Решение по делу № 2-152/2018 (2-1413/2017;) ~ М-1318/2017 от 18.12.2017

Дело №2-152/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2018 года                                г. Оханск

Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханск) в составе:

председательствующего судьи Томилиной Е.А.,

при секретаре Драчевой Н.Н.,

с участием представителя истца Кинева В.И.,

представителя ответчика Власовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел в интересах неопределенного круга лиц к администрации Казанского сельского поселения Оханского муниципального района, о признании действий противоправными и о возложении обязанностей по устранению нарушений санитарного законодательства,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел обратилось с иском к администрации Казанского сельского поселения Оханского муниципального района о признании противоправными действий в отношении граждан, проживающих в <адрес> сельского поселения <адрес>, выразившихся в оказании услуг по водоснабжению из водного объекта – водозабора (каптажа родника) <адрес> с нарушением требований санитарного законодательства; о возложении обязанности прекратить нарушение прав потребителей - граждан по оказанию услуги по водоснабжению, а именно: обязать оборудовать водозабор (каптаж родника) <адрес> аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности; территорию первого пояса зон санитарной охраны (ЗСО) скважины огородить, обеспечить охраной; дорожки к водозаборным сооружениям выполнить с твердым покрытием; разработать рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочую программу согласовать с органами Роспотребнадзора и утвердить на территории Казанского сельского поселения в установленном порядке; обязать разработать проект организации зон санитарной охраны участка водозабора (каптаж родника) подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <адрес> и получить заключение органа Роспотребнадзора; обязать получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (каптажа родника) действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения <адрес> использования водного объекта, в срок в течении года с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указывают, что по результатам плановой проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Казанского сельского поселения Оханского муниципального района пермского края установлено, что администрацией Казанского сельского поселения при оказании коммунальных услуг по распределению воды допущены нарушения требований санитарного законодательства, а именно при эксплуатации ответчиком водозабора (каптажа родника) <адрес>, скважина не оборудована аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности; территория первого пояса ЗСО скважины не огорожена, не обеспечена охраной; дорожки к водозаборным сооружениям не имеют твердого покрытия, что не соответствует требованиям п. 3.2.1.1., п. 3.2.1.5. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

В нарушение требований п. 2.4. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» администрацией Казанского сельского поселения не разработана и не согласована рабочая программа производственного контроля качества воды с органами Роспотребнадзора.

Ответчиком не разработан проект организации зон санитарной охраны (ЗСО) участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <адрес> с наличием заключения органов Роспотребнадзора, что не соответствует требованиям п. 1.6., 1.И., 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 3.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний".

Водный объект (каптаж родника) для питьевого водоснабжения населения <адрес> используется без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения <адрес>, что нарушает требования ст. 18 Федерального закона РФ от 30.03.99. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний", требования ч. 3, ст. 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» № 416 от 07.12.2011 г.

Допущенные нарушения санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей являются услугой ненадлежащего качества, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью и жизни граждан.

В судебном заседании представитель истца Кинев В.И. на исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика глава администрации Казанского сельского поселения Власова Л.А. с исковыми требованиями согласилась частично, факты выявленных нарушений требований санитарного законодательства признала, указала, что в связи с отсутствием в бюджете поселения достаточных средств, выполнить все требования истца в течение одного календарного года невозможно, просила увеличить срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с положениями статей 18, 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

Органы местного самоуправления сельского поселения реализуют полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 настоящей статьи, в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района (ч. 3 ст. 27 ВК РФ).

Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 N 416-ПК (в ред. от 29.02.2016) "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае" за сельскими поселениями с 1 января 2015 года дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены вопросы организации в границах поселения водоснабжения населения.

Таким образом, обязанность по разработке проектов и обеспечения зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обеспечению санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии водных объектов санитарным правилам лежит на органах местного самоуправления, осуществляющих полномочия собственника в отношении объектов водоснабжения.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.06.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года N 10, утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила).

Согласно пункту 1.4 "СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В силу пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Пунктом 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

При разработке проекта зон санитарной охраны для крупных водопроводов предварительно создается положение о зоне санитарной охраны, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

Пунктом 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним.

В силу пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно п. 2.2.1.1. Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.

Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

В соответствии с пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Согласно п. 3.2.2.4. в первом поясе санитарной защитной зоны запрещается размещение складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод. Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно - эпидемиологического заключения центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля.

Согласно п. 3.2.3.1. не допускается размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; применение удобрений и ядохимикатов; рубка леса главного пользования и реконструкции.

В соответствии с требованиями п.3.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в целях предупреждения биологического и химического загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны. П. 3.7. Разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно п. 2 ст. 23 Федерального Закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Как установлено судом, объект водоснабжения – каптаж родника в <адрес> находятся в собственности Казанского сельского поселения Оханского муниципального района.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел в ходе плановой проверки ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при оказании услуг по централизованному водоснабжению и водоотведению населению <адрес>, допущенные администрацией Казанского сельского поселения, осуществляющей эксплуатацию водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения, а именно: каптаж родника <адрес> не оборудована аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности; территория первого пояса ЗСО скважины не огорожена, не обеспечена охраной; дорожки к водозаборным сооружениям не имеют твердого покрытия. Администрацией Казанского сельского поселения не разработана и не согласована рабочая программа производственного контроля качества воды с органами Роспотребнадзора, не разработан проект организации зон санитарной охраны (ЗСО) участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <адрес> с наличием заключения органов Роспотребнадзора. Каптаж родника используется для питьевого водоснабжения населения <адрес> без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения <адрес>.

Выявленные нарушения подтверждаются имеющимся в материалах дела актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-24).

До настоящего времени выявленные нарушения требований санитарного законодательства ответчиком не устранены.

Таким образом судом установлено, что в настоящее время эксплуатация принадлежащего Казанскому сельскому поселению водного объекта каптажа родника <адрес>, осуществляется без разработанной рабочей программы производственного контроля качества воды с органами Роспотребнадзора, без разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, обустройство которого призвано не допустить возможность загрязнения данного источника, без наличия санитарно-эпидемиологического заключения, что создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения.

Принимая во внимание вышеизложенное, требования истца подлежат удовлетворению.

При установлении срока устранения ответчиком требований санитарного законодательства суд, учитывая значимость заявленных требований, направленных на восстановление нарушенного конституционного права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятные условия жизнедеятельности, приходит к выводы, что заявленный истцом срок - один год с момента вступления решения суда в законную силу, соответствует принципам разумности и справедливости.

При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> Западный территориальный отдел удовлетворить.

Признать действия администрации Казанского сельского поселения Оханского муниципального района, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению из водного объекта – каптажа родника <адрес> с нарушением требований санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан, проживающих в <адрес>.

В срок в течении года с момента вступления решения суда в законную силу обязать администрацию Казанского сельского поселения Оханского муниципального района оборудовать водозабор каптаж родника в <адрес> аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности; территорию первого пояса ЗСО скважины огородить, обеспечить охраной; дорожки к водозаборным сооружениям выполнить с твердым покрытием;

-разработать рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочую программу согласовать с органами Роспотребнадзора и утвердить на территории Казанского сельского поселения в установленном порядке;

-разработать проект организации зон санитарной охраны участка водозабора (каптажа родника) подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <адрес> и получить заключение органа Роспотребнадзора,

-получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения <адрес> использования водного объекта.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд (постоянное судебное присутствие в г. Оханск) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья (подпись)    Е.А. Томилина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-152/2018 (2-1413/2017;) ~ М-1318/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел
Ответчики
Администрация Казанского сельского поселения
Суд
Нытвенский районный суд
Судья
Е.А. Томилина
18.12.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2017[И] Передача материалов судье
22.12.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2017[И] Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.01.2018[И] Предварительное судебное заседание
15.02.2018[И] Судебное заседание
22.02.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2018[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее