Решение по делу № 2-634/2017 от 13.01.2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2017 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи             Орловой О.В.,

при секретаре                     Бикмаевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-634/2017 по иску прокурора Падунского района г.Братска Иркутской области в интересах Аксенова В.М., Аксеновой Л.А., Аксенова Д.А., Калибердо Д.В. к Администрации муниципального образования г. Братска о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Падунского района г.Братска Иркутской области в интересах Аксенова В.М., Аксеновой Л.А., Аксенова Д.В., Калибердо Д.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования г. Братска в котором просит обязать предоставить Аксенову В.М. и членам его семьи Аксеновой Л.А., Аксенову Д.В., Калибердо Д.В. по договору социального найма вне очереди жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города Братска, находящееся в черте города Братска, отвечающее установленным санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, равнозначное по общей площади и количеству комнат ранее занимаемому, непригодному для проживания жилому помещению, состоящему из двух комнат общей площадью 34,3 квадратных метров.

В обоснование своих требований истец указал, что в прокуратуру Падунского района г. Братска обратилась Аксенова Л.А. о защите жилищных прав ее семьи. Проведенной проверкой установлено, что 03.06.1966 ФИО. был выдан ордер № *** на право вселения в квартиру № ***, состоящую из двух комнат, расположенную по адресу: г. *** ул. ***, дом № *** общей площадью 34,3 кв.м. Членами семьи ФИО. в указанном ордере значатся: муж Аксенов М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Аксенов В.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын 9 Аксенов Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Договор социального найма жилого помещения администрацией г. Братска с ФИО. и членами его семьи не заключался.

По данным поквартирной карточки формы № 10 в квартире № *** дома №*** по ул. *** в настоящее время зарегистрированы по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ Аксенов В.М., как сын нанимателя, с ДД.ММ.ГГГГ Аксенова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения как невестка нанимателя, с ДД.ММ.ГГГГ Калибердо Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения как внучка нанимателя, и с ДД.ММ.ГГГГ Аксенов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения как внук нанимателя.

Из технического паспорта на жилой дом № ***, расположенный по ул.*** в ж.р. *** в г. ***, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., следует, что жилая площадь занимаемой семьей Аксеновых квартиры № *** составляет 25,7 кв.м., общая площадь - 34,3 кв.м.    

Распоряжением мэра г. Братска от 21.05.2005 № 777 была создана межведомственная комиссия, которая произвела обследование жилых домов в г.Братске, по результатам которого многоквартирные жилые дома, построенные в период 1954-1988 г.г., в количестве 571 дома в соответствии с протоколами межведомственной комиссии от 21.09.2005 и от 20.12.2005 были признаны непригодными для проживания по причине их аварийного состояния.

Решением Думы города Братска от 30.09.2005 № 73/г-Д была утверждена Муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Братске» на 2005-2010 гг.».

Решением Думы города Братска от 29.02.2008 № 455/г-Д в указанную программу внесены изменения, в соответствии с которыми муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Братске» на 2005-2010г.» была дополнена реестром аварийного жилищного фонда в городе Братске, сформированным по состоянию на 01.01.2007, являющимся Приложением № 2 к данному решению.

В указанный реестр были включены 571 многоквартирный жилой дом.

Несмотря на то, что жилой дом № *** по ул. *** построен в 1962 г., по состоянию на январь 1990 г. имел 44 % износа, находился в аварийном состоянии, он не был обследован межведомственной комиссией в 2005 г., в связи с чем данный жилой дом не включен в вышеуказанный реестр аварийного жилищного фонда в городе Братске.

Кроме того, администрации г. Братска о значительном износе дома № *** по ул. *** было известно еще в августе 2009 г., что следует из ответа на обращение жительницы данного дома ФИО. от 14.08.2009 № 1051, подписанного председателем комитета по управлению Правобережным округом администрации г. Братска.

Учитывая многочисленные обращения жильцов дома № *** по ул.*** в различные инстанции города, администрацией г. Братска для подготовки документов в межведомственную комиссию и решения вопроса о непригодности для проживания граждан в указанном доме инициировано обследование данного дома службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, по результатам которого ДД.ММ.ГГГГ получена копия акта №*** от ДД.ММ.ГГГГ об установленных фактах нарушений использования и сохранности жилищного фонда, соответствия жилых помещений и коммунальных услуг требованиям Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, выразившиеся в неисправность фундамента дома, его стен и перегородок, полов, оконных и дверных блоков, кровли, электропроводки, систем отопления, водоснабжения и канализации.

Несмотря на то, что администрация г. Братска с 12.05.2011 обладала сведениями о неисправности фундамента, стен, перекрытий, полов, шифера, оконных и дверных блоков, электропроводки, систем отопления, горячего и голодного водоснабжения, канализации в доме №*** по ул. ***, межведомственной комиссией, утвержденной постановлением администрации г.Братска от ДД.ММ.ГГГГ***, указанный дом был обследован только ДД.ММ.ГГГГ.

Заключением межведомственной комиссии № 144 от 28.08.2012 принято решение о необходимости признания данного дома аварийным и непригодным для проживания в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее по тексту Положение).

Вместе с тем, несмотря на признание дома № *** по ул. *** аварийным и подлежащим сносу 28.08.2012 г., его обследование произведено администрацией г. Братска несвоевременно.

Таким образом, бездействие администрации г. Братска в период с 12.05.2011 по 31.12.2011 о признании дома № 5 по ул.Горького аварийным и подлежащим сносу исключило возможность переселения жителей дома № *** по ул.*** в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жилище» и Государственной программы Иркутской области «Доступное жилье», что нарушило жилищные права граждан.

В связи с тем, что многоквартирный дом № *** по ул. *** признан аварийным после 01.01.2012, он включен в муниципальную программу г. Братска «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем на 2014-2025 годы», утвержденную постановлением администрации г.Братска от 15.10.2013 № 2759. В соответствии с постановлением администрации г.Братска от 09.06.2015 № 1412 срок переселения жителей данного дома установлен до 2025 г.

Включение жилого дома № *** по ул. *** в указанную программу состоялось ввиду несвоевременного признания этого дома непригодным для проживания, что стало возможным по вине администрации города Братска.

Предусмотренный срок отселения граждан из жилого дома № *** по ул.*** не соответствует фактическому состоянию указанного дома.

ДД.ММ.ГГГГ жилой дом № *** по ул.*** был обследован службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, результаты которого оформлены актом № *** от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с данным актом жилой дом № *** по ул. *** является двухэтажным зданием в деревянном исполнении с шиферной кровлей, построенным в 1962 году.

В акте №*** от ДД.ММ.ГГГГ службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области отражены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», зарегистрированным в Минюсте РФ 15 октября 2003 г. N 5176 (далее по тексту Правила и нормы), выявленные при обследовании жилого дома № 5 по ул. Горького в г. Братске.

Так, в нарушение п.п. 4.1. Правил и норм неисправен ленточный фундамент: местами разрушен слой штукатурки цоколя дома, примыкание цоколя лкотмостке, прогибы, контруклон, разломы отмостки.

В нарушение п.п. 4.2.1., 4.2.2. Правил и норм наружные брусовые стены поражены гнилью низа стен, под окнами, произошло растрескивание, рассыхание доски обшивки фасада здания, во внутренних перегородках дома нарушение сопряжений, повреждение отделочных слоев (коробление штукатурки).

В нарушение п.п. 4.3., 4.4. Правил и норм прогнулись междуэтажные и чердачные перекрытия дома, балки и доски поражены гнилью, разрушена древесина конструкций, отмечается общий уклон перекрытий, значительный в сторону санузлов, полы деформированы, имеется зыбкость, просадка, изношенность и стертость ходовой доски, наблюдаются доски различной толщины (следу ремонтов).

В нарушение п.п. 4.6. Правил и норм отмечается неисправность листов шифера и стропильных конструкций: поражение гнилью отдельных элементов крыши, стропильной системы, прогиб, трещины, сколы шифера, многочисленные следы протекания на потолке лестничных клеток подъезда №1, жалобы жителей на течь с кровли (квартиры №№7,8); также отмечается неисправность слухового окна - отсутствует остекление, фурнитура, имеется уклон конструкции.

В нарушение п.п. 4.7. Правил и норм оконные и дверные блоки в доме неисправны. Оконные блоки перекошены, разрушено сопряжение, частично поражены гнилью, расшатаны переплеты, стерты притворы, отмечается расслоение древесины, хрупкость стекла. Дверные полотна осели, расшатаны, притвор не плотный, полотна и коробки перекошены.

В нарушение п.п. 5.6.2., 5.6.5., 5.6.6. Правил и норм электропроводка в доме неисправна и не соответствует Правилам устройства электроустановок, утвержденным Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 г. (в ред. от 20.06.2003 г.), имеются провисания, многочисленные следы ремонта, потеря эластичности.

В нарушение п.п. 5.2. Правил и норм система отопления в доме неисправна. Приборы отопления прогреваются неравномерно, резьбовые соединения покрыты ржавчиной, имеются капельные течи, трубопровод системы отопления имеет следы ремонтов - сварки, хомуты, произведена замена отдельных участков.

В нарушение п.п. 5.3., 5.8. системы горячего и холодного водоснабжения, системы канализации в доме неисправны.

В системе горячего и холодного водоснабжения имеются следы ремонтов трубопроводов - сварка, хомуты, замена отдельных участков, ржавчина в местах резьбовых соединений, неисправность смесителей, смывных бочков и запорной арматуры, конденсат, коррозия трубопроводов.

В системе канализации повреждены сантехнические приборы и чугунные трубопроводы, имеются следы течи в местах присоединения приборов.

Результаты обследования дома № *** по ул. *** свидетельствуют о несоответствии жилого помещения, предоставленного Аксенову В.М. и членам его семьи Аксеновой Л.А., Аксенову Д.В., Калибердо Д.В. для проживания, требованиям ч. 2 ст. 15 ЖК РФ и требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.

В соответствии п.п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

На основании п. 3 ст. 85 ЖК РФ граждане подлежат выселению из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Братска следует, что квартира № *** дома № *** по ул. *** в г. Братске является муниципальной собственностью г. Братска, следовательно, наймодателем данного жилого помещения - администрация муниципального образования города Братска. Проживая в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, Аксенов В.М., Аксенова Л.А., Аксенов Д.В., Калибердо Д.В. на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ подлежат признанию нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Предоставление гражданам в связи с выселением из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Таким образом, на наймодателя жилого помещения, занимаемого Аксеновым В.М., Аксеновой Л.А., Аксеновым Д.В., Калибердо Д.В., - администрацию муниципального образования города Братска законом возложена обязанность предоставить вышеперечисленным лицам благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, которое должно быть равнозначным не только по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, но и соответствовать ему и по количеству комнат, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В судебном заседании помощник прокурора Падунского района г.Братска Бредихина О.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит иск удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснила, что Аксенов В.М., Аксенова Л.А., Аксенов Д.В., Калибрдо Д.В. состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма – с 18.11.2016г.

В судебном заседании истец Аксенова Л.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, суду дополнительно пояснила, что иного жилья ее семья не имеет. Материальной возможности приобрести иное жилое помещение в собственность, они лишены возможности. Просит иск удовлетворить.

В судебное заседание истцы Аксенов В.М., Аксенова Д.В., Калибердо Д.В. не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения гражданского дела.

В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования г. Братска по доверенности от 27.12.2016 года Дворникова Е.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что в г.Братске предоставление жилых помещений гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, осуществляется на основании муниципальной программы города Братска «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем на 2014-2025 годы» утвержденной постановлением администрации города Братска от 15.10.2013 № 2759. Жилой дом, расположенный по адресу: г.***, ул. *** включен в данный Реестр.

Данная муниципальная целевая программа имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлена на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности. Отказа в предоставлении жилого помещения под переселение не было, соответственно права истцов на предоставление жилого помещения не нарушены. Предоставление жилых помещений истцам ранее повлечет нарушение прав других граждан, которые проживают в домах, включенных в программу.

Администрация города Братска, признавая право граждан, проживающих в жилых помещениях, являющихся аварийными, на получение нового, благоустроенного жилья, реализует это право путем постепенного программного планирования переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Делается это исходя из ограниченности средств бюджета. У города отсутствуют средства в бюджете в таком объеме, чтобы удовлетворить разом потребность всех граждан в благоустроенном жилье. В противном случае, если пустить все средства бюджета на решение только одного этого вопроса, иные вопросы местного значения оставались бы просто нерешенными. Не решались бы вопросы здравоохранения, образования, ремонта дорог и др. Между тем, согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» неисполнение главой муниципального образования вопросов местного значения в течение трех и более месяцев может служить основанием для его отставки.

В настоящее время истцы на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоят в администрации г.Братска с 18.11.2016г. Исходя из изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав в судебном заседании участников процесса, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В силу статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, когда жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ гражданам, выселяемым из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, признанного непригодным для проживания, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется наймодателем.

В соответствии со статьей 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 ГПК РФ Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Анализируя представленные судом доказательства, суд считает установленным, что на основании ордера № 5896 от ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО. с семьей в составе 3 человек: муж Аксенов М.А., дети Аксенов В.М., Аксенов Г.М. вселились в квартиру по адресу: г. ***, ул. *** д.*** кв.***, общей площадью 28,2 кв.м.

Поквартирной карточкой СРН-8 ООО "БКС" от 31.03.2016 г. подтверждается, что в квартире № *** дома №*** по ул. *** в настоящее время зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ Аксенов В.М., как сын нанимателя, с ДД.ММ.ГГГГ Аксенова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения как невестка нанимателя, с ДД.ММ.ГГГГ Калибердо Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения как внучка нанимателя, и с ДД.ММ.ГГГГ Аксенов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения как внук нанимателя.

Из технического паспорта на жилой дом № ***, расположенный по ул.*** в ж.р. *** в г. ***, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., следует, что жилая площадь квартиры № *** составляет 25,7 кв.м., общая площадь - 34,3 кв.м.    

Согласно справке Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования города Братска Аксенов В.М., Аксенова Л.А., Аксенов Д.В., Калибердо Д.В. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрации города состоят с 18.11.2016 года.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Братска следует, что квартира № *** дома № *** по ул. *** в г. *** является муниципальной собственностью г. Братска, следовательно, наймодателем данного жилого помещения - администрация муниципального образования города Братска.

Заключением межведомственной комиссии № *** от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о признания дома по адресу: г. ***, ул. ***, д.*** кв.*** аварийным и подлежащим сносу.

Согласно Постановлению администрации муниципального образования г.Братска № *** от 09.06.2015, в связи с тем, что многоквартирный дом № *** по ул. *** признан аварийным после 01.01.2012, он включен в муниципальную программу г. Братска «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем на 2014-2025 годы», утвержденную постановлением администрации г.Братска от 15.10.2013 № 2759. Срок переселения жителей данного дома установлен до 2025 г.

Включение жилого дома № *** по ул. *** в указанную программу состоялось ввиду несвоевременного признания этого дома непригодным для проживания, что стало возможным по вине администрации города Братска.

Так, решением Думы города Братска от 30.09.2005 № 73/г-Д была утверждена Муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Братске» на 2005-2010 гг.».

Решением Думы города Братска от 29.02.2008 № 455/г-Д в указанную программу внесены изменения, в соответствии с которыми муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Братске» на 2005-2010 г.» была дополнена реестром аварийного жилищного фонда в городе Братске, сформированным по состоянию на 01.01.2007, являющимся Приложением № 2 к данному решению. В указанный реестр были включены 571 многоквартирный жилой дом.

Несмотря на то, что жилой дом № *** по ул. *** построен в 1962 г., по состоянию на январь 1990 г. имел 44 % износа, находился в аварийном состоянии, он не был обследован межведомственной комиссией в 2005 г., в связи с чем данный жилой дом не включен в вышеуказанный реестр аварийного жилищного фонда в городе Братске.

Судом установлено, что учитывая многочисленные обращения жильцов дома № *** по ул.*** в различные инстанции города, администрацией г. Братска для подготовки документов в межведомственную комиссию и решения вопроса о непригодности для проживания граждан в указанном доме инициировано обследование данного дома службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, по результатам которого *** получена копия акта №*** от ДД.ММ.ГГГГ об установленных фактах нарушений использования и сохранности жилищного фонда, соответствия жилых помещений и коммунальных услуг требованиям Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, выразившиеся в неисправности фундамента дома, его стен и перегородок, полов, оконных и дверных блоков, кровли, электропроводки, систем отопления, водоснабжения и канализации.

Результаты обследования дома № *** по ул. *** свидетельствуют о несоответствии жилого помещения, предоставленного Аксенову В.М. и членам его семьи Аксеновой Л.А., Аксенову Д.В., Калибердо Д.В. для проживания, требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.

Несмотря на то, что администрация г. Братска с 12.05.2011 обладала сведениями о неисправности фундамента, стен, перекрытий, полов, шифера, оконных и дверных блоков, электропроводки, систем отопления, горячего и голодного водоснабжения, канализации в доме №*** по ул. ***, межведомственной комиссией, утвержденной постановлением администрации г.Братска от 22.09.2010 № 1932, указанный дом был обследован только ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, бездействие администрации г. Братска в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ о признании дома № *** по ул.*** аварийным и подлежащим сносу исключило возможность переселения жителей дома № *** по ул.*** в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жилище» и Государственной программы Иркутской области «Доступное жилье», что нарушило жилищные права граждан.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В части 2 статьи 57 ЖК РФ перечислены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, частью 2 статьи 57 ЖК РФ, предусмотрены исключения из общего правила предоставления жилых помещений гражданам в них нуждающимся.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом ни из статьи 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Судом достоверно установлено, что дом по адресу: г. Братск, ул. Горького, д.5 кв.6 является единственным постоянным местом жительства для Аксенова В.М. и членов его семьи, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения вне очереди в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания взамен прежнего, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям благоустроенного жилья, с соблюдением требований ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, ответчиком до настоящего времени не исполнена. Приобрести иное жилое помещение в собственность, семья лишена возможности. Иного жилья в собственности у истцов не имеется. Право пользования на какие-либо жилые помещения истицами не приобретено. Доказательств, опровергающих выводы суда, стороной ответчика, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, принимая во внимание, то обстоятельства, что жилое помещение, в котором проживают истцы, признано непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии, которое не оспорено и незаконным не признано, учитывая, что жилой дом по адресу: г.Братск, ул. Горького, 5 включен в реестр предоставления жилых помещений гражданам, проживающих в ветхих и аварийных домах в рамках осуществления муниципальной программы г.Братска "Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем на 2014-2025 г.", учитывая отсутствие у истцов на праве собственности иных жилых помещений, учитывая, что истцы стоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации города Братска, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

На основании вышеизложенного, суд находит исковые требования прокурора Падунского района г.Братска о возложении на Администрацию МО г.Братска обязанности предоставить Аксенову В.М. и членам его семьи Аксеновой Л.А., Аксенову Д.В., Калибердо Д.В. по договору социального найма вне очереди жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города Братска, находящееся в черте города Братска, отвечающее установленным санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, равнозначное по общей площади и количеству комнат ранее занимаемому, непригодному для проживания жилому помещению, состоящему из двух комнат общей площадью не менее 34,3 квадратных метра обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Падунского района г.Братска Иркутской области в интересах Аксенова В.М., Аксеновой Л.А., Аксеновой Д.А., Калибердо Д.В. удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования города Братска Иркутской области предоставить Аксенову В.М. и членам его семьи Аксеновой Л.А., Аксенову Д.В., Калибердо Д.В. по договору социального найма вне очереди жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города Братска, находящееся в черте города Братска, отвечающее установленным санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, равнозначное по общей площади и количеству комнат ранее занимаемому, непригодному для проживания жилому помещению, состоящему из двух комнат общей площадью не менее 34,3 квадратных метра.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                 О.В.Орлова

2-634/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Аксенов Дмитрий Владимирович
Прокурор Падунского района в инт.Аксенова Владимира Михайловича,Аксеновой Любови Александровны,Аксенова Дмитрия Владимировича,Калибердо Дарьи Владимировны
Калибердо Дарья Владимировна
Аксенов Владимир Михайлович
Аксенова Любовь Александровна
Ответчики
Администрация МО г. Братска
Суд
Братский городской суд
Судья
Орлова Олеся Викторовна
13.01.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.01.2017[И] Передача материалов судье
13.01.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2017[И] Судебное заседание
13.02.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2017[И] Дело оформлено
23.06.2017[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее