Дело 2-79/17
РЕШЕНИЕ
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
26 января 2017 года Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Говоруха Л.Л.,
при секретаре Эн Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению С.Н к Министерству обороны РФ, федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с данным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указывая, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ гр. Д.В на состав семьи из 3 человек, в том числе и жену Д. (<данные изъяты> С.Н) Н.В. было предоставлено жилое помещение по <адрес>. В настоящее время истица одна проживает в спорном жилом помещении, несет бремя его содержания, оплачивает коммунальные услуги. В ДД.ММ.ГГГГ истец обращался к ответчику по вопросу заключения договора социального найма спорного жилого помещения, однако ей было отказано, поскольку ордер на жилое помещение и факт регистрации являются самостоятельными основаниями для проживания и пользования квартирой. Указывает, что отказ в заключении договора социального найма лишает ее права участвовать в приватизации, в вязи с чем в иске поставлены требования о признании права проживания и пользования жилым помещением по <адрес> на условиях договора социального найма.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Минобороны РФ.
В судебном заседании представитель истца – А.Д, действующий на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что спорное жилое помещение статуса служебного не имеет, предоставлялось супругу истца по истечении пяти лет прохождения службы, то есть на общих основаниях.
Представитель Минобороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. В материалах дела имеется письменный отзыв на исковое заявление, в котором с иском не согласились, указали, что основанием для заключения договора социального найма является принятое решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. В некоторых случаях такое решение может быть принято иным уполномоченным органом. Решение о предоставлении спорного жилого помещения Д.В на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Квартира была ему предоставлена как военнослужащему во временное пользование на период службы.
Истец С.Н, представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Истец С.Н извещена по электронному адресу, предоставленному её представителем А.Д, в связи с отсутствием сведений о получении ею корреспонденции по адресу указанному в исковом заявлении.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п.п.2,4 ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Согласно пп.1,2 п.3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 5 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 года, к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 6 Жилищного кодекса РФ, подтверждает это положение, указывает, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производится через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади (Приложение №5 к настоящему Положению) выдаются КЭЧ района (гарнизона). Заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).
В соответствии со ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Кроме того, учитывая, что частью 3 статьи 47 и нормами главы 3 Жилищного кодекса РСФСР, Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22.01.1993 года N 4338-1 (действовавшим до введения в действие Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 30.12.1998 года N 76-ФЗ), Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 30.12.1998 года N 76-ФЗ, а также нормами главы 10 Жилищного кодекса РФ не допускалось ранее предоставление в закрытых военных городках жилого помещения без указания "служебное", равно как в настоящее время не предусмотрено предоставление жилья в закрытых военных городках на условиях договора социального найма, кроме того, данный жилищный фонд этого военного городка не находился и не находится в ведении органа исполнительной власти администрации г. Южно-Сахалинска района, а относится к жилищному фонду Российской Федерации.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Д.В Южно-Сахалинской КЭЧ выдан ордер № на состав семьи из трех человек (жена ФИО4, сын Сергей) на вселение в жилое помещение по <адрес>.
В связи с заключением нового брака ФИО4 сменила фамилию на «С.Н».
Как видно из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «ГУЖФ», подтверждается поквартирными карточками, в жилом помещении по <адрес> в настоящее время зарегистрирована только истец С.Н
Лицевой счет оформлен на имя С.Н
В материалах дела имеется заявление С.Н, адресованное руководителю ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, датированное ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой заключить договор социального найма жилого помещения по <адрес>.
Из пояснений представителя истца следует, что ответ на данное заявление получен не был.
Как установлено судом, спорное жилое помещение распределено Южно-Сахалинской КЭЧ района Министерства обороны.
В материалах дела имеется выписка из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что в реестре федеральной собственности учтен объект недвижимости – жилой <адрес>. Указанный дом закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Судом установлено, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в ведении Министерства обороны РФ.
Спорное жилое помещение расположено при воинской части, имевшей пункт пропуска, следовательно, оно относилось к закрытому военному городку и могло быть предоставлено только как служебное.
Таким образом, доводы стороны истца, что жилое помещение статуса служебного не имеет, суд не может признать состоятельными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Какого-либо решения о предоставлении бывшему супругу истца Д.В спорного жилого помещения на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось, договор социального найма с ним не заключался и доказательств утраты или снятия статуса служебного жилья в материалах дела не имеется.
Довод стороны истца о том, что после пяти лет военной службы жилое помещение считается предоставленным на общих основаниях, не основан на нормах закона, ничем не подтвержден.
Из материалов дела и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств следует, что спорное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации в лице ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, предоставлялось мужу истца Д.В в связи с прохождением военной службы.
Распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2012 года № 1801-р года военный городок <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков Минобороны РФ. Однако на момент предоставления жилого помещения Д.В и членам его семьи, оно находилось в закрытом военном городке, то есть имело статус служебного жилого помещения.
Отсутствие у спорного жилого помещения на момент предоставления надлежащим образом оформленного служебного статуса не является основанием для признание за истцом права пользования жилым помещением на условиях социального найма, так как изначально предоставлялось семье Д.В для удовлетворения жилищных требований в связи с выполнением им определенных служебных обязанностей.
Приказом Министра Обороны РФ N 1280 от 30 сентября 2010 года "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных помещений" определен порядок и полномочия по распределению, предоставлению и заключению договоров социального найма жилых помещений.
Однако доказательств тому, что истец является военнослужащей, гражданином, уволенным со службы, либо членом семьи военнослужащего, гражданина, уволенного со службы стороной истца не представлено.
Согласно материалам дела, брак между супругами Д.В и Д. (С.Н) Н.В. ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись №). В ДД.ММ.ГГГГ Д.В, согласно карточке ф.Б убыл в <адрес>.
Согласно ч. 5 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, к пользованию служебными жилыми помещениями по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные ч. 2-4 ст.31, ст.65, ч.3,4 ст.67 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения, за исключением служебного жилого помещения, имеют равные с нанимателем права и обязанности по договору. Члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с ч.5 ст.100 и ч.2-4 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется.
Таким образом, на основании изложенного, с учетом всех совокупно исследованных обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований С.Н о признании за ней права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований С.Н к Министерству обороны РФ, федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Л.Л. Говоруха
Мотивированное решение составлено 31 января 2017 года
Председательствующий судья: Л.Л. Говоруха