Дело № 2-5013/2015
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Таганрог 28 мая 2015 года
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Злобина Д.Л.,
при секретаре судебного заседания Менглиевой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации г.Таганрога к Таганрогскому отделу судебных приставов УФССП России по РО в лице судебного пристава исполнителя Ясинской О.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
В Таганрогский городской суд обратилась Администрация г.Таганрога с заявлением к Таганрогскому отделу судебных приставов УФССП России по РО в лице судебного пристава исполнителя Ясинской О.В. о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от <дата>г. суд обязал Администрацию города предоставить Сидоренко А.В., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
<дата> судебным приставом-исполнителем Таганрогского городского отдела СП УФССП России по РО Ясинской О.В. в отношении Администрации города Таганрога возбуждено исполнительное производство №
В рамках данного исполнительного производства <дата> судебным приставом-исполнителем Таганрогского городского отдела СП УФССП России по РО Ясинской О.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты>
Администрацию города Таганрога считает постановление о взыскании исполнительского сбора от <дата> незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Областным законом Законодательного Собрания Ростовской области от 22.06.2006 № 499 - ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 5 указанного закона финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Министерством общего и профессионального образования Ростовской области был сформирован предварительный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем в трехлетний период (2014-2016) за счет средств областного бюджета, в который включен Сидоренко А.В.
Так, в срок, установленный для добровольного исполнения Администрации г. Таганрога исполнительного производства пропущен по уважительной причине, поскольку на момент возбуждения исполнительного производства, денежные средства из областного бюджета еще не поступили в бюджет Муниципального образования «Город Таганрог». В связи с чем, в добровольном порядке предоставить Сидоренко А.В., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления не представлялось возможным.
В настоящее время, для обеспечения жильем Сидоренко А.В., в рамках муниципального контракта было закуплено благоустроенное жилое помещение, срок сдачи жилого дома запланирован на <дата> года.
Таким образом, Администрация г. Таганрога предприняла все необходимые и достаточные меры, в пределах полномочий органа местного самоуправления для исполнения решения суда в добровольном порядке.
Администрация г.Таганрога первоначально просила суд признать незаконным и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора.
Заявителем в соответствии со ст.39 ГПК РПФ уточнены исковые требования, в соответствии с которыми Администрация г.Таганрога отказалась от заявленных требований и просила суд в порядке ст.112 ч.6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» освободить ее от исполнительского сбора.
Дело рассмотрено судом в порядке искового судопроизводства.
В судебном заседании представители администрации г.Таганрога Яновский Е.С., действующий на основании доверенности № от <дата> г., Кулик Я.В., действующая на основании доверенности № от <дата> г., уточненные требования поддержали в полном объеме, просили суд удовлетворить их по обстоятельствам изложенным в заявлении. Указали, что администрация была лишена возможности выполнить требования исполнительного производства в добровольном порядке, в связи с отсутствием финансирования из администрации Ростовской области. Просили обратить решение суда к немедленному исполнению.
Судебный пристав-исполнитель Таганрогского городского отдела судебных приставов УФССП России по РО Ясинская О.В. в судебном заседании пояснила, что постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству было вынесено в связи с тем, что администрация г.Таганрога не исполнила решения суда в добровольном порядке в отведенный для этого 5-тидневный срок.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, судья считает возможным удовлетворить требования заявителя по следующим мотивам:
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от <дата>г. суд обязал Администрацию города предоставить Сидоренко А.В., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
<дата> судебным приставом-исполнителем Таганрогского городского отдела СП УФССП России по РО Ясинской О.В. в отношении Администрации города Таганрога возбуждено исполнительное производство №
В рамках данного исполнительного производства <дата> судебным приставом-исполнителем Таганрогского городского отдела СП УФССП России по РО Ясинской О.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты>
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 - 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
С учетом изложенного с должника не подлежит взысканию исполнительский сбор, если им будут представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (часть 2 статьи 112 Закона).
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 названного Федерального закона).
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Указанные выше положения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в полной мере судебным приставом-исполнителем учтены не были, а именно, не было принято во внимание отсутствие вины должника в неисполнении требований исполнительного документа в предусмотренный законом срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
По смыслу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительной причины. Следует исходить из принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Областным законом Законодательного Собрания Ростовской области от 22.06.2006 №499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 5 указанного закона финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Министерством общего и профессионального образования Ростовской области был сформирован предварительный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем в трехлетний период (2014-2016) за счет средств областного бюджета, в который включен Сидоренко А.В.
Так, в срок, установленный для добровольного исполнения Администрации г. Таганрога исполнительного производства пропущен по уважительной причине, поскольку на момент возбуждения исполнительного производства, денежные средства из областного бюджета еще не поступили в бюджет Муниципального образования «Город Таганрог». В связи с чем, в добровольном порядке предоставить Сидоренко А.В., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления не представлялось возможным.
В настоящее время, для обеспечения жильем Сидоренко А.В., в рамках муниципального контракта было закуплено благоустроенное жилое помещение, срок сдачи жилого дома запланирован на <дата> года.
Таким образом, Администрация г. Таганрога предприняла все необходимые и достаточные меры, в пределах полномочий органа местного самоуправления для исполнения решения суда в добровольном порядке.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что администрация г.Таганрога может быть освобождена от взыскания исполнительского сбора.
Суд учитывает тот факт, что для исполнения решения суда, администрация г.Таганрога выполнила все возложенные на нее законодательством обязанности по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст.210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со статьей 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Согласно ч.8 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Требования истца об обращении решения суда к немедленному исполнению суд считает обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 210, 212 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Администрации г.Таганрога к Таганрогскому отделу судебных приставов УФССП России по РО в лице судебного пристава исполнителя Ясинской О.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.
Освободить Администрацию г.Таганрога от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №45802/14/61076-ИП.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 2 июня 2015 года.
Судья Таганрогского городского суда |
Д.Л. Злобин |