Решение по делу № 2-544/2018 ~ М-412/2018 от 12.04.2018

Дело 2-544/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 мая 2018 года      г. Когалым

Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего федерального судьи Фадеева С.А.,

с участием истцов Батенькова Ю.В., Батеньковой Н.Н., представителя истцов Чудновой Е.В. и представителя ответчика Денисовой А.В., действующей по доверенности №04-28 от 26 марта 2018 года,

при секретаре Сейитхановой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по иску Батенькова ФИО18, Батеньковой ФИО19 и Батеньковой ФИО20 к администрации города Когалыма о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,                                         

                    У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском и просят признать за ними права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, мотивируя тем, что на основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ Батеньков Ю.В. был принят в <данные изъяты>. Тогда же истец был принят в очередь на улучшение жилищных условий по <данные изъяты>. По приезду истцу было предоставлено общежитие - <адрес> с регистрацией по месту жительства. В октябре ДД.ММ.ГГГГ приехала семья - жена Батенькова Н.Н. и двое детей. Семью переселили в <адрес>, а затем, в декабре ДД.ММ.ГГГГ предоставили <адрес> с регистрацией по месту жительства. В ДД.ММ.ГГГГ подошла очередь на получение жилого помещения. Ему разъяснили, что в целях закрепления кадров предоставляемая квартира будет являться служебной, а через 7 лет можно будет её приватизировать. Согласно выписке из протокола совместного заседания администрации и профкома <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и списку на заселение Батенькову Ю.В. выделена служебная <адрес> на состав семьи 4 человека. ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Когалыма выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ на служебное жилое помещение <данные изъяты> в новостройке, состоящее из двухкомнатной <адрес>, что подтверждается копией корешка ордера. В тот же день истцы вселились в указанное жилое помещение и зарегистрировались в нём ДД.ММ.ГГГГ. Предоставленная истцам квартира относилась к государственной собственности и являлась ведомственным жилым фондом. На основании приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Батеньков Ю.В. уволен по собственному желанию. В 2003 году КУМИ и ПЖ администрации г. Когалыма приняло на баланс администрации г. Когалыма жилой фонд, в числе которого значится жилой <адрес>. С даты увольнения правовая связь между истцом и его работодателем утрачена. После увольнения и до настоящего времени истец и его семья проживают в спорном жилом помещении. <адрес> был передан в хозяйственное ведение МП «УЖКХ», однако, из государственной собственности не выбывал, так как в соответствии со ст. 7 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики в РФ», в составе муниципального жилищного фонда мог находиться ведомственный фонд, переданный муниципальным предприятиям или учреждениям в хозяйственное ведение, а затем, в 2003 году, поступил в муниципальную собственность. Считают, что с Батеньковым должен был быть заключен письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. В настоящее время в спорной квартире проживают и зарегистрированы истцы и несовершеннолетние ФИО8 и ФИО9 над которыми установлена опека. При установлении опеки над несовершеннолетними, спорная жилая площадь в установленном законом порядке за ними не закреплялась. Батеньков Н.Ю. и ФИО14 на спорную жилплощадь не претендуют, в квартире не проживают.

Истец Батенькова Д.Ю. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена, о причинах неявки суду не сообщила, дело рассмотрено в её отсутствии.

Истцы Батеньков Ю.В. и Батенькова Н.Н. на иске настаивали, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.

Представитель истцов Чуднова Е.В. поддержала своих доверителей, на иске настаивала, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, считает, что к возникшим правоотношениям по пользованию спорной квартирой подлежит применению ст. 7 Закона РФ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» по аналогии.

Представитель ответчика администрации г. Когалыма Денисова А.В. иск не признала и пояснила суду, что <адрес> постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ включена в число служебных жилых помещений и предоставлялось для проживания Батенькову Ю.В., как работнику <данные изъяты>, на состав семьи четыре человека на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ на служебное жилое помещение. В соответствии с ЖК РФ, служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду и предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений или для временного проживания граждан на период их работы, службы, обучения. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем. Правовые основания для заключения договора социального найма на занимаемое жилое помещение у администрации города Когалыма отсутствуют.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, Батеньков Н.Ю., ФИО14 в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, о причинах неявки суду не сообщили, дело рассмотрено в их отсутствии, с учётом мнения сторон.

Суд, выслушав стороны, представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), собранные по делу доказательства как каждого отдельно, так и в их совокупности, дав им правовую оценку, находит иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положением п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и введении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик дома ведомственного жилищного фонда в городах, рабочих, курортных и дачных поселках подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

Судом было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Батеньков Ю.В. был принят в <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию, что подтверждается копией трудовой книжки.

Согласно свидетельству о заключении брака серии II – ФР , между Батеньковым Ю.В. и ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован брак.

В судебном заседании стороной ответчика не оспаривался факт проживания в общежитии - <адрес>, куда истец с семьей был вселён на основании решения <данные изъяты>, после семью Батеньковых переселили в <адрес>, а затем, в декабре ДД.ММ.ГГГГ предоставили <адрес> с регистрацией по месту жительства.

Согласно выписке из протокола совместного заседания администрации и профкома <данные изъяты>43 от ДД.ММ.ГГГГ и списку на заселение, подписанному начальником и председателем профкома <данные изъяты> Батенькову Ю.В. выделена служебная <адрес> на состав семьи 4 человека.

Постановлением Главы администрации - Мэра г. Когалыма от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> включена в служебный жилищный фонд. Постановлением от того же числа предписано заселить жилые помещения согласно приложению.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Когалыма выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ на служебное жилое помещение <данные изъяты> в новостройке, состоящее из двухкомнатной <адрес> что подтверждается копией корешка ордера.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и приложением к нему утвержден акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта 75-квартирного жилого дома <адрес>.

Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, заказчиком строительства дома являлось нефтегазодобывающее управление (НГДУ) «Повхнефть» п/о «Когалымнефтегаз» Миннефтегазпрома СССР, строительство осуществлено на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.08.1985 №797; проектно-сметная документация утверждена производственным объединением «Когалымнефтегаз» 19.01.1990, строительство осуществлено в сроки: февраль 1991 года.

На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ,    постановления администрации г. Когалыма от ДД.ММ.ГГГГ, приказа производственного объединения «Когалымнефтегаз» от ДД.ММ.ГГГГ, п/о «Когалымнефтегаз» было преобразовано из государственного предприятия в акционерное общество открытого типа «ЛУКойл - Когалымнефтегаз».

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ создано <данные изъяты>.

Приказом Ханты-Мансийского окружного комитета по управлению государственным и муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ была начата передача ЖЭУ с находящимся на их обслуживании жилищным фондом в ведение администрации г. Когалыма в соответствии с заключенным между п/о «Когалымнефтегаз» и администрацией <адрес> соглашением. Таким образом, ЖЭУ являлись государственными предприятиями, переданными в ведение администрации <адрес>.

В соответствии со ст.ст. 5, 6 ЖК РСФСР, предоставленная истцам квартира относилась к государственной собственности и являлась ведомственным жилым фондом.

Распоряжением Мэра г. Когалыма от ДД.ММ.ГГГГ -р комитету по управлению муниципальным имуществом и приватизации жилья г. Когалыма предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и провести мероприятия по изъятию муниципального жилищного фонда из хозяйственного ведения МП «УЖКХ» на баланс КУМИ и ПЖ администрации г. Когалыма (п. 3).

Актом приемки-передачи основных средств в бюджетных учреждениях МП «УЖКХ» передало, а КУМИ и ПЖ администрации г. Когалыма принял на баланс администрации г. Когалыма жилой фонд, в числе которого значится жилой <адрес>.

Постановлением Мэра г. Когалыма от ДД.ММ.ГГГГ изъят земельный участок, ранее отведенный в постоянное пользование НГДУ «Повхнефть» решением Тюменского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ под строительство жилого микрорайона .

В соответствии со справкой КУМИ администрации г. Когалыма от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> располагался на указанном земельном участке.

Согласно реестру муниципальной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> поступил в собственность муниципального образования г. Когалым ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Батенькова Н.Н. обратилась в администрацию г. Когалыма с заявлением о заключении договора социального найма.

Письмом администрации города от ДД.ММ.ГГГГ, Батеньковой Н.Н. в заключение договора было отказано, в связи с отсутствием правовых оснований, поскольку спорное жилое помещение включено в число служебных ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справкам Когалымского учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр имущественных отношений» от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, за Батеньковой Н.Н. (на дату ДД.ММ.ГГГГ), Батеньковой Д.Ю., Батеньковым Ю.В. объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья, на территории города Когалыма по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не значится.

Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховным Судом Российской Федерации в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 и 14 июня 2006 года (вопрос 21), разъяснено, что передача служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Таким образом, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации», действовавшей в период изъятия жилищного фонда и земельного участка из государственной собственности в муниципальную, в составе муниципального жилищного фонда мог находиться ведомственный жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

По аналогии со ст. 7 Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», учитывая то, что спорная квартира была включена в число служебных до поступления в муниципальную собственность, и ранее относилась к государственной собственности, а связь истца Батенькова Ю.В. с бывшим работодателем - государственным предприятием, в чей служебный жилищный фонд была включена спорная квартира, утрачена, в качестве служебной она использоваться не может, поскольку к отношениям по пользованию ею применяются положения о договоре социального найма.

В соответствии со ст. 106 ЖК РСФСР, действовавшего на период предоставления спорной квартиры, с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

В соответствии со ст. 14 ч. 5 Положения «О государственном социалистическом производственном предприятии», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.10.1965, с последующими изменениями, жилая площадь, построенная за счет средств фонда предприятия, полностью заселяется лицами по списку, утвержденному совместным решением администрации и комитета профсоюзов, с последующим сообщением исполкому местного Совета. В данном постановлении установлено, что на предприятиях, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, вся жилая площадь используется для удовлетворения нужд рабочих и служащих предприятия и распределяется самим предприятием с последующим сообщением местному исполкому. При этом, исполком не вправе вносить изменения в списки. Таким образом, списки на заселение составлялись в обязательном порядке по ведомственному жилому фонду, в соответствии с принятым решением о распределении жилой площади на предприятии, являлись следствием принятого решения о распределении жилой площади, и являлись документом, подтверждающим уведомление исполкома (Администрации) о принятом решении о распределении жилой площади работникам предприятия. Иными словами, список на заселение является доказательством законности распределения жилого помещения гражданину.

Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулировались п.п. 2, 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и приложении N 3 к данному постановлению. В этих нормах, в частности, определено, что объекты государственной собственности (жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В этих нормах, в частности, определено, что объекты государственной собственности (жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам), независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Оформление передачи этих объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».

Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики в РФ» было установлено, что при переходе государственных предприятий в иную форму собственности или их ликвидации, жилищный фонд передается правопреемникам этих предприятий, или органам местного самоуправления, с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, права на приватизацию.

Судом установлено, что семья Батеньковых с ДД.ММ.ГГГГ проживают в <адрес>, в которую вселились на постоянное место жительства с разрешения лица, в чьём ведении находится данное жилое помещение, на протяжении длительного времени (более 26 лет) несут расходы по содержанию жилого помещения, производят оплату коммунальных услуг, требования о выселении истцов из спорной квартиры до настоящего времени не предъявлялись, в квартире также зарегистрированы несовершеннолетние ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ и ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ, которые ДД.ММ.ГГГГ были переданы под опеку Батенькова Ю.В. и Батеньковой Н.Н., что подтверждается материалами дела. В связи с чем, суд приходит к выводу, что между истцами и администрацией города Когалыма фактически сложились правоотношения по договору социального найма на спорное жилое помещение.

С учётом изложенного, суд удовлетворяет требование истцов о признании за ними права пользования квартирой <адрес> на условиях договора социального найма.

Представителем ответчика не опровергнуто, что истцы оплачивают найм жилого помещения, исправно и длительное время, исполняя обязанности нанимателя жилого помещения по социальному найму, что истцы приобрели право пользования жилым помещением.

Доводы представителя ответчика, что правовые основания для заключения с истцами договора социального найма отсутствуют, признаны судом несостоятельными, поскольку возможное нарушение должностными лицами установленного порядка оформления документов в ходе предоставления жилого помещения не может являться основанием для умаления прав гражданина, добросовестно выполняющего обязанности нанимателя квартиры (определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.08.2008 №5-В08-77).

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

                                            Суд,

Р Е Ш И Л :

Иск Батенькова ФИО18, Батеньковой ФИО19, Батеньковой ФИО20 к администрации города Когалыма о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, удовлетворить.

Признать за Батеньковым ФИО18, Батеньковой ФИО19 и Батеньковой ФИО20 право пользования квартирой <адрес> на условиях договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры со дня изготовления решения в окончательной форме в течение месяца через Когалымский городской суд.

Мотивированное решение составлено 29 мая 2018 года.

Председательствующий С.А. Фадеев

Оригинал судебного решения находится в материалах гражданского дела 2-544/2018

2-544/2018 ~ М-412/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Батеньков Юрий Васильевич
Батенькова Дарья Юрьевна
Батенькова Надежда Николаевна
Ответчики
Администрация г. Когалыма
Другие
Чуднова Елена Васильевна
Сиднина (Паршукова) Оксана Алексеевна
Батеньков Николай Юрьевич
Суд
Когалымский городской суд
Судья
Фадеев С. А.
12.04.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2018[И] Передача материалов судье
16.04.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
04.05.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2018[И] Судебное заседание
29.05.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2018[И] Дело оформлено
13.07.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее