Решение по делу № 2-1818/2016 от 21.06.2016

№ 2-1818/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 августа 2016 года       город Сегежа

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи      Балашова Д.А.,

с участием истицы       Галочкиной Л.Н.,

представителя ответчика      Митяниной В.Е.,

при секретаре        Ванской Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галочкиной Л.Н. к Администрации Сегежского городского поселения, Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Дом1» об обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Истица обратилась в суд по тем основаниям, что является собственником 1/2 доли в квартире .... В 1997 году началось подтопление подвала, в результате чего появилась сырость, от которой стали рушатся стены. Управляющая компания ремонт в подвале не производит. В связи с этим истица просила возложить на Администрацию Сегежского городского поселения обязанность по производству ремонтных работ подвального помещения.

Определением Сегежского городского суда протокольно 19 июля 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена ООО «Управляющая компания «Дом1».

Впоследствии истица исковые требования уточнила просила обязать надлежащего ответчика устранить причины подтопления подвального помещения дома ... путем выполнения следующих работ: восстановить оклеечную гидроизоляцию наружных стен фундамента; произвести очистку неработающих дренажных сетей; восстановить стяжку внутри здания; выполнить устройство бетонного пола с армированием; выполнить монтаж новой дренажной системы, восстановить оклеечную гидроизоляцию наружных стен фундамента всего здания.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала в полном объеме. Уточнила, проблемы с подвалом начались с 1993 года, началось подтопление. Ни управляющая компания, ни Администрация Сегежского городского поселения ремонтные работы не выполняла. Собственники многоквартирного дома работы капитального характера выполняли самостоятельно. Просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель Администрации Сегежского городского поселения Митянина В.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, у Администрации Сегежского городского поселения в данном доме в муниципальной собственности 9 квартир. Если собственники на общем собрании примут решение о проведении капитального ремонта, то Администрация готова нести расходы пропорционально своей доле.

Представитель ООО «УК «Дом1» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просила рассмотреть дело без своего участия, представила отзыв на исковое заявление.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ, статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе общего имущества в многоквартирном доме.

Часть 2 статьи 65 Жилищного кодекса РФ предусматривает обязанность наймодателя жилого помещения по договору социального найма принимать участие в ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 04.07.1991 года приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. В данном случае на собственниках жилых помещений, в том числе приватизировавших жилые помещения, лежит обязанность по производству последующих капитальных ремонтов в многоквартирном доме.

В судебном заседании установлено, что истица является собственником 1/2 доли в квартире 3 дома .... Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 05 декабря 2012 года в качестве управляющей компании выбрана ООО «Управляющая компания «Дом1». С собственниками помещений заключен договор управления многоквартирным домом от 01 января 2013 года.

В обоснование заявленных требований истицей проведена экспертиза (заключение эксперта № 1976-05-11/15), согласно выводам которой для устранения проникновения в подвал грунтовых вод необходимо выполнить следующие работы: восстановить оклеечную гидроизоляцию наружных стен фундамента; произвести очистку неработающих дренажных сетей; восстановить стяжку внутри здания; выполнить устройство бетонного пола с армированием; выполнить монтаж новой дренажной системы, восстановить оклеечную гидроизоляцию наружных стен фундамента всего здания.

Работы по восстановлению оклеечной гидроизоляции наружных стен фундамента в осях А-В, 8-10; выполнение направляемой гидроизоляции по стяжке из направляемого материала с заведением на стены всего здания жилого дома, восстановление стяжки полов внутри здания, в силу приложения 7 к Постановлению Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», а также приложения 7 Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, относится к работам текущего характера.

В соответствии с пунктом 1.1 договора управления многоквартирным домом от 01 января 2013 года ООО «УК «Дом1» приняло на себя обязательства по осуществлению управления многоквартирным домом, которое включает в себя оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в доме, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Таким образом, надлежащим ответчиком по производству текущего ремонта общего имущества собственников многоквартирного дома, в силу договора управления многоквартирным домом, является ООО «Управляющая компания «Дом1».

Ссылки представителя ООО «УК «Дом1», изложенные в отзыве на иск, о том, что управляющая компания, не является надлежащим ответчиком по делу, суд находит несостоятельными.

Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 2 статьи 162 Кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

На основании пункта 3 статьи 162 Кодекса в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

В силу статьи 39 Кодекса правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491 (далее - Правила содержания) предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования,а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях (пункт 11 Правил).

Пунктами 16 и 17 Правил содержания определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Как следует из статьи 158 Кодекса, пунктов 28 и 31 Правил содержания в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации).

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30 декабря 2009 года безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

На основании статьи 20 Жилищного Кодекса полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний и утвердило положение о государственном жилищном надзоре, координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор возложена на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 года № 493).

Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющей компанией независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Таким образом, исковые требования в части производства работ по восстановлению оклеечной гидроизоляции наружных стен фундамента в осях А-В, 8-10; выполнение направляемой гидроизоляции по стяжке из направляемого материала с заведением на стены всего здания жилого дома, восстановление стяжки полов внутри здания, являются законными и обоснованными. Производство указанных работ следует возложить на ООО «УК «Дом1».

Согласно пункту 4.10.2.2, 4.10.2.3 Постановления Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» предупреждение поступления грунтовых вод в подвалы (техподполья), устранение отсыревания нижней части стен (цоколей) вследствие воздействия грунтовой влаги должны производиться путем восстановления или устройства вновь горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов, цоколя и пола подвала, инъецирования в кладку гидрофобизирующих составов, создающих в стене водонепроницаемую зону, устройства осушающих галерей, дренажной системы, применения электроосмотических и других методов. Дренажи необходимо очищать: не реже двух раз в год в первые два - три года эксплуатации, один раз в три года (в зависимости от грунта) в последующий период эксплуатации.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Пунктами 4, 8 и 19 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования Сегежское городское поселения к вопросам местного значения поселения отнесены аналогичные полномочия.

В соответствии с п. 3.3 ст. 3 раздела 4.2 Правил благоустройства территории Сегежского городского поселения, на территории жилых микрорайонов, кварталов, на придомовых территориях многоквартирных и индивидуальных жилых домов, прочих зданий, строений, сооружений землепользователь обязан содержать в исправном состоянии находящиеся у него на балансе (хозяйственном ведении или оперативном управлении) инженерные сети, своевременно производить осмотр и очистку колодцев.

Согласно п. 1.1 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства строительства РФ от 29.12.1995 N 17-139, дренажные устройства, закрытые водостоки и водовыпуски относятся к сооружениям инженерной защиты.

Исходя из положений п. 2 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 о разграничении государственной собственности в Российской Федерации и приложения 3 к постановлению, объекты инженерной инфраструктуры городов отнесены к муниципальной собственности, и независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Дренажные колодцы ДК1 и ДК3 расположены на территории Сегежского городского поселения. Вопросы организации благоустройства территории городского округа, так же как и организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации п. 4, 26 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Являясь частью дренажной системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, ливневой канализации, дренажные колодцы ДК1, ДК3 относится к объектам инженерной инфраструктуры и является муниципальной собственностью. Данное обстоятельство администрацией Сегежского городского поселения не опровергнуто.

Более того, из материалов дела следует, что Администрацией Сегежского городского поселения обязанность по очистке дренажно-ливневой канализации не оспаривалась (л.д. 11,12,15)

Из проекта устройства гидроизоляции подвала и дренажа в районе жилого дома ..., а также экспертного заключения, представленного истицей, следует, что дренажные колодцы ДК1 и ДК3 к внутридомовым сетям не относятся, поскольку обслуживают не только данный дом. В связи с чем, данные дренажные колодцы не входят в состав общего имущества собственников многоквартирного дома.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Доказательств тому, что сеть дренажно-ливневой канализации, расположенная у дома ..., передана какому-либо юридическому лицу в пользование и владение, и что оно обязано нести ответственность за ее техническое состояние, администрацией Сегежского городского поселения суду не представлено.

Таким образом, обязанность по производству очистки неработающих дренажных сетей в районе ДК-1 - ДК-3 следует возложить на Администрацию Сегежского городского поселения.

В остальной части иска следует отказать по следующим основаниям.

Работы по устройству (полной замене) бетонного пола с армированием и устройство новой дренажно-ливневой системы в подвале и дренажа в районе жилого дома ..., в силу приложения 8 Постановления Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», относится к работам капитального характера.

Юридически значимым обстоятельством в части возложения на Администрацию Сегежского городского поселения обязанности по производству работ капитального характера, является определение нуждаемости дома в указанных работах на момент проведения первой приватизации дома.

Из материалов дела следует, что первая приватизация в жилом доме ... была осуществлена 05 февраля 1993 года (квартира №...), что подтверждается ответом на запрос ГУП РК РГЦ «Недвижимость» от 21 июля 2016 года.

Годом постройки жилого дома ..., согласно техническому паспорту, является 1971 год.

Согласно приложению 3 Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм» (ВСН 58-88(р)) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации прифундаментного дренажа составляет 30 лет.

Следовательно, на момент первой приватизации минимальный срок эксплуатации прифундаментного дренажа не истек.

При этом, в рамках проведенной истицей экспертизы, перед экспертом не ставился вопрос о времени необходимости проведения спорных работ капитального характера. От проведения строительно-технической экспертизы, касаемо вопроса необходимости проведения спорных работ по состоянию на 05 февраля 1993 года, истица отказалась. Судом неоднократно разъяснялось истице обязанность представить доказательства нуждаемости проведения работ капитального характера на момент первой приватизации в доме, однако такие доказательства представлены не были. Суд полагает, что свидетельские показания сантехников, о допросе которых ходатайствовала истица, обслуживающих сети в доме в 1993 году, не могут являться относимыми и допустимыми доказательствами по настоящему делу и подтверждать нуждаемость дома в капитальном ремонте на момент первой приватизации.

Обязанность по производству капитального ремонта после первой приватизации лежит на собственниках жилых помещений.

Таким образом, истица не лишена возможности инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором собственники могут принять решение о проведении капитального ремонта.

Доводы представителя ООО «УК «Дом1» о том, что разрушение подвального помещения дома связано с действиями Администрации Сегежского городского поселения, не могут быть учтены судом. В соответствии с заключением эксперта основной причиной накопления воды в подвальном помещении является проникновение воды грунтовых вод из под стяжки подвала. Тогда как восстановление отдельных участков полов подвала, согласно пункту 8 приложения 7 к Правилам эксплуатации, отнесено к текущему ремонту, производство которого в силу закона возлагается на управляющую компанию.

Ссылки представителя Администрации Сегежского городского поселения, что обязанность по очистке дренажной системы является обязанностью ООО «УК «Дом1», не могут быть учтены судом, по вышеизложенным основаниям.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ООО «УК «Дом1» в пользу истицы подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Дом1» произвести следующие работы в доме ...: восстановление оклеечной гидроизоляции наружных стен фундамента в осях А-В, 8-10; выполнение направляемой гидроизоляции по стяжке из направляемого материала с заведением на стены всего здания жилого дома, восстановление стяжки полов внутри здания в осях 8-10 и А-В; восстановить оклеечную гидроизоляцию наружных стен фундамента всего здания жилого дома.

Обязать Администрацию Сегежского городского поселения выполнить очистку неработающих дренажных сетей в районе дренажного колодца 1 (ДК1) и дренажного колодца 3 (ДК 3) по адресу: ....

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Дом1» в пользу Галочкиной Л.Н. государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, через Сегежский городской суд.

Судья        Д.А. Балашов      Справка: решение в окончательной форме изготовлено 05.08.2016 года

2-1818/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Галочкина Л.Н.
Ответчики
Администрация Сегежского городского поселения
Другие
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дом 1"
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
segezhsky.kar.sudrf.ru
21.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2016Передача материалов судье
22.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.07.2016Предварительное судебное заседание
28.07.2016Судебное заседание
01.08.2016Судебное заседание
05.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее