Дело № 2а-8082/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова А.В. при секретаре Бабиковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 03 октября 2017 года административное дело по административному иску администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми об уменьшении исполнительского сбора,
установил:
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП по РК от 29.08.2017 в размере 50000 руб. за неисполнение добровольно в срок постановления о возбуждении исполнительного производства № 11155/17/11022-ИП от 15.08.2017, сославшись на невозможность исполнения решения в установленный срок.
Административный истец, административные ответчики, извещённые о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Административный ответчик МОСП по ИОВИП УФССП по РК в заявлении просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Как установлено при рассмотрении дела, решением Сыктывкарского городского суда от 28.04.2017 по делу № 2-3893/2017 на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить Красавцевой Л.Н. с учетом членов семьи Красавцев А.Н., Красавцев Д.А. на состав семьи 3 человека, взамен ... вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г. Сыктывкара, общей площадью не менее 35,7 кв. м.
Взыскателю был выдан исполнительный лист серии ФС № 020827860 от 25.07.2017, который предъявлен к принудительному исполнению.
15.08.2017 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми в отношении Администрации МО ГО «Сыктывкар» возбуждено исполнительное производства № 11155/17/11022-ИП.
Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, Администрация МО ГО «Сыктывкар» предупреждена о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, будет взыскан исполнительский сбор.
15.08.2017 постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником администрацией МО ГО «Сыктывкар».
В течение срока для добровольного исполнения Администрацией МО ГО «Сыктывкар» решение суда не исполнено.
29.08.2017 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми Стрекаловой А.В. вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Согласно части 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, составляет 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно статье 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Согласно частям 6, 7 статьи 112 названного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Согласно пункту 2 резолютивной части названного Постановления максимальный размер исполнительского сбора может быть снижен правоприменителем с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Данная мера – исполнительский сбор – является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из представленных суду писем Департамента финансов следует, что администрация МО ГО «Сыктывкар» как бюджетное учреждение не имеет собственных денежных средств, имущество, учитываемое на балансе администрации, находится в оперативном управлении. В Администрации МО ГО «Сыктывкар» на исполнении находится значительное количество исполнительных документов по взысканию денежных средств за счет казны МО ГО «Сыктывкар». В настоящее время имеется значительный дефицит местного бюджета.
Учитывая степень вины должника, выразившейся в неисполнении в срок исполнительного документа, однако предпринявшего меры по исполнению решения суда, а также принимая во внимание длительность процедур по исполнению обязанности, возложенной судом, сложного финансового положения должника, размер взысканного исполнительского сбора, суд приходит к выводу о возможности снижения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора в пределах, установленных ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Руководствуясь ст.ст. 185 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Заявление администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» об уменьшении исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 11155/17/11022-ИП по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми от 29.08.2017, на одну четверть, то есть до 37500 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховных Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Попов А.В.