 2.1 Договора аренды срок действия договора аренды устанавливается с *.*.* по *.*.*

В силу п. 6.1 Договора аренды в случае, если до окончания срока действия договора ни одна из сторон не уведомит другую сторону о прекращении договора, то договор считается продленным на неопределенный срок.

Из представленных дополнительных соглашений следует, что срок действия Договора аренды ежегодно продлевался и продолжает действовать до настоящего времени.

*.*.* ОАО «ТГК-1» заключило с <данные изъяты>» договор на оказание услуг по приему на временное складирование и последующее размещение твердых бытовых отходов на санкционированной свалке в <адрес>. Указанный договор, как следует из представленных счетов, до настоящего времени продолжает действовать.

Из протокола разногласий к дополнительному соглашению от *.*.* к Договору аренды следует, что ответчик предложил исключить спорный земельный участок из договора аренды, однако ему в этом было отказано.

Согласно п. 6.4 Договора аренды при прекращении договора арендатор обязан вернуть арендодателю участок в надлежащем состоянии.

Определяя надлежащее состояние, в котором следует вернуть земельный участок, суд руководствуется следующим.

В соответствие с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 58 Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Из статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) следует, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствие с п. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация, консервация и ликвидация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу п. 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Пунктом 1 ст. 77 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Из статьи 12 ЗК РФ следует, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

В соответствие со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Анализ приведенных норм права позволяет суду сделать однозначный вывод, что ответчик должен возвратить арендатору земельный участок, который ранее использовался им под свалку бытовых отходов, в рекультивированном виде.

В нарушение вышеуказанных норм права ОАО «ТГК-1» до настоящего времени не приняло мер к рекультивации земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> использованного ранее под свалку бытового мусора.

В силу п. 2 ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Из п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от *.*.* «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» следует, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования прокурора об обязании ответчика рекультивировать спорный земельный участок подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что указанная свалка введена в эксплуатацию в <данные изъяты> г. со сроком эксплуатации <данные изъяты>, в связи с чем указанная свалка должна была быть рекультивирована еще до передачи ее ОАО «ТГК-1» по договору аренды, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.

Так, из паспорта на сооружение (объект) для размещения твёрдых бытовых отходов <адрес> <данные изъяты>, представленном ответчиком, следует, что санкционированная свалка <адрес> принадлежит <данные изъяты>, сотрудники которого осуществляют работы по обустройству и содержанию свалки в требуемом санитарном состоянии, уничтожению, захоронению и обеззараживанию отходов.

Поскольку <данные изъяты> входит в состав ОАО «ТГК-1», при этом ответчик является правопреемником <данные изъяты>» и <данные изъяты> части имущества <данные изъяты>, в состав которых входит <данные изъяты>, следует признать, что указанная свалка была создана для обеспечения производственной деятельности ответчика.

Также не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что поскольку условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование, то и рекультивацию обязаны проводить указанные органы, т.е. органы местного самоуправления.

Так, указанные утверждения ответчика не основаны на нормах права.

Кроме того, условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, могут быть получены арендатором земельного участка при подготовке и составлении проекта рекультивации.

Одновременно суд приходит к выводу отказать в удовлетворении требований прокурора о понуждении ответчика ограничить доступ к указанному земельному участку посторонним лицам, поскольку такие требования не основаны на нормах права.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Предложенный прокурором срок, в течение которого ответчиком должны быть исполнены исковые требования, по мнению суда, является разумным. При этом ответчик не лишен возможности в случае необходимости поставить перед соответствующими органами вопрос об отсрочке исполнения указанного требования.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Печенгского района Мурманской области удовлетворить частично.

Обязать открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1» провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, примыкающего к землям лесного фонда <данные изъяты>, в срок до *.*.*

В удовлетворении исковых требований прокурора Печенгского района Мурманской области обязать открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1» принять меры по ограничению доступа к земельному участку с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> примыкающему к землям лесного фонда Лоттского участкового лесничества, отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Е.В.Карташов

2-702/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Печенгского района
Ответчики
ОАО "Территориальная генерирующая компания № 1"
Другие
Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования Печенгский район
администрация муниципального образования городское поселение Никель
ГОКУ "Печенгское лесничество"
Суд
Печенгский районный суд Мурманской области
Дело на сайте суда
pech.mrm.sudrf.ru
29.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2015Передача материалов судье
31.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2015Судебное заседание
16.09.2015Судебное заседание
18.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее