Решение по делу № 2а-6088/2018 ~ М-5849/2018 от 28.08.2018

Дело № 2а-6088/2018-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2018 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Картавых М.Н.,

при секретаре Журковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Середы Софьи Александровны об оспаривании отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,

установил:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что 21.06.2018 административный истец обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее Министерство) с заявлением об организации аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером . Письмом от 17.08.2018 административному истцу отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на письмо администрации Петрозаводского городского округа (далее Администрация), согласно которому на испрашиваемом земельном участке невозможно разместить объект недвижимости в связи с перепадом высот в три метра. С указанным решением административный истец не согласна, просит признать отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выразившийся в письме от 17.08.2018 №43748/12.4-21, незаконным и обязать Министерство принять решение о проведении аукциона для предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером согласно поданному заявлению.

В судебном заседании административный истец и ее представитель Пронин А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика – Ильин А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на изложенные в письменном отзыве доводы.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, материалы дел №2а-6474/2016, №2-3032/2017, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что решением Петрозаводского городского суда РК от 26.07.2016 частично удовлетворен административный иск Середы С.А. к Государственному казенному учреждению «Управление земельными ресурсами», Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок об оспаривании бездействий, понуждении к действиям. Указанным решением признан незаконным отказ Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению Середы С.А. от 25.02.2016, изложенный в ответе от 30.06.2016 №4727/124-21.

Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок обязан судом принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале , площадью 1500 кв.м., согласно заявлению Середы С.А. от 25.02.2016; в остальной части иска отказано.

Решением Петрозаводского городского суда РК от 12.05.2017 отказано в удовлетворении иска Середы С.А. к Государственному комитету по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании решения незаконным и предоставлении земельного участка. Указанным решением Середе С.А. отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 15.03.2017 № 4632/12.4-21 в предоставлении в собственность Середе С.А. земельного участка, расположенного в кадастровом квартале , площадью 1500 кв.м., и об обязании ответчика предоставить данный земельный участок в собственность Середе С.А. согласно Закону РК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» № 1560-ЗРК от 30.11.2011.

Распоряжением от 25.09.2017 №2621/20р Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок в соответствии со ст.11.3 и пунктом 14 ст.11.10 ЗК РФ, в целях предоставления земельного участка с торгов утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале , площадью 1500 кв.м., месторасположение: <адрес>. Территориальная зона – Жи. Зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки». Вид разрешенного использования - «индивидуальные жилые дома». Категория земель – «земли населенных пунктов». Этим же распоряжением в отношении земельного участка в границах зоны композиционного регулирования застройки установлены ограничения в использовании, предусмотренные ст.74 правил землепользования и застройки Петрозаводского городского округа, а также ограничения в использовании земельного участка, расположенного в границах второго пояса санитарной охраны источника водоснабжения, предусмотренные ст.56 ЗК РФ, в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

21.06.2018 Середа С.А. обратилась в Министерство с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1500 кв.м., расположенного в <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома, территориальная зона – Жи, кадастровый номер участка , цель использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства.

Письмом Министерства от 17.08.2018 №43748/12.4-21 Середе С.А. отказано в принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером . Отказ мотивирован тем, что по информации, представленной Администрацией в письме от 29.12.2017 №05-14-983-о в соответствии с проектом «Эскиз реконструкции существующей застройки со схемами инженерных сетей жилого района «Соломенное» в г. Петрозаводске» земельный участок с кадастровым номером размещен в границах выхода скальной породы с перепадом высот в три метра, что исключает возможность строительства объектов на данной территории.

В письме Администрации от 29.12.2017 №05-14-983-о, адресованном ГКУ РК «Управление земельными ресурсами», Администрация отказала в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 10:01:0060107:117 для строительства индивидуального жилого дома, ссылаясь на то, что в соответствии с проектом «Эскиз реконструкции существующей застройки со схемами инженерных сетей жилого района «Соломенное» в г. Петрозаводске» земельный участок с кадастровым номером размещен в границах выхода скальной породы с перепадом высот в три метра, что исключает возможность строительства объектов на данной территории.

Аналогичное по содержанию письмо направлено в Министерство 27.08.2018 за исх. №05-13-350-о.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.

Пунктом 1 статья 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В силу пункта 4 данной статьи проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.

В рамках процедуры образования земельного участка и подготовке аукциона по инициативе заинтересованного лица осуществляется подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка; обеспечение выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена); на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка; обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка; обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи; проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.

Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса

Пунктом 8 указанной статьи предусмотрено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если не отвечает установленным законом требованиям.

Таким образом, по смыслу указанных правовых норм лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка в аренду путем проведения аукциона, обеспечивает образование этого земельного участка, и после его в образования данному лицу может быть отказано в проведении аукциона только по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

В частности согласно пп.3 пункта 8 ст.39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, в том числе, если в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В силу подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно части 6 названной статьи в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из статьи 38 Градостроительного кодекса РФ следует, что предельные параметры разрешенного строительства могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; иные показатели. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания (пункт 2). В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров (пункт 3).

В силу части 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Из системного толкования указанных выше норм федерального законодательства в их взаимосвязи следует вывод о том, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные параметры разрешенного строительства.

Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее Правила).

Согласно ст. 27 Правил разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне статьями 33-79 Правил застройки установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.

Для каждого земельного участка и объекта капитального строительства считается разрешенным такое использование, которое соответствует градостроительному регламенту, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и с обязательным учетом ограничений на использование объектов недвижимости в соответствии с требованиями статей 33-79 Правил.

По существу Правила землепользования и застройки территории г. Петрозаводска, устанавливают предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, в том числе спорного земельного участка.

В частности, для зоны Жи - Зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером №10:01:0060107:117, основные виды разрешенного использования, предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства определены статьей 38 Правил.

Учитывая, что Правила соответствуют части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ, содержащей исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть включены в предельные параметры разрешенного строительства, в отношении испрашиваемого истцом земельного участка утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории, земельный участок с кадастровым номером №10:01:0060107:117 является учтенным, определены его категория: земли населенных пунктов, и вид разрешенного использования – индивидуальные жилые дома, территориальная зона Жи, следовательно, оснований для отказа Середе С.А. на основании подпункта 3 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, ввиду не определения предельных параметров разрешенного строительства в отношении испрашиваемого земельного участка, не имеется, а ссылка административного ответчика в оспариваемом ответе на пп.3 п.8 ст.39.11 ЗК РФ является необоснованной.

Иные мотивы отказа, указанные в ответе от 17.08.2018 №43748/12.4-21, а именно: ссылки на письмо Администрации от 29.12.2017 №05-14-983-о, согласно которому в соответствии с проектом «Эскиз реконструкции существующей застройки со схемами инженерных сетей жилого района «Соломенное» в г. Петрозаводске» земельный участок с кадастровым номером размещен в границах выхода скальной породы с перепадом высот в три метра, что исключает возможность строительства объектов на данной территории, не входят в исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении аукциона, указанный в пункте 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, и не относятся к существу постановленного в заявлении Середой С.А. вопроса, поскольку административный истец обращался в Министерство с заявлением о проведении аукциона по реализации права на заключение договора аренды земельного участка.

Доказательств расположения испрашиваемого земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территорий административным ответчиком не представлено, при этом согласно пункту 8 ст.38 Правил в случае если земельный участок или объект капитального строительства находится в границах зоны с особыми условиями использования территорий, на них устанавливаются ограничения использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В данном случае административным ответчиком указанные выше требования законодательства не выполнены, соответственно, в нарушение пунктов 3, 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность принятого решения не доказана

В силу положений части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий. По смыслу приведенных правовых норм органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, следовательно, судебный акт по своему существу не может подменять собой решение уполномоченного органа государственной власти.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца в рамках настоящего административного дела, на Министерство подлежит возложению обязанность устранить нарушение прав Середы С.А. путем обязания принять решение о проведении аукциона по реализации права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером , при условии отсутствия иных оснований для отказа, предусмотренных действующим законодательством.

Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Руководствуясь ст. ст. 111, 175 - 180, 218, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Середы Софьи Александровны удовлетворить.

Признать отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия выразившийся в письме от 17.08.2018 №43748/12.4-21 незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия принять решение о проведении аукциона для предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером при отсутствии иных оснований для отказа, предусмотренных действующим законодательством.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Середы Софьи Александровны судебные расходы в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 03.10.2018

2а-6088/2018 ~ М-5849/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Середа Софья Александровна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
Администрация Петрозаводского городского округа
Пронин Алексей Владимирович
Суд
Петрозаводский городской суд
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
28.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
29.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
29.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2018[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
11.09.2018[Адм.] Судебное заседание
25.09.2018[Адм.] Судебное заседание
28.09.2018[Адм.] Судебное заседание
03.10.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2018[Адм.] Дело оформлено
13.11.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее