Судья Аммосов Н.Г. Дело № 33-3509/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 октября 2018 года г. Якутск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Кычкиной Н.А., Холмогорова И.К., при секретаре Комюстюровой А.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 03 августа 2018 года, которым
по делу по иску Самохваловой Е.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда в Ленском районе Республики Саха (Якутия) о зачете справки и перерасчете пенсии
ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования Самохваловой Е.А. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском районе Республики Саха (Якутия) принять к зачету справку о заработной плате Самохваловой Е.А. № ..., выданную Ленским отделением ******** АК «********» (ПАО), за периоды работы с мая 1993 года по декабрь 1996 года в ЛО ******** АК «********» (ПАО).
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском районе Республики Саха (Якутия) произвести перерасчет пенсии Самохваловой Е.А. с 15 мая 2018 года.
Заслушав доклад судьи Бережновой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Самохвалова Е.А. обратилась в суд к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) с иском о зачете справки и перерасчете пенсии, указывая, что в 2016 г. ей досрочно назначена трудовая пенсия по старости согласно с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».
В трудовой стаж истца не был включен период работы в ЛО ******** АК «********», поскольку лицевые счета по заработной плате с 1954 г. по май 1993 г. уничтожены паводком 2001 г. и не подлежат восстановлению согласно акту от 22 июня 2001 г.
ПО ******** АК «********» выдал истцу Самохваловой Е.А. справку о ее заработке в период с 1993 г. по 1996 г., которую она предоставила в УПФР в Ленском районе для принятия к зачету и в последующем перерасчету пенсии.
16 мая 2018 г. комиссией ГУ УПФ РФ в Ленском районе РС(Я) в перерасчете пенсии Самохваловой Е.А. отказано, поскольку представленная справка содержит информацию о наличии электронных лицевых счетов, которые не являются первичными бухгалтерскими документами
Просит принять к зачету справку о заработной плате за период работы с мая 1993 г. по декабрь 1996 г. а ЛО ******** АК «********» ПАО, произвести перерасчет пенсии с даты первичного обращения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением суда, представитель ответчика – законный представитель Управления Ногуманова З.М. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что при принятии решения судом допущены нарушения норм процессуального права, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Истец, ответчик надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327 ГПК РФ приходит к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 6 ст. 21 Федерального закона № 400 перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ 27.02.2002 г. за № 16, 19 (действовавшего до 01.01.2015 и применяемого с 01.01.2015 в части подтверждения заработка, не противоречащей нормам действующего пенсионного законодательства) среднемесячный заработок за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Согласно разъяснениям Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенным в совместном письме от 27.11.2001 № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704, в случае утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Таким образом, пенсионное законодательство предполагает, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств - количества отработанного времени, объема проделанной работы, квалификации (разряда) работника, режима работы, временной нетрудоспособности, обучения, выполнения необходимого объема работы, различных системы оплаты труда и премирования и иных обстоятельств.
Как следует из материалов дела, истец Самохвалова Е.А. работала в ******** (в настоящее время АК «********» (ПАО).
Согласно справке от 19 октября 2017 г. № ..., выданной АК «********» (ПАО), с мая 1993 г. по декабрь 1996 г. истец Самохвалова Е.А. получала за выполненную работу заработную плату с районным коэффициентом 70%. В основании выдачи справки указано «электронные лицевые счета».
Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПРФ в Ленском улусе (районе) от 16 мая 2018 г. в отказано в удовлетворении заявления Самохваловой Е.А. о перерасчете страховой пенсии по возрасту в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 18 Закона РФ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 в связи с тем, что в основании выдачи справки о заработной плате указаны электронные лицевые счета, которые не являются первичными бухгалтерскими документами.
Разрешая спор, оценив представленные истцом доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчик обязан принять к зачету справку о заработной плате Самохваловой Е.А. № ... от 19 октября 2017 г., выданную Ленским отделением ******** АК «********» (ПАО) за периоды работы с мая 1993 г. по декабрь 1996 г., произвести перерасчет пенсии с 15 мая 2018 г. на основании указанной справки о заработной плате, так как не доверять доказательствам, представленным истцом, у суда оснований не имелось.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они отвечают требованиям действующего законодательства.
Так, из письма ******** ЛО АК «********» (ПАО) № ... от 19 октября 2017 г. следует, что в Ленском отделении ******** АК «********» (ПАО) лицевые счета по заработной плате с 1964 г. по май 1993 г. уничтожены в период паводка в мае 2001 г. и не подлежат восстановлению согласно акта б/н от 22.06.2001. При начислении заработной платы до 01 октября 1991 г. применялся коэффициент 40%, с 01 октября 1991 г. года по настоящее время применяется коэффициент 70% на основании Постановления Совмина ЯАССР СМ от 24.09.1991 № 486 «О порядке применения районного коэффициента к заработной плате, пенсии, стипендии, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской (Саха) АССР».
Таким образом, первичные бухгалтерские документы о заработной плате истца за спорный период, необходимые для расчета пенсии, утрачены в результате наводнения и возможности их восстановления не имеется.
Поскольку основным принципом пенсионного обеспечения является установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его трудового стажа и заработка, суд приходит к выводу о возможности подтверждения (даже по косвенным признакам) индивидуального характера заработка.
В данном случае факт работы истца в спорный период ответчиком не оспаривался, сведения, отраженные в справке о заработной плате, подтверждает индивидуальный характер заработка истца в рублях. Сомнения в достоверности не вызывают, учитывая, что отраженные в справке сведения основаны на электронных лицевых счетах.
Поэтому доводы ответчика о том, что указанный документ оформлен с нарушением общеустановленных требований, являются несостоятельными.
При этом судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что истец лишена возможности в ином порядке подтвердить размер заработной платы и факт ее получения в указанный период времени, поскольку документы, подтверждающие размер заработной платы, восстановить невозможно ввиду их уничтожения в результате стихийного бедствия (наводнение в г. Ленск).
Вместе с тем данное обстоятельство не должно влечь ограничение права истца на достойное пенсионное обеспечение, поскольку исчисление размера пенсии с учетом заработной платы истца за указанный период повлечет изменение ее размера в сторону увеличения.
Между тем заслуживают внимание доводы жалобы ответчика относительно не согласия с периодом перерасчета размера страховой пенсии.
Так, в силу п. 2 ст. 23 Федерального закона № 400 перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Из материалов дела следует, что истец Самохвалова Е.А. в Управление Пенсионного фонда с заявлением о перерасчете пенсии обратилась 15 мая 2018 г.
При таких обстоятельствах, перерасчет размера страховой пенсии истца Самохваловой Е.А. должен быть с 01 июня 2018 г., то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии.
При этом суд первой инстанции правильно мотивировал порядок перерасчета пенсии, сославшись на указанную норму права, но допустил описку в резолютивной части решения, в связи с чем решение суда подлежит уточнению в части срока перерасчета размера страховой пенсии.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 03 августа 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Уточнить третий абзац резолютивной части решения, изложив его в редакции:
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском районе Республики Саха (Якутия) произвести перерасчет пенсии Самохваловой Е.А. с 01 июня 2018 года.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.Н. Бережнова
Судьи Н.А. Кычкина
И.К. Холмогоров