№ 2-561/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля «25» марта 2015 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Коваленко Е.Н. единолично,
при секретаре Поляковой Ю.А.,
с участием истца Капитоновой Е.В.,
представителя ответчика – УПФ РФ в Иловлинском районе Волгоградской области Шуваевой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капитоновой Е. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Иловлинском районе Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии и досрочном назначении трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Капитонова Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Иловлинском районе Волгоградской области (далее - УПФ РФ) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии и досрочном назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган.
В обоснование иска указала, что с 21 марта 1990 года по настоящее время осуществляет лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, имеет специальный стаж более 25 лет. Решением УПФ РФ в Иловлинском районе от02 марта 2015 года ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа в учреждениях здравоохранения. При этом пенсионным органом в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
- с 13 ноября 1996 г. по 07 декабря 1996 г.,
- с 10 марта 2005 г. по 05 апреля 2005 г.,
- с 17 мая 2010 г. по 12 июня 2010 г.,
- с 27 января 2015 г. по 17 февраля 2015 г..
Считает, что приобрела право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лечебной деятельности, в связи с чем, просила признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Иловлинском районе Волгоградской области №13 от 02 марта 2015 г. об отказе в установлении ей пенсии, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеназванные периоды, назначить ей пенсию с момента обращения в УПФ РФ в Иловлинском районе, т.е. с 17 февраля 2015 года.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, просила иск удовлетворить в полном объёме. Считает необоснованным исключение ответчиком из специального стажа периодов нахождения её на курсах повышения квалификации, поскольку за ней сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, повышение квалификации для медицинских работников является необходимым условием осуществления их профессиональной деятельности.
Представитель ответчика – УПФ РФ в Иловлинском районе Шуваева Ю.Н. иск не признала. Суду пояснила, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, поскольку такая возможность не предусмотрена п. п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516. В соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом в стаж включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации к периодам работы не относятся, трудовым законодательством предусмотрены гарантии для работников для работников, направляемых работодателем для повышения квалификации и профессионального обучения в виде сохранения места работы (должности) и оплаты труда. Кроме того, работодатель не кодирует оспариваемые периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации как льготные, то есть не подтверждает льготный характер работы истца в оспариваемые периоды.
Стаж работы Капитоновой Е.В. в учреждениях здравоохранения на момент обращения в УПФ РФ составлял 24 года 11 месяцев, в связи с чем, полагает, что истец не приобрела право на досрочное пенсионное обеспечение.
Считает отказ в назначении Капитоновой Е.В. льготной трудовой пенсии правоверным, а исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, регламентируется Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с изданием которого утратил силу Закон от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При разрешении спора судом установлено, что Капитонова Е.В. с 21 марта 1990 года по настоящее время работает медицинской сестрой в учреждениях здравоохранения и осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения в Иловлинской Центральной районной больнице, имеет необходимое образование (л.д. 6-7, 20).
Отказывая Капитоновой Е.В. в назначении досрочной трудовой пенсии, УПФ РФ в своём решении указал, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат зачёту в специальный стаж, т.к. они не предусмотрены пунктами 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которым в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом в стаж включаются периоды ежегодных основного и дополнительно оплачиваемых отпусков. Курсы повышения квалификации, периодами лечебной деятельности не являются и не относятся к ежегодным основным и дополнительным отпускам.
С указанными выводами УПФ РФ согласиться нельзя, так как они основаны на неправильном применении норм материального права и нарушают право истца на пенсионное обеспечение.
С учётом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу п. 4 данных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно приказу главного врача Иловлинского района № 128 от 10 ноября 1996 г. Капитонова Е.В. с 13 ноября 1996 г. сроком на 18 рабочих дней направлялась на курсы усовершенствования по циклу «Медсестры палатные терапевтических отделений» (л.д.8).
Из архивной справки № 67 от 10 марта 2015 года, выданной архивным отделом администрации Иловлинского района Волгоградской области, следует, что медсестра терапевтического отделения Капитонова Е.В. в период с 10 марта 2005 г. по 05 апреля 2005 г. направлялась на курсы усовершенствования по циклу «Сестринское дело в терапии» на основании приказа главного врача МУЗ «Иловлинская ЦРБ» № 36 от 09 марта 2005 года (л.д.11).
В периоды с 17 мая 2010 г. по 12 июня 2010 г., а также с 27 января 2015 г. по 17 февраля 2015 г. Капитонова Е.В. также направлялась на курсы повышения квалификации по циклу «Сестринское дело в терапии» на основании приказов работодателя - главного врача Иловлинского района (л.д.9, 10).
Из справки № 254 от 04 февраля 2015 года, выданной работодателем - ГБУЗ «Иловлинская центральная районная больница», следует, что спорные периоды нахождения Капитоновой Е.В. на курсах повышения квалификации, засчитываются в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии (л.д.21).
В спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации за истцом Капитоновой Е.В. сохранялось место работы (должность), выплачивалась средняя заработная плата, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспаривались в судебном заседании.
В соответствии с ранее действовавшими Основами законодательства об охране здоровья населения (утратили силу с 1 января 2012 года) и Положением "О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности", утверждённым Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19.12.1994 г. N 286 (отменен Приказом Минздрава РФ от 11.01.2000 г. N 4), прохождение курсов повышения квалификации для медицинских работников являлось обязательным, а отказ от прохождения курсов влёк отказ в продлении (выдачи) сертификата специалиста, основанием для отказа в допуске к врачебной работе, а соответственно увольнения.
Таким образом, для медицинских работников прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательным условием дальнейшего исполнения должностных обязанностей.
Исходя из приведённых выше норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения Капитоновой Е.В. на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Доводы представителя ответчика о том, что в выписке из индивидуального лицевого счёта работодателем в специальный стаж истца не закодированы оспариваемые периоды, как льготные, суд считает несостоятельными, поскольку неисполнение работодателем обязанности по предоставлению индивидуальных сведений персонифицированного учёта с кодом льготы в органы Пенсионного фонда в порядке и сроки, предусмотренные п. 5 ст. 11 Закона РФ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", не может служить основанием для ограничения пенсионных прав работника.
При таких обстоятельствах, в специальный стаж работы, дающей Капитоновой Е.В. право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, подлежат включению периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
- с 13 ноября 1996 г. по 07 декабря 1996 г. – 25 дней,
- с 10 марта 2005 г. по 05 апреля 2005 г. – 26 дней,
- с 17 мая 2010 г. по 12 июня 2010 г. – 26 дней,
- с 27 января 2015 г. по 17 февраля 2015 г. – 21 день.
Всего: 03 мес. 08 дн..
С учётом периодов, включённых ответчиком в специальный стаж Капитоновой Е.В. – 24 года 11 месяцев, а также подлежащих включению в стаж периодов периоды нахождения её на курсах повышения квалификации (всего 03 месяца 08 дней), специальный стаж Капитоновой Е.В. на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии составил 25 лет 02 месяца 08 дней, следовательно, она приобрела право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы неоправданное ограничение конституционного права Капитоновой Е.В. на социальное обеспечение.
На основании ч. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Днём обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Таким образом, по состоянию на 17 февраля 2015 года, т.е. на момент обращения в УПФ РФ по Иловлинскому району Волгоградской области, Капитонова Е.В. приобрела право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск Капитоновой Е. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Иловлинском районе Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Иловлинском районе Волгоградской области № 13 от 02 марта 2015 года об отказе в установлении пенсии Капитоновой Е.В..
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иловлинском районе Волгоградской области включить Капитоновой Е. В. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
- с 13 ноября 1996 г. по 07 декабря 1996 г. – 25 дней,
- с 10 марта 2005 г. по 05 апреля 2005 г. – 26 дней,
- с 17 мая 2010 г. по 12 июня 2010 г. – 26 дней,
- с 27 января 2015 г. по 17 февраля 2015 г. – 21 день, итого: 03 мес. 08 дн..
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иловлинском районе Волгоградской области назначить Капитоновой Е. В. досрочно трудовую пенсию по старости с 17 февраля 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Коваленко