Дело № 5-1926/2012
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
09 ноября 2012 года город Усинск
Мировой судья Пармского судебного участка города Усинска Республики Коми Подоляк Л.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Открытого акционерного общества «Коминефть», расположенного по адресу<АДРЕС>, привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка по сообщению и.о. руководителя Печорского управления Ростехнадзора <ФИО1> о разливе нефтепродуктов в районе скважины <НОМЕР> <АДРЕС> в квартале <НОМЕР> <ИНОЕ> принадлежащей ОАО «Коминефть» эксплуатируемой управляющей компанией <ИНОЕ> Поверкой установлено,что открытым акционерным обществом «Коминефть» нарушаются требования законодательства регламентирующего вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов.
В ходе проверки установлено, что в период с <ДАТА2> по <ДАТА3> сотрудниками Ухтинского территориального отдела Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена внеплановая выездная проверка ОАО «Коминефть», в ходе которой были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства и недропользования. В районе скважины <НОМЕР> Нибельского месторождения имелись три сообщающихся между собой котлована, наполненные нефтепродуктами, вокруг котлованов (по берегу) происходило истечение НСЖ с переходом из одного котлована в другой и истечением в виде ручейков за пределы котлованов вниз по склону в зону леса. По всей территории скважины <НОМЕР> был разбросан мусор: металлические трубы и металлические конструкции.
В ходе прокурорской проверки с выездом <ДАТА4> к скважине <НОМЕР> Нибельского месторождения установлено: Скважина находится в бездействии. Вокруг скважины имеется обваловка размерами 30х30 м. Западнее обваловки, участок, где ранее находились котлованы, наполненные НСЖ, спланирован грунтом на площади 60х30 м (1800 м в квадрате). В 80 метрах северо-западнее скважины по понижению склона (за границами спланированного участка) имеется участок загрязненный нефтью размерами 5х7 м. (35 метров в квадрате). На данном участке имеется две ямы размерами 1х0,6м глубиной 0,6м и 1,2х0,6м глубиной 0,6м дно и стенки которых замазучены нефтью. По результатам отбора проб почвы и проведенного количественного химического анализа установлено превышение фонового содержания нефтепродуктов (менее 0,023 мг/г) на спланированном грунтом участке размерами 60х30м от 2 до 45 раз (от 0,052 мг/г до 1,04 мг/г). Отобранные пробы почвы на участке размерами 5х7м показали превышение фонового содержания нефтепродуктов в 7 391 раз (170мг/г).
В соответствии с договором о передаче полномочий исполнительных органов Общества от <ДАТА5>, <ИНОЕ> является управляющей компанией, принявшей и осуществляющей закрепленные уставом ОАО «Коминефть» полномочия исполнительного органа Общества.
В соответствии с Уставом ОАО «Коминефть», основными видами деятельности Общества являются: добыча нефти, газа и других полезных ископаемых и их переработка; разведка и разработка нефтяных месторождений; бурение; транспортировка и хранение нефти и нефтепродуктов пр.
Лицензия на право пользования недрами <НОМЕР> от <ДАТА6> на добычу углеводородного сырья на Нибельском месторождении выдана открытому акционерному обществу «Коминефть» на срок до <ДАТА>.
ОАО «Коминефть» имеет договор аренды лесного участка земель лесного фонда в целях не связанных с созданием лесной инфраструктуры <НОМЕР> от <ДАТА7> с целевым использованием под эксплуатацию объектов Нибельского нефтегазового месторождения (скважина <НОМЕР>) квартал <НОМЕР> <ИНОЕ> на срок до <ДАТА8>
Скважина <НОМЕР> Нибельского месторождения нефти зарегистрирована по праву собственности за ОАО «Коминефть» на основании плана приватизации.
<ИНОЕ> имеет договор страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте (причинение вреда окружающей среде - экологическое загрязнение <НОМЕР> от <ДАТА9>). В перечень опасных производственных объектов к данному договору входит и фонд скважин Нибельского месторождения, расположенного <АДРЕС>.
Согласно протоколу заседания территориального отделения Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию по Тимано-Печорской провинции от <ДАТА10> <НОМЕР>, на указанную дату фонд скважин Нибельского месторождения составляет 60 скважин из них 31 бездействующие, 26 ликвидированных, 2 контрольные, 1 в ожидании ликвидации. <ИНОЕ> постановило рекомендовать ОАО «Коминефть» в течение двух лет выполнить программу по консервации скважин.
Однако согласно акту проверки Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора от <ДАТА3> скважины <НОМЕР> Нибельского месторождения находятся в бездействии, на устье установлена фонтанная арматура. ОАО «Коминефть» меры по сокращению бездействующего фонда газовых скважин Нибельского месторождения не принимаются. В <ДАТА> работы по физической ликвидации газовых скважин <НОМЕР> не проведены.
Согласно информации, представленной и.о. директора <ИНОЕ> <ФИО2> от <ДАТА11> <НОМЕР>, о выполнении мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки Ростехнадзора (акт от <ДАТА3>) в части рекультивации нефтезагрязненных земель в районе скважины <НОМЕР> Нибельского нефтегазового месторождения, по состоянию на <ДАТА12>, <ИНОЕ> произведена откачка жидкой фракции вывозом НСЖ в объеме 70 м в кубе на дренажные колодцы ГНСП-3 КЦДНГ-1 и ликвидация котлованов. Выполнена зачистка нефтезагрязненной территории со сбором и вывозом загрязненного грунта в объеме 74 м в кубе на шламонакопитель Западно-Тэбукского месторождения. Произведена планировка зачищенной территории. Восстановлена обваловывание территории скважины <НОМЕР> Нибельского месторождения. В период 25-26 августа 2012 года зачищена от гудронированных остатков НСЖ территория 7х5 м с двумя приямками, которая была выявлена в ходе проверке <ДАТА4>.
Таким образом, управляющей компанией <ИНОЕ> проводились работы по ликвидации разливов нефти на Нибельском месторождении.
Согласно ст.14 ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с требованиями Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года № 240, в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется - план), разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Организации, имеющие опасные производственные объекты обязаны создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке.
Приказом МЧС России от 28 декабря 2004 года № 621 утверждены Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасными производственными объектами в соответствии с данным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № 1 к названному Федеральному закону.
В соответствии с Приложением № 1 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В соответствии с требованиями ст.10 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Кроме того, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Согласно информации ВрИО начальника Главного управления МЧС России по Республике Коми <ФИО3> <НОМЕР> от <ДАТА18>, согласно Перечню опасных производственных объектов, зарегистрированных в территориальном разделе государственного реестра опасных производственных объектов Печорского управления Ростехнадзора по состоянию на <ДАТА19>, фонд скважин Нибельского месторождения находится на балансе <ИНОЕ> разработан и введен в действие план по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, действительный до <ДАТА20>, которым должны быть предусмотрены меры по предотвращению, локализации (ликвидации) чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на Нибельском нефтяном месторождении. ОАО «Коминефть» план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах Нибельского месторождения для согласования не представляло.
Представленный управляющей компаний <ИНОЕ> утвержденный и согласованный в установленном порядке план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах <ИНОЕ> не учитывает производственные объектыНибельского нефтегазового месторождения и не содержит плановых мероприятия по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на опасных производственных объектах данного месторождения. ОАО «Коминефть» план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах Нибельского месторождения не имеет.
Таким образом, проверкой установлено, что предприятием ОАО «Коминефть» допущено невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой в целях надлежащего уведомления руководства предприятия ОАО «Коминефть» о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении направлено требование <НОМЕР> от <ДАТА21>
Согласно объяснению законного представителя ООО «Коминефть» <ФИО4> (доверенность <НОМЕР> от <ДАТА22>), по факту загрязнения почв лесного участка в районе скважины <НОМЕР> Нибельского нефтегазового месторождения на территории <АДРЕС> района Республики Коми в квартале <НОМЕР> <ИНОЕ> пояснил, что карьеры с нефтесодержащей жидкостью в районе скважины <НОМЕР> являются прудами отстойниками, по всей видимости, они были организованы в процессе хозяйственной деятельности недропользователя в прежние годы (до 2003 года точную дату назвать не может). <ИНОЕ> приняты меры по ликвидации указанных карьеров и ликвидации загрязнения участка земель лесного фонда (5х7м) за пределами спланированного участка (который был выявлен в ходе проверки <ДАТА4>). В части превышения содержания нефтепродуктов в почве на спланированном участке полагает, что это результат длительной инфильтрации НСЖ из прудов отстойников на окружающий их участок. В настоящее время скважина <НОМЕР> Нибельского месторождения находится в бездействии, ожидается ее ликвидация. Всего в ожидании ликвидации по данному месторождению 13 скважин. В части отсутствия плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нетфепродуктов на объектах Нибельскеого месторождения считает, что так как Нибельское месторождение фактически не эксплуатируется с <ДАТА>, добыча нефти прекращена (весь фонд скважин либо находится в бездействии, либо ликвидирован) указанный План на данные производственные объекты не нужен. В связи с этим Нибельское месторождение нефти не включено в <ИНОЕ> как объект, на котором возможны аварийные разливы нефти и нефтепродуктов.
Однако, как установлено в ходе настоящей проверки объекты Нибельского нефтегазового месторождения (фонд бездействующих скважин) являются опасными производственными объектами, связанными с добычей нефти и газа. Кроме того, необходимость применения плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах Нибельского месторождения подтверждается ликвидацией разлива нефтесодержащей жидкости в районе скважины <НОМЕР> и загрязнением нефтепродуктами участка земель лесного фонда.
Допустив эксплуатацию опасных производственных объектов при отсутствии разработанного и согласованного в установленном законом порядке плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также отсутствия договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием и собственного аварийно-спасательного формирования в целях ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ОАО «Коминефть» нарушены требования ст.14 Закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994, то есть совершено правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность ч.1 ст.20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Данное правонарушение является длящимся, поскольку с <ДАТА> (с даты получения лицензии на право пользования недрами <НОМЕР>) и по настоящее время у ОАО «Коминефть» отсутствует разработанный и согласованный в установленном порядке план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на опасных производственных объектах, а также отсутствует договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием или собственное аварийно-спасательного формирования в целях ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Дата выявления правонарушения является срок окончания настоящей проверки, то есть <ДАТА23>
Местом совершения правонарушения является место нахождения опасных производственных объектов ОАО «Коминефть» (фонд скважин) на Нибельском нефтегазовом месторождении, расположенного <АДРЕС>.
В судебном заседании представитель ОАО «Коминефть» <ФИО5>, которой были разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вину в совершении административного правонарушения не признала, просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Коминефть», за отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Указанные данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Как следует из материалов дела, <ДАТА24> между ОАО «Коминефть» и <ИНОЕ> заключен договор о передаче полномочий исполнительных органов Общества. Согласно п.3.1 договора Управляющая компания <ИНОЕ> осуществляет оперативное руководство деятельностью Общества (ОАО «Коминефть»), исполняет другие функции, необходимые для достижения целей деятельности Общества и обеспечения его нормальной работы, в соответствии с действующим законодательством и Уставом Общества.
Из вышеуказанного договора следует, что производственную деятельность на объектах ОАО «Коминефть», в том числе эксплуатацию Нибельского месторождения осуществляет <ИНОЕ> Согласно свидетельства орегистрации <НОМЕР>, опасные производственные объекты, эксплуатируемые <ИНОЕ> зарегистрированы <ДАТА25> в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В приложении к свидетельству о регистрации указано наименование объектов, в том числе под <НОМЕР> указано - фонд скважин Нибельского месторождения <ИНОЕ>
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
На основании вышеизложенного суд считает, что поскольку в вышеуказанном законе прямо указано, что планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте должна организация, эксплуатирующая опасный производственный объект; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников, должна организация, эксплуатирующая производственный объект; то разрабатывать план по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников, обязано не ОАО «Коминефть», а <ИНОЕ> поскольку именно <ИНОЕ> эксплуатирует производственные объекты Нибельского месторождения.
Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вина ОАО «Коминефть» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований и правил по предупреждению аварий на объектах производственного или социального назначения, не нашла своего подтверждения в судебном заседании.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Суд приходит к выводу, что в действиях ОАО «Коминефть» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, дело подлежит прекращению по п.2 ч.1 ст.24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 20.6 ч.1, 24.5., 29.9., 29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО «Коминефть», за отсутствием состава административного правонарушения.
Копию постановления вручить представителю ОАО «Коминефть», направить в Печорскую природоохранную межрайонную прокуратуру, в прокуратуру гор. Усинска.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Усинский городской суд Республики Коми в течение 10 суток через мировой суд Пармского судебного участка города Усинска Республики Коми.
Мировой судья - подпись -
Копия верна - мировой судья - Л.А.Подоляк