гр. дело № 13-636/2018
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«13» августа 2018г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Медведевой Е.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» об изменении порядка исполнения решения суда от 27.11.2007г. по гражданскому делу по иску Бушева Геннадия Евгеньевича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 75979.07 руб., взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере 10667.39 руб., назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.01.2007 г. в размере 1916.03 руб., назначении и выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью с 01.01.2007 г. в размере 3059.85 руб. с последующей их ежегодной индексацией исходя из уровня инфляции,
у с т а н о в и л:
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 27.11.2007 г. исковые требования удовлетворены, на ответчика возложена обязанность назначить и выплачивать Бушеву Г.Е. с 01.10.2007г. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1 915.95 руб., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства, возложена обязанность назначить и выплачивать Бушеву Г.Е. ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью в размере 3059.77 руб., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства; с ответчика в пользу Бушева Г.Е. взысканы недоплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение производственных товаров в размере 77746.69 руб., недоплаченные суммы ежегодной денежной компенсации за вред здоровью за период с 2000 г. по 2006 г. в размере 11356.74 руб., а также взыскана госпошлина в доход федерального бюджета в размере 2382.70 руб. (л.д.28-32). Решение вступило в законную силу.
Ответчик обратился в суд с указанным заявлением, просит частично изменить порядок исполнения решения суда, указав на обязанность ответчика производить ежегодную индексацию назначенных к выплате сумм, получаемых истцом по решению суда исходя из индекса потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством Российской Федерации коэффициентом, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем имеются уведомление, расписка и телефонограмма.
Суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Изменение способа и порядка исполнения решения суда предусмотрено ст. ст. 203, 434 ГПК РФ.
По смыслу названных норм, изменение порядка исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, либо свидетельствующих о невозможности исполнить его тем способом, который указан в решении суда. Изменение решения суда по существу не допускается.
Суд считает, что выплачиваемые в настоящее время истцу денежные средства в счет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление значительно превышают установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленным в силу статьи 1 на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены ст. 15 и ст. 40 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены п. 15 ст. 14 данного Закона.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01 декабря 1997 года, принимая Закон РФ от 15.05.1991г. № 1244-1, законодатель исходил из того, что государство признает ответственность перед гражданами за последствия крупнейшей по масштабам радиоактивного загрязнения биосферы экологической катастрофы, затронувшей судьбы миллионов людей, проживающих на огромных территориях. Учитывая то обстоятельство, что в результате данной аварии были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации), но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, возникает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством.
Таким образом, можно сделать вывод, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
При этом то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен.
Федеральным законом от 07.08.2000г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» был определен новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление.
Данным Федеральным законом были внесены изменения, в том числе, в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах исходя из базовой суммы 100 руб. При этом п. 3 ст. 4 Федерального закона от 07.08.2000г. № 122-ФЗ в ст.14 и 39 Закона РФ от 15.05.199г. № 1244-1 внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью - инвалидам I и II группы в размере 500 руб., III группы - 400 руб.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002г. № 11-П признаны не противоречащими Конституции РФ находящиеся в системном единстве положения ст. 3 и п. 3 ст.4 Федерального закона «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», пункта 10 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», части третьей статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 12.02.2001г.), части третьей статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статей 3 и 4 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и новый критерий индексации сумм возмещения вреда - пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеуказанные акты, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 г. по 31.05.2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004г. № 847, от 07.05.2005г. № 292, от 25.04.2006г., от 21.03.2007г., от 21.12.2007 г. № 914 (ред. от 24.12.2008г.), от 21.12.2007г. № 914 (ред. от 07.07.2009г.), от 16.12.2009г. № 1024, от 21.12.2010 г. № 1079, от 08.12.2011г. № 1019, от 04.12.2012г. № 1255, от 19.12.2013г. № 1189 и от 18.12.2014г. № 1411 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и установлены коэффициенты индексации за соответствующий период. Федеральным законом от 06.04.2015г. № 68-ФЗ действие вышеуказанных норм первоначально было приостановлено до 1 января 2016 года, а затем - до 1 января 2017 года и до 1 января 2018 года. Этим же законом определен порядок индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законами 1244-1, 175-ФЗ, 2-ФЗ. Так, согласно статье 3 Федерального закона от 06.04.2015г. № 68-ФЗ в 2015г. выплаты, пособия и компенсации индексировались в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Порядок индексации с 1 февраля 2016 года установлен статьей 4 Федерального закона 68-ФЗ, а с 1 февраля 2017 года - статьей 4.2 этого Закона.
В силу ч.3 ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 (в редакции Федерального закона № 444-ФЗ от 19.12.2016г.), действующей с 1 января 2018 года, размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно решения суда выплачиваемая истцу ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составляет 1915.95 руб., ежегодная компенсация в счет возмещения вреда здоровью –3 059.77 руб.
Таким образом, в настоящий момент размер выплачиваемых истцу на основании решения суда компенсационных выплат значительно превышает их размер относительно соответствующих выплат с учетом индексации, произведенной в установленном Правительством РФ порядке, что свидетельствует о неравном положении истца в сравнении с иными лицами, которым военкоматом такие компенсационные выплаты производит самостоятельно на основании соответствующего постановления Правительства РФ. Учитывая правовую природу указанных компенсационных выплат, являющихся гарантией социальной защиты, суд приходит к выводу, что установление их размера для одной категории граждан должно быть единым. Иной подход противоречит ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав человека и гражданина.
В этой связи суд соглашается с правовой позицией заявителя о том, что индексацию вышеуказанных выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный в предусмотренном соответствующим постановлением Правительства РФ порядке, достигнет размера получаемых истцом выплат.
При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются основания, предусмотренные ст. 203 ГПК РФ для удовлетворения заявления об изменении порядка исполнения вступившего в законную силу решения суда. При этом суд не изменяет существо принятого ранее судебного постановления.
Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный суд РФ, основания для отсрочки, рассрочки или изменения порядка и способа исполнения судебного акта должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка либо изменение порядка исполнения решения суда должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства. С учетом приведенных выше законоположений, а также конкретных обстоятельств дела и доводов сторон, суд полагает, что изменение порядка исполнения судебного акта, о котором просит ответчик, будет соответствовать конституционному принципу справедливости. Конституционное право истца на возмещение вреда здоровью нарушено не будет, так как размер производимых ему выплат останется прежним, порядок же индексации будет приведен в соответствие с действующим законодательством. При этом частичное изменение порядка исполнения судебного акта восстановит баланс прав и законных интересов должника и взыскателя, предоставив возможность должнику осуществлять назначенные судом выплаты в возмещение вреда здоровью истца с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета, предусмотренных законом на эти цели.
Руководствуясь ст. 203, 224, 225 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л :
Частично изменить порядок исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 27.11.2007 г.
Обязать ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначенных Бушеву Геннадию Евгеньевичу, один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством Российской Федерации коэффициентом, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом и получаемых Бушевым Геннадием Евгеньевичем по решению суда от 27.11.2007г.
На определение может быть подана частная жалоба в Воронежский областной суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения.
Судья