Подлинник данного документа подшит в гражданском деле №2-1260/17, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ.
Дело № 2-1260/17
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 февраля 2017 года г. Набережные Челны РТ
Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Р. Хафизовой,
при секретаре С.П. Евдокимовой,
с участием представителя истца И.А. Ахиярова,
представителя ответчика З.Н. Нугумановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ИТ Абузгильдина к обществу с ограниченной ответственностью «Д Леталь Групп» о расторжении договора купли-продажи, взыскании денежных средств, штрафа и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
И.Т. Абузгильдин обратился в суд с иском к ООО «Д Леталь Групп» о расторжении договора купли-продажи № 107 от 08.10.2016, взыскании денежных средств в размере 95 273 рублей 10 копеек, штрафа и компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей с возмещением расходов по оплате услуг представителя в размере 8 800 рублей, указав в обоснование, что 08.10.2016 после проведения бесплатного сеанса косметологической процедуры, между ним и ответчиком был заключен договор купли-продажи комплекта косметики № 107. Косметика была приобретена с использованием заемных средств на основании кредитного договора № ... от 08.10.2016, заключенного с АО «Альфа-Банк». До заключения договора истцу провели процедуры с использованием указанной косметики, при этом не предоставили полной и достоверной информации о товаре, в результате чего у истца сложилось неправильное представление о товаре и необходимости его приобретения. До заключения договора купли-продажи до него не была доведена информация о составе косметики, о сертификатах соответствия и свидетельствами о регистрации продукции. Кроме того, ответчиком не был выдан финансовый контрольно-кассовый документ, подтверждающий оплату товара. Договор купли-продажи был заключен им под влиянием заблуждения и обмана, в момент совершения сделки он не был способен понимать значение своих действий и руководить ими. Считает, что при продаже товара ему не была наглядно представлена в полном объеме вся информация о товаре.
В судебное заседание истец И.Т. Абузгильдин по извещению не явился, его представитель И.А. Ахияров исковые требования поддержал в полном объеме, указав в обоснование те же доводы.
Представитель ответчика З.Н. Нугуманова в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном возражении.
Представитель третьего лица АО «Альфа-Банк» в судебное заседание по извещению не явился, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу названной статьи по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Пункт 2 названной статьи содержит перечень существенно изменившихся обстоятельств.
На основании пункта 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В силу пункта 4 статьи 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.
В соответствии с частью 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Согласно статье 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
На основании пункта 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
В соответствии со статьей 177 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он был не способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
В силу статьи 178 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
2. При наличии условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заблуждение предполагается достаточно существенным, в частности если:
1) сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.;
2) сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные;
3) сторона заблуждается в отношении природы сделки;
4) сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой;
5) сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку.
3. Заблуждение относительно мотивов сделки не является достаточно существенным для признания сделки недействительной.
4. Сделка не может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, если другая сторона выразит согласие на сохранение силы сделки на тех условиях, из представления о которых исходила сторона, действовавшая под влиянием заблуждения. В таком случае суд, отказывая в признании сделки недействительной, указывает в своем решении эти условия сделки.
5. Суд может отказать в признании сделки недействительной, если заблуждение, под влиянием которого действовала сторона сделки, было таким, что его не могло бы распознать лицо, действующее с обычной осмотрительностью и с учетом содержания сделки, сопутствующих обстоятельств и особенностей сторон.
6. Если сделка признана недействительной как совершенная под влиянием заблуждения, к ней применяются правила, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса.Сторона, по иску которой сделка признана недействительной, обязана возместить другой стороне причиненный ей вследствие этого реальный ущерб, за исключением случаев, когда другая сторона знала или должна была знать о наличии заблуждения, в том числе, если заблуждение возникло вследствие зависящих от нее обстоятельств.
Сторона, по иску которой сделка признана недействительной, вправе требовать от другой стороны возмещения причиненных ей убытков, если докажет, что заблуждение возникло вследствие обстоятельств, за которые отвечает другая сторона.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По делу установлено:
08.10.2016 между И.Т. Абузгильдиным и ООО «Д Леталь групп» заключен договор купли-продажи № 107 комплекта косметического набора торговой марки «Elevatione time stops» линии «Real Your Youth», стоимостью 132 600 рублей, частичная оплата которого произведена путем предоставления кредита Банком АО «Альфа-Банк» в размере 95 273 рублей 10 копеек сроком на 24 месяца под 34% годовых на основании кредитного договора №... от 08.10.2016.
На основании акта приема-передачи товара к указанному договору купли-продажи № 107 от 08.10.2016, продавец в соответствии с условиями соглашения передал покупателю продукцию, покупатель лично проверил качество товара, претензий не имеет, продавец в полном объеме предоставил информацию об изготовителе (продавце, исполнителе) товара, о самом товаре, информация предоставлена покупателю в наглядной и доступной письменной форме (л.д.9).
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. При этом, суд исходит из того, что заключенный истцом с ООО "Д Леталь групп" договор купли-продажи соответствует условиям и требованиям, предъявляемым к договорам купли-продажи. Доказательств того, что данный договор подписан вынужденно, в результате заблуждения относительно природы сделки, истцом суду не представлено.
При заключении договора купли-продажи И.Т. Абузгильдин выражал свою действительную волю, о чем свидетельствует его подпись в договоре. Действуя в своем интересе и по своему усмотрению при заключении настоящей сделки, проявляя должную степень заботливости и осмотрительности, должен был убедиться в соответствии его воли совершаемой сделке и при наличии каких-либо сомнений отказаться от ее исполнения.
Договор купли-продажи от 08.10.2016 между сторонами заключен в надлежащей форме и содержит все существенные условия договора купли-продажи.
Доводы истца о заблуждении относительно природы сделки не нашли своего подтверждения в ходе разбирательства по делу. Истец самостоятельно принял решение приобрести спорную продукцию, подписал договор, получил товар.
Доводы истца о том, что ответчик не проинформировал его надлежащим образом о составе и свойствах товара, отклоняются, поскольку состав товара и сведения о нем были переданы покупателю в наглядной и доступной форме одновременно с передачей товара, что указано в акте приема-передачи. Кроме того, состав продукта указан на упаковке кремов, переведенный текст о составе продукта истцу был передан.
Таким образом, факт нарушения ответчиком прав И.Т. Абузгильдина, как потребителя данной услуги при заключении договора купли-продажи косметики, не установлен.
Декларации соответствия, сертификат соответствия, содержащие сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей, инструкция о применении на русском языке, были переданы истцу И.Т. Абузгильдину одновременно с покупаемым товаром, что подтверждается его собственноручной подписью в вышеуказанном акте приема-передачи товара. Более того, истцу передана также инструкция по использованию косметики, которая была вручена ответчиком при подписании договора.
Доводы истца о введении его в заблуждение, судом не принимаются, поскольку договор купли-продажи и кредитный договор, с учетом принципа свободы договора по волеизъявлению сторон, закону не противоречат, доказательств заключения договоров под влиянием заблуждения, обмана или под давлением в материалах дела не содержится, истцом не представлено, судом не добыто.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (ст. 12). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ (п. 1 ст. 10). Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в пункте 2 статьи 10 Закона. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в п. п. 1, 2 и 3 ст. 12 Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров. Согласно нормам раздела 5 (особенности продажи парфюмерно-косметических товаров - п. 53), информация о парфюмерно-косметических товарах помимо сведений, указанных в п. п. 11 и 12 настоящих Правил, должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения, массе нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской упаковке, условиях хранения (для товаров, в отношении которых установлены обязательные требования к условиям хранения), а также сведения о государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации).
Довод истца о том, что до него не была своевременно доведена достоверная информация о подтверждении соответствия установленным обязательным требованиям на продаваемую косметику, не может быть принят судом во внимание, поскольку данный довод опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами, свидетельствующими о том, что информация о составе изделия, его ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях и противопоказаниях, способах и условиях применения косметики содержится в инструкциях по применению косметики, которые также были переданы покупателю одновременно с товаром, что подтверждается его подписью в акте приема-передачи товара.
Основываясь на фактических обстоятельствах дела, суд приходит к выводу о том, что истцу был продан качественный товар, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела протоколы испытаний, сертификаты соответствия, подтверждающие соответствие товара требованиям нормативных документов и Декларации о соответствии косметики требованиям Технического Регламента Таможенного Союза ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза. Иные доказательства истцом суду не представлены.
Поскольку истцом не представлено допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих заявленные исковые требования, а также не опровергнуты представленные ответчиком доказательства, суд полагает требования истца в части расторжения договора и взыскания денежных средств не подлежащими удовлетворению. Поскольку нарушений прав истца как потребителя не установлено, соответственно не подлежат удовлетворению требования в части взыскания штрафа и компенсации морального вреда. Соответственно, расходы на потребителя в связи с отказом в иске возмещению не подлежат.
Другие доводы стороны истца суд не может положить в основу решения, так как, они либо голословны, не подтверждены документально и опровергаются материалами дела, либо противоречат установленным судом обстоятельствам, либо заявлены в силу произвольного толкования норм, регулирующих спорные правоотношения, либо не имеют значения для дела.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ИТ Абузгильдина к обществу с ограниченной ответственностью «Д Леталь Групп» о расторжении договора купли-продажи, взыскании денежных средств, штрафа и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом, через городской суд.
Судья подпись Р.Р. Хафизова
Копия верна.
Судья Р.Р. Хафизова
Решение не вступило в законную силу
Судья Р.Р. Хафизова