Дело № 2а-1399/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 мая 2018 года город Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе судьи Меркуленко А.В., рассмотрев в порядке упрощённого производства административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, государственному инспектору Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды Пономареву Евгению Юрьевичу о признании незаконным предписания об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранного законодательства,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее по тексту ООО «РН-ЮНГ», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить предписание Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее по тексту Природнадзор-Югры) от (дата) № и взыскать с административного ответчика понесённые расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что (дата) в Общество поступило предписание об устранении нарушений законодательства в области пожарной безопасности в лесах от (дата) №, вынесенное Природнадзором-Югры. Согласно предписанию Общество обязано в срок до (дата) освободить от горючих веществ участок лесного фонда в выделах (адрес). Общество считает предписание незаконным, поскольку при вынесении предписания административным ответчиком не соблюдены требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, в частности не проведена соответствующая проверка. Кроме того, предписание выдано по истечении пожароопасного сезона.
Природнадзор-Югры просит отказать в удовлетворении требований Общества о признании оспариваемого предписания незаконным, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
С согласия сторон, на основании статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в порядке упрощённого производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что на основании распоряжения Природнадзор-Югры от (дата) № и задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, проведены мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах ТО–Нефтеюганское лесничество, в результате которых составлен Акт № о выявлении нарушений Обществом соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, а именно: размещения горючих веществ на лесном участке в виде нефти и нефтепродуктов, а также загрязнение лесного участка нефтью и нефтепродуктами в выделах (адрес).
На основании выявленных нарушений административным ответчиком (дата) в адрес Общества внесено предписание об устранении в срок до (дата) выявленных нарушений путём освобождения лесного участка от горючих материалов, а также (дата) составлен протокол об административном правонарушении о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и (дата) на основании постановления о назначении административного наказания Обществу назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере (иные данные) рублей, который уплачен Обществом (дата).
Считая, что в данном случае предписание от (дата) является незаконным, административный истец обратился в суд с указанным административным иском.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения) регулирует лесное законодательство (часть 1 статья 3 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пункт 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относит осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса.
Под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (часть 1 статья 96 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Формы мероприятий по контролю в лесах установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), а также приказом Минприроды России от 12 апреля 2016 № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)». К ним относятся: проведение плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 ФЗ № 294-ФЗ, а также проведение мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах (пункт 12 Положения и пункт 10 Административного регламента).
Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, утверждён приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2015 года № 373. Результатом планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков является отчёт о выполнении планового (рейдового) задания (пункт 8) и составление Акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) (пункт 12).
Из приведённых нормативно-правовых актов следует, что патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования участков лесного фонда осуществляется путём наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на подведомственной службе территории и осуществляется в форме визуального осмотра, который производится без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В случае выявления в ходе проверки или мероприятий по контролю в лесах нарушений требований лесного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор, возбуждается дело об административном правонарушении, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, должностное лицо также вправе вносить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (пункты 81, 85 Приказа Минприроды России от 12 апреля 2016 года № 233).
Вместе с тем, обнаруженные в ходе патрулирования и плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушения в силу части 2 статьи 13.2 ФЗ № 294-ФЗ, являются основанием для назначения внеплановой проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, по результатам которой должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде…, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами (подпункт 1 пункт 1 статья 17 ФЗ № 294-ФЗ).
При этом, из буквального толкования подпункта 8 пункта 15 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (утв. Приказом Минприроды России от 12 апреля 2016 года № 233) следует, что при осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица вправе давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда лесам, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда, а также других мероприятий, обязательных для выполнения в соответствии с федеральными законами (далее - предписание об устранении выявленных нарушений), и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки, только в результате проверок соблюдения требований лесного законодательства.
Право должностных лиц исполнительного органа государственной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор на выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в результате проверок соблюдений лесного законодательства также предусмотрены частью 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 66 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Таким образом, предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения в установленный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры исполнительным органом государственной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда является Природнадзор-Югры (пункт 5.3.3 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры (Природнадзор Югры), утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 24 августа 2012 года № 299-п).
Согласно пунктам 5.6.1, 5.6.3, 6.6. Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Природнадзор-Югры в целях исполнения функций по лесному надзору вправе проводить плановые и внеплановые проверки в установленном законодательством Российской Федерации порядке, мероприятия по контролю (плановые (рейдовые) осмотры, обследования, патрулирования) в установленной сфере деятельности, а также выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства.
Аналогичные права должностных лиц органов исполнительной власти и государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закреплены и в пункте 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
Как указывалось выше и не оспаривается административными ответчиками, в отношении Общества было проведено мероприятие по контролю в лесах в форме патрулирования нефтезагрязнённых участков лесного фонда, что включало в себя издание соответствующего распоряжения, выход на местность, отбор проб, составление Акта и последующее привлечение Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Оценив предоставленные в материалы дела доказательства и проанализировав мероприятия, проведённые Природнадзором-Югры, суд приходит к выводу, что (дата) в отношении Общества фактически была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой, помимо привлечения Общества к административной ответственности, административному истцу выписано оспариваемое предписание.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, проверка в отношении Общества в порядке, установленном ФЗ № 294-ФЗ Природнадзором-Югры не проводилась, распоряжение об её проведении не издавалось и с прокуратурой не согласовывалось, Общество о проведении проверки не уведомлялось. Проведённые же Природнадзором-Югры мероприятия по контролю (патрулированию) земельных участков лесного фонда нельзя отнести к мероприятиям, указанным в статьях 9-14 ФЗ № 294-ФЗ.
На основании частей 1 и 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведённой органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что выдача Обществу государственным инспектором ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды обязательного к исполнению предписания на основании Акта о проведении мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах ТО-Нефтеюганское лесничество № от (дата) без соблюдения требований статей 9-14 ФЗ № 294-ФЗ, не может быть признана законной, поэтому суд возлагает на административного ответчика – Природнадзор-Югры обязанность по его отмене.
В соответствии со статьёй 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд взыскивает с Природнадзора-Югры в пользу административного истца 2 000 рублей в возмещение понесённых расходов по уплате государственной пошлины.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз», удовлетворить.
Признать незаконным предписание государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Пономарева Евгения Юрьевича об устранении нарушений законодательства в области пожарной безопасности № от (дата).
Обязать Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отменить предписание государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Пономарева Евгения Юрьевича об устранении нарушений законодательства в области пожарной безопасности № от (дата).
Взыскать со Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» в возмещение понесённых расходов по уплате государственной пошлины 2 000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения, путём подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.
Судья: подпись