Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15декабря 2016 года <адрес>
Березовский районный суд <адрес> - Югры в составе председательствующего судьи Блуднина С.Н., при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску администрации городского поселения <данные изъяты> к ФИО3 «о безвозмездной передаче жилого помещения в муниципальную собственность, освобождении жилого помещения»,
Установил:
Администрация городского поселения Игрим обратилась в суд с иском к ответчику - ФИО3, ссылаясь на следующее. В 2014 году в рамках подпрограммы «Жилищные субсидии на строительство и (или) приобретение жилых помещений гражданам, выезжающим из <адрес> - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящимся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО от ДД.ММ.ГГГГ № Ю8-п "О порядке реализации целевой программы <адрес> - Югры "Улучшение жилищных условий населения <адрес> - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", - областной целевой программы «Сотрудничество», ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена жилищная субсидия на сумму 2278122,32 (два миллиона двести семьдесят восемь тысяч сто двадцать два рубля тридцать две копейки). Согласно условий получения субсидии, ФИО3 была обязана по договору безвозмездной передачи передать в муниципальную собственность городского поселения Игрим жилое помещение по <адрес>, принадлежащее ей на праве собственности в 2-х месячный срок с момента получения права собственности на приобретенное жилье, что подтверждается подписанным и нотариально заверенным обязательством от ДД.ММ.ГГГГ. Право долевой собственности на квартиру в <адрес> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, но до настоящего времени квартира не сдана, договор безвозмездной передачи не оформлен, ФИО3 из квартиры выписалась и из пгт.Игрим уехала вместе с детьми. За счет субсидии приобрела квартиру в долевую собственность с несовершеннолетними детьми по адресу: <адрес> корпус 1 <адрес>. В настоящее время задолженность за квартиру по <адрес> составляет более 74 тысяч рублей, в квартире никто не проживает, ключи от квартиры в администрацию не переданы. При администрации городского поселения Игрим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит более 180 семей, нуждается в расселении аварийное жилье и имеется большая потребность в муниципальных квартирах.Просит обязать ФИО3 в установленном законом порядке передать в муниципальную собственность городского поселения Игрим квартиру по адресу: <адрес>,кв,9; обязать ФИО3 освободить жилое помещение по <адрес>, оплатить коммунальные услуги и сдать ключи от квартиры по акту приема-передачи в управляющую компанию МУП Тепловодоканал.
Представитель истца администрации городского поселения Игрим ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала. Также просила уточнить исковые требования, в части обязания ФИО3 в установленном законом порядке передать в муниципальную собственность городского поселения Игрим квартиру по адресу: <адрес>,кв,9, обязав ее заключить договор безвозмездной передачи в муниципальную собственность. Пояснила, что ФИО3 в спорной квартире не проживает, уехала на постоянное место жительства в <адрес>. С квартиры она выписалась. Уклоняется от заключения договора.
Ответчик ФИО3, извещенная о месте и времени судебного заседания, не явились, направила в суд заявление, где просит рассмотреть дело в ее отсутствие, а также указала следующее. Она согласна с тем, что получила уведомление Департамента строительство ХМАО-Югры от 26.08.2014г. ном.34 исх.7924,о том что комиссией по принятию решений о предоставлении мер государственной поддержки отдельным категориям граждан(ее категория-инвалид детства) принято решение о представлении ей социальной выплаты 8 рамках мероприятия "Предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из ХМАО-Югры", за счет средств областной целевой программы "Сотрудничество" для приобретения жилого помещения в городе Тюмени. Считает, что ее права и права детей ущемлены, т.к. имела на тот момент состав семьи 3 человека(она и двое детей). Исходя из этого социальную выплату она должна была получить в размере 2607984 тыс.р. соответствующим нормативам общей площади жилого помещения-54 кв.м. средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья по <адрес> состовлял-48296 тыс.р. А ей предоставили 2278122,32р.,исходя из того, что удержали 329861,68р., стоимость площади 1/6 доли жилого помещения(=7кв.м), находящихся в моей собственности. 5/6 долей принадлежит бывшему мужу. Вся квартира общей площадью 41,0кв.м.оценена оценщиком в 418856р.Заявление-обязательство о передаче в собственность муниципалитету она писала не только на квартиру по адресу <адрес>9, но и на 1/6 по адресу <адрес>5.Но администрация не захотела учитывать собственность 1/6 по <адрес>5. Недостающую сумму на приобретение жилого помещения пришлось гасить материнским капиталом. Квартира была приобретена черновая. Отсутствовал санузел и ремонт. Все условия для проживания делала и приобретала за свой счет, что не позволяло ей купить комфортную, готовую квартиру к проживанию. Будучи беременной (20недель) третьим ребенком, я предоставила справку с женской консультации вместе с пакетом документов. Но ее не приняли в расчет и вернули ей. У нее 31.10.2014г.родился сын. Договор купли-продажи оформлен 20.11.2014г.(квартира в обременение). Материнский Капитал разделили на всех членов семьи и третьему ребенку она обязуется выделить 1/4материнского капитала и 1/4 собственности, т.е. 1/4 долю двухкомнатной квартиры в г.<адрес>ю 56,2 кв.м., на приобретение которой ей была предоставлена социальная выплата на 3 членов семьи(ее и ее двоих детей), Сына Матвея в расчет не взяли. Данную квартиру по адресу Строителей 14-9 она не против отдать администрации городского поселения Игрим. В квартире заменены окна на пластиковые и балконные тоже. Поменяны межкомнатные двери и входные. В двух комнатах вскрывались полы и утеплялись капитально. Все это сделано за свой счет. Обращалась в администрацию за помощью(утеплить) с зарегистрированным заявлением. Администрацией было зарегистрировано заявление и сказано, что они приедут отсыпят фундамент, но этого не сделано. На основании выше сказанного квартиру по адресу Строителей 14-9 она готова прямо сейчас полностью отдать. Расходы нести не готова. Долг за коммунальные услуги оплатить не может, т.к. не проживала с семьей в данной квартире с 31.07.2015г. Просит суд учесть выше сказанное и долг за коммунальные услуги учесть в счет ремонта по данной квартире.
На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, изучив мнение ответчика, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 ГК РФ «2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества».
Согласно ст.223 ГК РФ «1. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. 2. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом».
Из материалов дела следует, что ФИО3 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу г.<адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 72-НЛ 429100(л.д.14). Указанное также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.15-16).
Справкой МКУ администрации г.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ удостоверено, что по адресу: <адрес> никто не зарегистрирован (л.д.6).
В 2014 году в рамках подпрограммы «Жилищные субсидии на строительство и (или) приобретение жилых помещений гражданам, выезжающим из <адрес> - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящимся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО от ДД.ММ.ГГГГ №-п "О порядке реализации целевой программы <адрес> - Югры "Улучшение жилищных условий населения <адрес> - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена жилищная субсидия на сумму 2278122,32. Обязательным условием получения жилищной субсидии является передача занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 дала администрации <адрес> письменное обязательство о том, что в связи с получением государственного сертификата в 2-х месячный срок с даты приобретения нового жилого помещения в <адрес> освободит со всеми членами ее семьи свою квартиру в <адрес> и сдаст ее в установленном законодательством России порядке (л.д.9-10).
Согласно редакции п. 16.3, п. 45 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 на дату подписания ответчиком обязательства, то есть ДД.ММ.ГГГГ в случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производилась. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилого помещения за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Один экземпляр обязательства подшивается в учетное дело гражданина, другой экземпляр направляется в орган исполнительной власти, выдавший сертификат.
ФИО3 был выдан государственный жилищный сертификат в размере 2278122, 32 рублей для приобретения жилого помещения, ввиду участия лица в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, что подтверждается показаниями истца, и не оспаривается ответчиком.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение обязательства о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии.
Из приведенных норм закона в их совокупности следует, что до выдачи государственного жилищного сертификата гражданин-собственник жилого помещения обязан подписать обязательство о передаче по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, что и было сделано, ФИО3 подписала обязательство.
Выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №, выпиской из реестра выданных жилищных субсидий в рамках областной целевой программы «Сотрудничество» по <адрес> за 2014 год, подтверждается, что за ФИО3 и ее двумя детьми ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано по 1/3 долевой собственности на квартиру, расположенную по <адрес> корпус 1 <адрес> (л.д.11-13,15-16).
В двухмесячный срок после приобретения жилья за счет полученной субсидии гражданин-собственник жилого помещения обязан заключить договор мены с органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и фактически передать жилое помещение этим органам. При этом право собственности на жилое помещение, которое гражданин-получатель жилищной субсидии обязан передать органу государственной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления, возникает у этих органов на основании договора мены, заключаемого с гражданином-получателем жилищной субсидии.
Неоднократно администрацией г.<адрес> направлялось в адрес ответчика уведомление о необходимости заключить договор безвозмездной передачи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность (л.д.20,21). Однако, до настоящего времени ответа от ФИО3 не поступало.
Судом установлено, что передача жилого помещения, расположенного по адресу г.<адрес> администрации г.<адрес> фактически произведена путем составления и подписания обязательства, ответчик со своей семьей оттуда выписались. Однако, ввиду уклонения ФИО3 от подписания договора о безвозмездной передаче квартиры в муниципальную собственность, невозможно зарегистрировать переход права собственности от ФИО3 к администрации г.<адрес> путем заключения основного договора безвозмездной передачи жилого помещения в соответствии с условиями постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п "О порядке реализации целевой программы <адрес> - Югры "Улучшение жилищных условий населения <адрес> - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года". После заключения указанного договора право собственности перейдет к истцу, в связи с чем ответчику надлежит освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>,кв,9 <адрес> - Югры, сдать ключи от квартиры по акту приема-передачи. На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования администрации г.<адрес> в обязании ФИО3 заключить договор безвозмездной передачи жилого помещения; освободить жилое помещение, и сдать ключи от квартиры по акту приема-передачи, подлежат удовлетворению, так как ими требования законодательства по предоставлению жилищного сертификата выполнены.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ФИО3 оплаты за коммунальные услуги. Расчет задолженности истцом не предъявлен.
Согласно ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п.5 ч.2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В силу жилищного законодательства, требования о взыскании коммунальных платежей имеют право предъявлять управляющие компании, следовательно, администрация городского поселения является ненадлежащим истцом, и требование о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг удовлетворению не подлежит.
В силу положений ст. 98 ГПК РФ, с учетом того, что администрация городского поселения Игрим на основании ст. 333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, принимая во внимание частичное удовлетворение исковых требований, с ФИО3 подлежит взысканию в доход бюджета <адрес> государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации городского поселения Игрим к ФИО3 «о безвозмездной передаче жилого помещения в муниципальную собственность, освобождении жилого помещения» удовлетворить частично.
Обязать ФИО3 в установленном законом порядке передать в муниципальную собственность городского поселения Игрим квартиру, расположенную по адресу: <адрес>,кв,9 <адрес> - Югры, обязав заключить договор безвозмездной передачи жилого помещения.
Обязать ФИО3 освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>,кв,9 <адрес> - Югры, сдать ключи от квартиры по акту приема-передачи.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ФИО3 в доход бюджета <адрес> государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес>-Югры через Березовский районный суд в течения месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья С.Н.Блуднин