Дело № 2-1162/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 октября 2018 года р.п. Базарный Сызган Ульяновской области
Инзенский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Лукьяновой О.В.,
при секретаре Лушкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Т.М. к Муниципальному учреждению Администрации муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному унитарному предприятию Бюро технической инвентаризации в лице Инзенского филиала и Ульяновскому областному государственному унитарному предприятию Бюро технической инвентаризации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, возложении обязанности изготовить технический план на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Андреева Т.М. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению Администрации муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области и Ульяновскому областному государственному унитарному предприятию Бюро технической инвентаризации в лице Инзенского филиала о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, возложении обязанности изготовить технический план на квартиру.
В исковом заявлении указано, что квартира № в доме № по ул. <адрес> была предоставлена Андреевым в 2016 году, был заключен договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ с Муниципальным учреждением Администрацией муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области. С ДД.ММ.ГГГГ в спорной квартире зарегистрирована Андреева Т.М. Муж истицы - Андреев А.В. от участия в приватизации данной квартиры отказался в соответствии с согласием от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного нотариусом нотариального округа Инзенского района Ульяновской области Моисеевой Т.В. В 2018 году она решила приватизировать вышеуказанную квартиру, в связи с чем, обратилась в Муниципальное учреждение Администрацию МО Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области для решения данного вопроса, поскольку квартира числится в реестре муниципальной собственности, где ей сообщили какие документы нужны для дальнейшей приватизации. В последствии она обратилась в БТИ, но там ей сообщили, что ее дом ранее, то есть до ДД.ММ.ГГГГ не инвентаризировался, и для того, чтобы произвести инвентаризацию данного объекта на него нужны первичные документы на весь дом (разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, проектная документация), а этими документами Администрация муниципального образования Глотовское городское поселение как балансодержатель не располагает, и ей было рекомендовано обратиться в суд. В МКУ «Управление архитектуры и строительства» МО «Инзенский район» и в Архивном отделе Администрации МО «Инзенский район» сообщили, что разрешительная документация безвозвратно утеряна и документов не имеется. Ранее она в приватизации не участвовала. Считает вышеуказанный отказ незаконным. Просила признать за ней право собственности на квартиру, общей площадью 29,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации и обязать ОГУП БТИ изготовить технический план на данную квартиру.
Определением Инзенского районного суда ульяновской области от 20.09.2018 в качестве соответчика по данному делу было привлечено Ульяновское областное государственное унитарное предприятие Бюро технической инвентаризации (УОГУП БТИ).
Представитель истца Седых С.С., действующий на основании доверенности от 22.12.2017, в судебном заседании доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Истица Андреева Т.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом.
Представитель ответчика Муниципального учреждения Администрации муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области, будучи надлежащим образом извещенный о времени, дне и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, одновременно указывая о том, что они не возражают в передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность Андреевой Т.М. в порядке приватизации.
Представители ответчиков УОГУП БТИ и Инзенского филиала УОГУП БТИ, извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представив в суд отзыв, из которого следует, что в соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона РФ от 13.07.2016 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический план предоставляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Согласно ч. 10 вышеназванного федерального закона все необходимые сведения о помещении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки.
В соответствии с приложением № 2 к приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения и его площади, указываются в техническом плане также на основании представленных заказчиком кадастровых работ технического паспорта помещения, изготовленного до 1 января 2013 года, или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию таких зданий, сооружений.
Если законодательством РФ в отношении объектов недвижимости, за исключением единого недвижимого комплекса, не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных разрешений и проектной документации, а также в отношении объектов недвижимости, законченных строительством до 1917 года, в том числе объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании Декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости либо правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости – органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости.
Многоквартирные дома подлежат сдаче в эксплуатацию в обязательном порядке. Первичная техническая инвентаризация здания, в котором расположена квартира истца, ОГУП БТИ осуществлялась 06.07.2015, технический паспорт на помещение квартиры истца изготовлен по состоянию на 24.01.2018.
Ни один из указанных в Приложении № 2 к приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 и необходимых для изготовления технического плана помещения документов истицей в адрес Инзенского филиала ОГУП БТИ предоставлен не был, следовательно, у ОГУП БТИ отсутствовали законные основания для подготовки технического плана помещения. Поэтому просят в удовлетворении иска Андреевой Т.М. отказать в полном объеме.
Представители третьих лиц Инзенского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, из которого следует, что в соответствии со ст. 3 Закона о государственной регистрации, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальности органами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 органом регистрации прав является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В соответствии с Приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделяется отдельными полномочиями органа регистрации прав. В ЕГРН содержатся сведения об объекте капитального строительства – многоквартирном доме с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, внесены в ЕГРН 13.07.2015 на основании сведений, поступивших от органов по государственному техническому учету и технической инвентаризации, в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 11.01.2011 № 1 «О сроках и порядке включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости». Сведения об объекте капитального строительства – квартире, расположенной по адресу: <адрес> ЕГРН отсутствуют. Поскольку вопросы об обязывании технического учета и технической инвентаризации, произвести инвентаризацию объекта недвижимости находятся вне компетенции филиала, просили рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
Третье лицо Андреев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и республик в составе РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую), либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Статья 6 вышеуказанного Закона предусматривает, что передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
Из материалов дела усматривается, что 03.11.2016 Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области предоставило Андрееву А.В. по договору социального найма жилого помещения № в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 комнаты в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> для проживания в нем. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: жена – Андреева Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно справки формы № 8, выданной ООО «ГУЖФ» ДД.ММ.ГГГГ, в квартире № дома № по ул. <адрес> зарегистрирована Андреева Т.М. с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки формы № 8, выданной Муниципальным учреждением Администрацией муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ, в доме № по ул. <адрес> была зарегистрирована Андреева Т.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, прибыла в ДД.ММ.ГГГГ году из Республики <адрес>, выписана на <адрес>, Андреев А.В. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно нотариального согласия № Андреев А.В. выразил свое согласие на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, без включения его в договор на передачу жилой площади в собственность граждан, от участия в приватизации отказался.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусматривалось, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к названному Постановлению (жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение другим юридическим лицам), независимо от того, на чьем они балансе находились, должны были передаваться в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В декабре 1992 года были внесены существенные изменения в ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Согласно этим изменениям при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен был передаваться в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Эта же норма была воспроизведена в ст. 9 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», вступившего в силу 23 января 1993 года. Кроме того, в целях сохранения функционального назначения и установления порядка приватизации объектов социальной инфраструктуры п. 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 г. N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и бытового назначения приватизируемых предприятий» было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли включаться объекты жилищного фонда.
В постановлении от 24.08.1993 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что, оценивая правомерность отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
В соответствии со ст.16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся, кроме прочего, квартиры. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п. 2 Требований к подготовке технического плана помещения, утв. Приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 года №583 (ред. от 25.02.2014) технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), и указаны сведения о помещении, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет такого помещения, сведения о части или частях помещения либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о помещении, которому присвоен кадастровый номер.
Пунктом 3 указанных требований предусмотрено, что технический план составляется в отношении:
- помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких изолированных (обособленных) и смежных помещений (например, часть жилого дома, состоящая из расположенных в ней комнат и помещений вспомогательного использования), которые в том числе могут располагаться на нескольких этажах здания либо сооружения один над другим и должны иметь доступ друг к другу без использования помещений общего пользования в таком здании либо сооружении), при этом такое помещение должно быть в соответствии с Законом изолировано и обособленно от других помещений в здании или сооружении; части помещения.
В настоящее время введен в действие приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, в соответствии с которым до 01.07.2017 для осуществления государственного кадастрового учета могут быть представлены технические планы, подготовленные в соответствии с требованиями к подготовке технического плана, действовавшими до 01.01.2017.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества МО Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области от 28.09.2018, квартира, расположенная по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью МО «Глотовское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области.
На основании постановления Администрации муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма Андрееву А.В.» постановлено предоставить жилое помещение по договору социального найма гражданину Андрееву А.В. по адресу: <адрес>, на количество членов семьи – 2 человека.
Из сведений, представленных Администрацией муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области за № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что техническую, проектную документацию, акт ввода в эксплуатацию, технический паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> представить не представляется возможным.
Из сообщения Муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и строительства муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области следует, что технической документации на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (акт ввода в эксплуатацию, проектная документация, технический паспорт и т.п.) в отделе архитектуры не имеется.
Из сведений представленных Архивным отделом Администрации МО «Инзенский район» усматривается, что технической, проектной документации, акта ввода в эксплуатацию, технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>), архивный отдел не располагает.
Из сообщений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Инзенского филиала бюро технической инвентаризации усматривается, что в собственности истицы отсутствует недвижимое имущество, приобретенное в порядке приватизации.
Таким образом, ранее истицей право на приватизацию не было использовано.
На основании изложенного, исковые требования Андреевой Т.М. о признании за ней в порядке приватизации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и возложении обязанности на УОГУП БТИ в лице Инзенского филиала по изготовлению технического плана подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона РФ № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
В связи с этим, вступившее в законную силу данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности на вышеуказанное жилое помещение за Андреевой Т.М. в Едином государственном реестре недвижимости.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Андреевой Т.М. к Муниципальному учреждению Администрации муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному унитарному предприятию Бюро технической инвентаризации в лице Инзенского филиала и Ульяновскому областному государственному унитарному предприятию Бюро технической инвентаризации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, возложении обязанности изготовить технический план на квартиру, удовлетворить.
Признать за Андреевой Т.М. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности на вышеуказанное жилое помещение за Андреевой Т.М. в Едином государственном реестре недвижимости.
Обязать Ульяновское областное государственное унитарное предприятие Бюро технической инвентаризации в лице Инзенского филиала изготовить технический план на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья О.В. Лукьянова
Решение в окончательно
форме изготовлено 12.10.2018