Дело № 2-726/2016
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Усинск 10 августа 2016 года
Усинский городской суд Республики Коми,
в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.
при секретаре Лозинской М.Ю.
с участием прокурора Чередниченко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» об обязании провести работы по техническому и биологическому этапам рекультивации участка земель лесного фонда и сдаче рекультивированных земель Комиссии по вопросам рекультивации на территории муниципального района «... в состоянии и качестве, пригодном для дальнейшего использования по целевому назначению,
УСТАНОВИЛ:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» об обязании в срок до дд.мм.гггг. произвести технический этап рекультивации участка земель лесного фонда, расположенного ..., подвергшегося загрязнению нефтесодержащей жидкостью в результате разгерметизации межпромыслового трубопровода дд.мм.гггг.; провести биологический этап рекультивации указанного участка земель лесного фонда и сдать рекультивированные земли комиссии по вопросам рекультивации земель на территории ... района в состоянии и качестве, пригодном для дальнейшего использования по целевому назначению. В обоснование исковых требований указал, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту нефтеразлива, произошедшего дд.мм.гггг. на вышеуказанном участке межпромыслового трубопровода, являющимся техническим сооружением, входящим в состав ..., рег. №. Площадь земельного участка, подвергшегося загрязнению, составила 90 кв.м., объем разлитой нефтесодержащей жидкости - 2 куб. м. В результате нефтезагрязнения нефтепродуктами причинен вред объекту охраны окружающей среды - земельному участку лесного фонда, чем нарушены конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований закона в области охраны окружающей среды. Арендатором указанного лесного участка земель лесного фонда является ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на основании заключенного с Комитетом лесов РК договора аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры № от дд.мм.гггг., по условиям которого арендатор ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» обязан использовать лесной участок земель лесного фонда с соблюдением правил пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, в соответствии с его целевым назначением, разрешенным видом использования лесов и способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, как природному объекту и условиями, установленными договором; обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к загрязнению окружающей территории, дорог в соответствии с действующими нормативными актами; обязан соблюдать требования лесного законодательства по охране, защите арендованного и прилегающих лесных участков земель лесного фонда и иные условия, предусмотренные лесным законодательством.
В судебном заседании помощник Печорского природоохранного межрайонного прокурора Чередниченко И.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика - ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Гвозденко К.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, отраженным в отзыве на иск (л.д. 29-32), в дополнении к отзыву (л.д. 120-121).
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Росприроднадзора по РК, ГУ РК в судебное заседание не явились. Представили в суд отзывы на исковое заявление, в которых указали, что исковые требования поддерживают, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального района , извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, мнения по делу не представил.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
К компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со ст. 3 Земельного Кодекса России земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы
Согласно ст. 12 Земельного Кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В соответствии со ст. 5 Лесного Кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 21 Лесного Кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
На основании договора № от дд.мм.гггг. Комитетом лесов Республики Коми передан ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» во временное пользование (аренду) на срок с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. лесной участок земель лесного фонда, находящийся по адресу: .... Участок предоставлен для эксплуатации объекта: ... (л.д. 33-53).
Согласно условиям вышеуказанного договора, арендатор ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» обязан использовать лесной участок земель лесного фонда с соблюдением правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, в соответствии с его целевым назначением, разрешенным видом использования лесов и способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту, в также с условиями, установленными договором; не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к загрязнению окружающей территории, дорог в соответствии с действующими нормативными актами; соблюдать требования лесного законодательства по охране, защите арендованного и прилегающих лесных участков земель лесного фонда и иные условия, предусмотренные лесным законодательством (пункты 6.4.1., 6.4.4., 6.4.13. договора).
В соответствии ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2012 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Указанные лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Положениями статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону (ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
Из Приложения 1 к указанному Федеральному закону следует, что к категории опасных производственных объектов относятся, в том числе, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Согласно акту технического расследования причин инцидента на опасном производственном объекте - межпромысловом трубопроводе ..., входящем в состав ..., рег. №, дата регистрации дд.мм.гггг., дд.мм.гггг. в ... часов выявлена разгерметизация в районе .... В ходе проведенного расследования установлено, что технической причиной инцидента явилось внутреннее локально-язвенное коррозионное повреждение участка нефтепровода в виде сквозного отверстия неправильной геометрической формы диаметром 0,003 м (л.д. 58-59).
Из акта обследования места разгерметизации межпромыслового нефтепровода ..., составленного по результатам проверки (осмотра) с выездом на место разгерметизации указанного нефтепровода, проведенной дд.мм.гггг. с ... до ... часов, следует, что нефтезагрязненный участок расположен примерно .... Разгерметизация произошла на территории .... На момент комиссионного осмотра в ... часов утечка нефтесодержащей жидкости устранена, на месте разгерметизации выполняются ремонтные работы. Диаметр трубы нефтепровода 219 мм, толщина стенки 8 мм, по телу нефтепровода имеется одно отверстие неправильной формы, диаметром примерно 3 мм. Предварительная причина разгерметизации нефтепровода - внутренняя локальная язвенная коррозия, год ввода в эксплуатацию нефтепровода - дд.мм.гггг.. Загрязненная площадь составляет визуально приблизительно 90 кв.м. В результате разгерметизации нефтепровода произошла утечка нефтесодержащей жидкости на поверхность земли в пределах коридора нефтепровода, без выхода в границы лесного массива. Произведен временный отвод жидкой фракции в подготовленное место в земле. Объем разлитой нефтесодержащей жидкости приблизительно 2 куб.м. Попадание в водные объекты (....) отсутствует. Работы по локализации участка разлива нефтесодержащей жидкости выполнены практически в полном объеме. Согласно пунктам 2 и 3 части 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв (26).
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Согласно ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (п. 1). На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (п. 2).
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 37 Постановления Пленума от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», и по смыслу п. 2 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Согласно п.п. 3, 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995, рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа.
В силу п. 6 Положений условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Согласно Приложению № 6 к Приказу от 22.12.1995 № 525 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», нарушенные земли - земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности. Рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
Согласно п. 4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
Не признавая иск в части проведения технического этапа рекультивации загрязненного нефтесодержащей жидкостью участка лесного фонда, ответчик указывает, что в настоящее время технический этап рекультивации ими уже выполнен.
Согласно акту от дд.мм.гггг., Комиссией в составе заместителя прокурора ..., заведующего отделом по делам ГО и ЧС администрации МР , руководителя ... комитета по охране окружающей среды, лесничего-заместителя главного лесничего-руководителя ГУ РК , руководителя группы ... было проведено обследование территории восстановительных работ и проведения технической рекультивации на межпромысловом нефтепроводе , в результате которого установлено, что произведена полная ликвидация разлива нефтесодержащей жидкости на указанном нефтепроводе, на всей площади нарушенных и загрязненных земель проведена техническая рекультивация, завалы в сторону леса и зависшие деревья отсутствуют, обустроена система дренажа и отвода избыточной воды с участка рекультивации, загрязнение земель на месте проведения работ отсутствует, система дренажа визуально чистая (л.д. 57).
Согласно протоколам количественного химического анализа почвы, образцы которой отобраны на участке межпромыслового нефтепровода , подвергшегося загрязнению, уровень остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почвах и грунтах является допустимым.
Таким образом, доводы ответчика о проведении технического этапа рекультивации обоснованы и подтверждаются представленными документами.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По смыслу указанной нормы права обращение в суд является средством защиты нарушенных или оспоренных прав или охраняемых законом интересов, когда ответчиком допускаются указанные нарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В рассматриваемом деле истцом заявлено требование об обязании ответчика провести технический этап рекультивации участка земель, между тем судом установлено, что непосредственно после нефтеразлива ответчиком предприняты незамедлительные меры по локализации и ликвидации нефтеразлива, проведении работ по технической рекультивации участка, что подтверждается приведенными выше документами. Истцом не приведено конкретных доводов, в какой части ответчиком не выполнен этап технической рекультивации, какие именно работы, с учетом проведенных, следует обязать провести ответчика.
То обстоятельство, что технический этап рекультивации не сдан в установленном порядке на момент рассмотрения дела, не является основанием для удовлетворения требования об обязании провести технический этап рекультивации в заявленной формулировке, в связи с чем требование об обязании провести технический этап рекультивации удовлетворению не подлежит.
Относительно возложения на ответчика обязанности проведения биологического этапа рекультивации, суд приходит к выводу об удовлетворении иска на основании следующего.
Ответчик указывает на невозможность проведения биологического этапа рекультивации по причине нахождения загрязненного участка в пределах действующих коммуникаций и охранных зон трубопровода, что исключает высадку лесных насаждений в соответствии с правилами пожарной безопасности.
Пункты 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417, устанавливают, что полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5-7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2-2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Согласно п. 4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995, биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Таким образом, высадка лесных насаждений является только одним из завершающих этапов биологического этапа рекультивации, который предполагает проведение комплекса мероприятий направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
По мнению суда, биологический этап рекультивации в данном случае должен проводиться с учетом специфики объекта, находящегося в охранной зоне трубопровода, где возобновление леса недопустимо. Однако данное обстоятельство не исключает проведение иных мероприятий биологического этапа рекультивации.
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая в данной ситуации поведение ответчика, уклоняющегося от проведения биологической рекультивации поврежденных им в ходе своей хозяйственной деятельности земель в необходимом объеме, по мнению суда, это поведение можно расценить как недобросовестное, противоречащее целям охраны земель в Российской Федерации, ввиду чего доводы ответчика об отказе в иске о проведении биологического этапа рекультивации судом признаются несостоятельными.
Из материалов дела следует, что разлив нефтепродуктов произошел дд.мм.гггг..
Истец просит установить срок проведения биологического этапа рекультивации до дд.мм.гггг., то есть спустя более года с момента разлива. При недостаточности предоставленного срока ответчик не лишен возможности просить о его продлении в порядке ст. 203 ГПК РФ.
Согласно пункту 14 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 17 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, приемка-передача рекультивированных земель должна осуществляться в месячный срок после поступления в постоянную комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации, к которому должны прилагаться среди прочих следующие документы: копии разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова; проект рекультивации, заключение по нему государственной экологической экспертизы; отчеты о рекультивации нарушенных земель по форме № 2-ТП (рекультивация) за весь период проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на сдаваемом участке.
Эти и другие документы должны быть отражены в акте приемки-сдачи рекультивированных земель.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ прокурор по настоящему иску освобождается от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенным судом исковым требованиям. В данном случае с ответчика в пользу муниципального образования городской округ «Усинск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000,00 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» об обязании провести работы по техническому и биологическому этапам рекультивации участка земель лесного фонда и сдаче рекультивированных земель Комиссии по вопросам рекультивации на территории муниципального района в состоянии и качестве, пригодном для дальнейшего использования по целевому назначению, - удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» в срок до дд.мм.гггг. произвести биологический этап рекультивации участка земель лесного фонда, расположенного в ..., подвергшегося загрязнению нефтесодержащей жидкостью в результате разгерметизации межпромыслового трубопровода ...
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» в срок до дд.мм.гггг. сдать рекультивированные земли Комиссии по вопросам рекультивации земель на территории муниципального района в состоянии и качестве, пригодном для дальнейшего использования по целевому назначению.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» в доход муниципального образования городского округа «Усинск» государственную пошлину в размере 6 000,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.08.2016.
Председательствующий Л.В. Ларина