Дело 2-544/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 мая 2018 года г. Когалым
Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего федерального судьи Фадеева С.А.,
с участием истцов Батенькова Ю.В., Батеньковой Н.Н., представителя истцов Чудновой Е.В. и представителя ответчика Денисовой А.В., действующей по доверенности №04-28 от 26 марта 2018 года,
при секретаре Сейитхановой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по иску Батенькова ФИО18, Батеньковой ФИО19 и Батеньковой ФИО20 к администрации города Когалыма о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском и просят признать за ними права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, мотивируя тем, что на основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ Батеньков Ю.В. был принят в <данные изъяты>. Тогда же истец был принят в очередь на улучшение жилищных условий по <данные изъяты>. По приезду истцу было предоставлено общежитие - <адрес> с регистрацией по месту жительства. В октябре ДД.ММ.ГГГГ приехала семья - жена Батенькова Н.Н. и двое детей. Семью переселили в <адрес>, а затем, в декабре ДД.ММ.ГГГГ предоставили <адрес> с регистрацией по месту жительства. В ДД.ММ.ГГГГ подошла очередь на получение жилого помещения. Ему разъяснили, что в целях закрепления кадров предоставляемая квартира будет являться служебной, а через 7 лет можно будет её приватизировать. Согласно выписке из протокола совместного заседания администрации и профкома <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и списку на заселение Батенькову Ю.В. выделена служебная <адрес> на состав семьи 4 человека. ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Когалыма выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на служебное жилое помещение <данные изъяты> в новостройке, состоящее из двухкомнатной <адрес>, что подтверждается копией корешка ордера. В тот же день истцы вселились в указанное жилое помещение и зарегистрировались в нём ДД.ММ.ГГГГ. Предоставленная истцам квартира относилась к государственной собственности и являлась ведомственным жилым фондом. На основании приказа <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Батеньков Ю.В. уволен по собственному желанию. В 2003 году КУМИ и ПЖ администрации г. Когалыма приняло на баланс администрации г. Когалыма жилой фонд, в числе которого значится жилой <адрес>. С даты увольнения правовая связь между истцом и его работодателем утрачена. После увольнения и до настоящего времени истец и его семья проживают в спорном жилом помещении. <адрес> был передан в хозяйственное ведение МП «УЖКХ», однако, из государственной собственности не выбывал, так как в соответствии со ст. 7 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики в РФ», в составе муниципального жилищного фонда мог находиться ведомственный фонд, переданный муниципальным предприятиям или учреждениям в хозяйственное ведение, а затем, в 2003 году, поступил в муниципальную собственность. Считают, что с Батеньковым должен был быть заключен письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. В настоящее время в спорной квартире проживают и зарегистрированы истцы и несовершеннолетние ФИО8 и ФИО9 над которыми установлена опека. При установлении опеки над несовершеннолетними, спорная жилая площадь в установленном законом порядке за ними не закреплялась. Батеньков Н.Ю. и ФИО14 на спорную жилплощадь не претендуют, в квартире не проживают.
Истец Батенькова Д.Ю. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена, о причинах неявки суду не сообщила, дело рассмотрено в её отсутствии.
Истцы Батеньков Ю.В. и Батенькова Н.Н. на иске настаивали, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.
Представитель истцов Чуднова Е.В. поддержала своих доверителей, на иске настаивала, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, считает, что к возникшим правоотношениям по пользованию спорной квартирой подлежит применению ст. 7 Закона РФ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» по аналогии.
Представитель ответчика администрации г. Когалыма Денисова А.В. иск не признала и пояснила суду, что <адрес> постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ включена в число служебных жилых помещений и предоставлялось для проживания Батенькову Ю.В., как работнику <данные изъяты>, на состав семьи четыре человека на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ на служебное жилое помещение. В соответствии с ЖК РФ, служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду и предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений или для временного проживания граждан на период их работы, службы, обучения. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем. Правовые основания для заключения договора социального найма на занимаемое жилое помещение у администрации города Когалыма отсутствуют.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, Батеньков Н.Ю., ФИО14 в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, о причинах неявки суду не сообщили, дело рассмотрено в их отсутствии, с учётом мнения сторон.
Суд, выслушав стороны, представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), собранные по делу доказательства как каждого отдельно, так и в их совокупности, дав им правовую оценку, находит иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положением п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и введении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик дома ведомственного жилищного фонда в городах, рабочих, курортных и дачных поселках подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
Судом было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Батеньков Ю.В. был принят в <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию, что подтверждается копией трудовой книжки.
Согласно свидетельству о заключении брака серии II – ФР №, между Батеньковым Ю.В. и ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован брак.
В судебном заседании стороной ответчика не оспаривался факт проживания в общежитии - <адрес>, куда истец с семьей был вселён на основании решения <данные изъяты>, после семью Батеньковых переселили в <адрес>, а затем, в декабре ДД.ММ.ГГГГ предоставили <адрес> с регистрацией по месту жительства.
Согласно выписке из протокола совместного заседания администрации и профкома <данные изъяты>43 от ДД.ММ.ГГГГ и списку на заселение, подписанному начальником и председателем профкома <данные изъяты> Батенькову Ю.В. выделена служебная <адрес> на состав семьи 4 человека.
Постановлением Главы администрации - Мэра г. Когалыма № от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> включена в служебный жилищный фонд. Постановлением № от того же числа предписано заселить жилые помещения согласно приложению.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Когалыма выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на служебное жилое помещение <данные изъяты> в новостройке, состоящее из двухкомнатной <адрес> что подтверждается копией корешка ордера.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и приложением к нему утвержден акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта 75-квартирного жилого дома <адрес>.
Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, заказчиком строительства дома являлось нефтегазодобывающее управление (НГДУ) «Повхнефть» п/о «Когалымнефтегаз» Миннефтегазпрома СССР, строительство осуществлено на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.08.1985 №797; проектно-сметная документация утверждена производственным объединением «Когалымнефтегаз» 19.01.1990, строительство осуществлено в сроки: февраль 1991 года.
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации г. Когалыма от ДД.ММ.ГГГГ, приказа производственного объединения «Когалымнефтегаз» № от ДД.ММ.ГГГГ, п/о «Когалымнефтегаз» было преобразовано из государственного предприятия в акционерное общество открытого типа «ЛУКойл - Когалымнефтегаз».
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № создано <данные изъяты>.
Приказом Ханты-Мансийского окружного комитета по управлению государственным и муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ была начата передача ЖЭУ с находящимся на их обслуживании жилищным фондом в ведение администрации г. Когалыма в соответствии с заключенным между п/о «Когалымнефтегаз» и администрацией <адрес> соглашением. Таким образом, ЖЭУ являлись государственными предприятиями, переданными в ведение администрации <адрес>.
В соответствии со ст.ст. 5, 6 ЖК РСФСР, предоставленная истцам квартира относилась к государственной собственности и являлась ведомственным жилым фондом.
Распоряжением Мэра г. Когалыма от ДД.ММ.ГГГГ №-р комитету по управлению муниципальным имуществом и приватизации жилья г. Когалыма предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и провести мероприятия по изъятию муниципального жилищного фонда из хозяйственного ведения МП «УЖКХ» на баланс КУМИ и ПЖ администрации г. Когалыма (п. 3).
Актом приемки-передачи основных средств в бюджетных учреждениях МП «УЖКХ» передало, а КУМИ и ПЖ администрации г. Когалыма принял на баланс администрации г. Когалыма жилой фонд, в числе которого значится жилой <адрес>.
Постановлением Мэра г. Когалыма от ДД.ММ.ГГГГ № изъят земельный участок, ранее отведенный в постоянное пользование НГДУ «Повхнефть» решением Тюменского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № под строительство жилого микрорайона №.
В соответствии со справкой КУМИ администрации г. Когалыма от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> располагался на указанном земельном участке.
Согласно реестру муниципальной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> поступил в собственность муниципального образования г. Когалым ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Батенькова Н.Н. обратилась в администрацию г. Когалыма с заявлением о заключении договора социального найма.
Письмом администрации города от ДД.ММ.ГГГГ, Батеньковой Н.Н. в заключение договора было отказано, в связи с отсутствием правовых оснований, поскольку спорное жилое помещение включено в число служебных ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справкам Когалымского учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр имущественных отношений» от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, за Батеньковой Н.Н. (на дату ДД.ММ.ГГГГ), Батеньковой Д.Ю., Батеньковым Ю.В. объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья, на территории города Когалыма по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не значится.
Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховным Судом Российской Федерации в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 и 14 июня 2006 года (вопрос 21), разъяснено, что передача служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Таким образом, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации», действовавшей в период изъятия жилищного фонда и земельного участка из государственной собственности в муниципальную, в составе муниципального жилищного фонда мог находиться ведомственный жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.
По аналогии со ст. 7 Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», учитывая то, что спорная квартира была включена в число служебных до поступления в муниципальную собственность, и ранее относилась к государственной собственности, а связь истца Батенькова Ю.В. с бывшим работодателем - государственным предприятием, в чей служебный жилищный фонд была включена спорная квартира, утрачена, в качестве служебной она использоваться не может, поскольку к отношениям по пользованию ею применяются положения о договоре социального найма.
В соответствии со ст. 106 ЖК РСФСР, действовавшего на период предоставления спорной квартиры, с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
В соответствии со ст. 14 ч. 5 Положения «О государственном социалистическом производственном предприятии», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.10.1965, с последующими изменениями, жилая площадь, построенная за счет средств фонда предприятия, полностью заселяется лицами по списку, утвержденному совместным решением администрации и комитета профсоюзов, с последующим сообщением исполкому местного Совета. В данном постановлении установлено, что на предприятиях, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, вся жилая площадь используется для удовлетворения нужд рабочих и служащих предприятия и распределяется самим предприятием с последующим сообщением местному исполкому. При этом, исполком не вправе вносить изменения в списки. Таким образом, списки на заселение составлялись в обязательном порядке по ведомственному жилому фонду, в соответствии с принятым решением о распределении жилой площади на предприятии, являлись следствием принятого решения о распределении жилой площади, и являлись документом, подтверждающим уведомление исполкома (Администрации) о принятом решении о распределении жилой площади работникам предприятия. Иными словами, список на заселение является доказательством законности распределения жилого помещения гражданину.
Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулировались п.п. 2, 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и приложении N 3 к данному постановлению. В этих нормах, в частности, определено, что объекты государственной собственности (жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В этих нормах, в частности, определено, что объекты государственной собственности (жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам), независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Оформление передачи этих объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».
Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики в РФ» было установлено, что при переходе государственных предприятий в иную форму собственности или их ликвидации, жилищный фонд передается правопреемникам этих предприятий, или органам местного самоуправления, с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, права на приватизацию.
Судом установлено, что семья Батеньковых с ДД.ММ.ГГГГ проживают в <адрес>, в которую вселились на постоянное место жительства с разрешения лица, в чьём ведении находится данное жилое помещение, на протяжении длительного времени (более 26 лет) несут расходы по содержанию жилого помещения, производят оплату коммунальных услуг, требования о выселении истцов из спорной квартиры до настоящего времени не предъявлялись, в квартире также зарегистрированы несовершеннолетние ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ и ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ, которые ДД.ММ.ГГГГ были переданы под опеку Батенькова Ю.В. и Батеньковой Н.Н., что подтверждается материалами дела. В связи с чем, суд приходит к выводу, что между истцами и администрацией города Когалыма фактически сложились правоотношения по договору социального найма на спорное жилое помещение.
С учётом изложенного, суд удовлетворяет требование истцов о признании за ними права пользования квартирой <адрес> на условиях договора социального найма.
Представителем ответчика не опровергнуто, что истцы оплачивают найм жилого помещения, исправно и длительное время, исполняя обязанности нанимателя жилого помещения по социальному найму, что истцы приобрели право пользования жилым помещением.
Доводы представителя ответчика, что правовые основания для заключения с истцами договора социального найма отсутствуют, признаны судом несостоятельными, поскольку возможное нарушение должностными лицами установленного порядка оформления документов в ходе предоставления жилого помещения не может являться основанием для умаления прав гражданина, добросовестно выполняющего обязанности нанимателя квартиры (определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.08.2008 №5-В08-77).
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Суд,
Р Е Ш И Л :
Иск Батенькова ФИО18, Батеньковой ФИО19, Батеньковой ФИО20 к администрации города Когалыма о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, удовлетворить.
Признать за Батеньковым ФИО18, Батеньковой ФИО19 и Батеньковой ФИО20 право пользования квартирой <адрес> на условиях договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры со дня изготовления решения в окончательной форме в течение месяца через Когалымский городской суд.
Мотивированное решение составлено 29 мая 2018 года.
Председательствующий С.А. Фадеев
Оригинал судебного решения находится в материалах гражданского дела 2-544/2018