РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2015 г. с.Чара
Каларский районный суд
Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Пешковой О.Н.,
при секретаре Селиной Е.Н.,
с участием истца Кузнецовой Е.В.,
представителя ответчика АО «Тепловодоканал» Хаповой Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-534/2015 по иску Кузнецовой Е.В. к АО «Тепловодоканал» о признании незаконным отказа в регистрации прибора учёта тепловой энергии, о возложении обязанности зарегистрировать теплосчетчик, о понуждении произвести перерасчет начисленной платы за потребленные коммунальные услуги согласно показаниям теплосчетчика с ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности в дальнейшем взимать плату за услугу теплоснабжения согласно показаний установленного прибора учёта, взыскании ущерба, компенсации морального вреда, взыскании штрафа за отказ исполнения в добровольном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Истец Кузнецова Е.В. обратился к мировому судье с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что она проживает по адресу: <адрес>, является потребителем коммунальных услуг, предоставляемых ОАО «ТВК». По указанному месту жительства ею был установлен прибор учета тепловой энергии, согласно показаниям которого ответчик обязан начислять и взимать плату за услугу теплоснабжения. Ей были выданы технические условия, она обратилась в уполномоченную организацию, которая подготовила проект теплового узла, установила прибор учёта тепловой энергии, однако ответчик в нарушение норм действующего законодательства отказал в регистрации и опломбировании прибора учёта тепловой энергии, что повлекло необходимость обращения в надзорные органы и несения затрат на переписку в сумме <данные изъяты> рублей. За нарушение прав потребителя просила взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Решение мирового судьи отменено Каларским районным судом, дело передано по подсудности для рассмотрения в Каларский районный суд.
Требования истицы в письменном виде уточнены (т.2 л.д.109-116).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ от части исковых требований Кузнецовой Е.В., а именно от требований к АО «Тепловодоканал» о признании незаконным отказа в регистрации прибора учёта тепловой энергии, о возложении обязанности зарегистрировать теплосчетчик, о понуждении произвести перерасчет начисленной платы за потребленные коммунальные услуги согласно показаниям теплосчетчика с ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности в дальнейшем взимать плату за услугу теплоснабжение согласно показаний установленного прибора учёта, в связи с введением согласно Акту АО «Тепловодоканал» от ДД.ММ.ГГГГ в эксплуатацию и регистрацией теплосчетчика по адресу <адрес>, выражением согласия АО «Тепловодоканал» в дальнейшем производить начисление по показаниям зарегистрированного теплосчетчика и в связи с фактическим производством перерасчета за потребленные коммунальные услуги согласно показаний теплосчетчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. согласно сводного отчета, производство по делу в указанной части прекращено (т.2 л.д.________).
В судебном заседании установлено.
Истица настаивает на иске в части взыскания компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, предоставив документы, подтверждающие состояние здоровья, а также просит взыскать расходы на копирование документов и отправку почтовой корреспонденции по обращению в Ростехнадзор и штраф за неисполнение требований в добровольном порядке.
Представитель ответчика АО «Тепловодоканал» не признаёт требования по причине добровольного исполнения требований истицы.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав, проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Истица является потребителем коммунальных услуг, предоставляемых АО «Тепловодоканал» в занимаемое ею жилое помещение, расположенное в <адрес>.
Согласно Уставу АО «ТВК» предприятие оказывает населению услуги в виде теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения (т.2 л.д._______).
Способ управления многоквартирным домом истицы не избран.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация:
сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);
предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
показания прибора учета на момент его установки;
дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
В соответствии с пп. "у" п. 31 данных Правил, исполнитель обязуется осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
По общему правилу, указанному в п. 42(1) Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме определяется при условии оборудования коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в зависимости от того, все жилые или не все жилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
В данном случае многоквартирный дом коллективным прибором учёта тепловой энергии не оборудован, что сторонами не оспаривается.
Между тем, ответчиком принят во внимание представленный при рассмотрении дела Каларским районным судом проект учёта узла тепловой энергии по квартире истицы с ООО «<данные изъяты>» (т.2 л.д.83-108), поскольку ранее представленный при рассмотрении дела мировым судьей проект учёта узла тепловой энергии (т.1 л.д.6-32) был поставлен под сомнение ввиду того, что он (проект) ЗАО «<данные изъяты>» ОАО «<данные изъяты>» по объекту <адрес> не выполнялся и правом от их имени изготавливать проекты никого не наделял (т.1 л.д.72).
Помимо прочего, как следует из преамбулы Федерального закона от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 13.07.2015), данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Тот факт, что в отношении истца нарушен срок ввода в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета, не свидетельствует о нарушении прав Кузнецовой Е.В. как потребителя, поскольку истец не ссылался в обоснование иска на некачественное оказание услуги по теплоснабжению, доказательств некачественного оказания данной услуги не представлялось, в связи с чем основания для удовлетворения данного требования у суда отсутствуют.
Возникший между сторонами спор не вызван вопросом по поводу исполнения обязательств по теплоснабжению в рамках сложившихся с ответчиком отношений.
Кроме того, ответчик при рассмотрении спора принял во внимание представленные истицей документы, зарегистрировал и ввёл в эксплуатацию теплосчетчик, что подтверждено Актом ввода в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.________), несмотря на позднюю дату ввода посчитал возможным принять во внимание показания прибора учёта ранее даты ввода в эксплуатацию, находя его соответствующим нормам, предъявляемым к средствам измерений, произвёл перерасчёт за услугу отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>. согласно сводного отчёта (т.2 л.д.________), взял на себя обязательство о начислении платежей за услугу отопления по показаниям введённого в эксплуатацию и зарегистрированного теплосчетчика по месту жительства истицы, тем самым восстановил права истца.
В соответствии с п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации морального вреда определяется правилами предусмотренными главой 59 и ст. 151 ГК РФ.
Компенсация морального вреда предусмотрена ст. 151 ГК РФ, которая, в частности, указывает, что ответственность за моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями, предусмотрена лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Однако доказательств причинения истцу морального вреда неправомерными действиями ответчика, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и состоянием здоровья истца по медицинским документам, ею представленным (т.2 л.д._________), суду не представлено.
Пунктом 33 вышеуказанных Правил предусмотрено, что потребитель имеет право: требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, согласно ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Закон о защите прав потребителей имеет иной предмет регулирования и не регулирует отношения, связанные с определением размера платы за соответствующую коммунальную услугу (Определение Верховного Суда РФ от 23.01.2014 N АПЛ13-575), как и не регулирует отношения о порядке ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учёта потребления энергии, и, соответственно, определения размера платы за соответствующую коммунальную услугу по показаниям прибора учёта.
При такой ситуации, требования истца о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
В части требования о взыскании материального ущерба в сумме <данные изъяты>, затраченных истицей на копирование документов и отправку почтовой корреспонденции, суд приходит к следующему.
Так, согласно кассовых чеков от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ произведена оплата заказных бандеролей, отправленных на имя НП «<данные изъяты>» Л.В.И., <адрес> (т.1 л.д.48, 52, 56).
Также представлено почтовое уведомление о вручении НП «<данные изъяты>» заказного письма (т.1 л.д.49).
Согласно представленному товарному чеку произведена оплата <данные изъяты> рублей за ксерокопии, однако не усматривается, что оплата произведена именно Кузнецовой Е.В. и каких именно документов (т.1 л.д.59).
Таким образом, доказательства того, что расходы на почтовые отправления, ксерокопии понесены в связи с рассмотрением данного дела отсутствуют в материалах дела.
Указанные расходы не имеют отношения к рассматриваемому делу, не являются ущербом в понимании ст.15 ГК РФ и не относятся к судебным издержкам по смыслу, придаваемому ст.94 ГПК РФ (как связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, либо относящиеся к другим, могущими быть признанными судом необходимыми расходами), а потому не подлежат к взысканию с ответчика.
Ввиду отсутствия оснований для взыскания денежных средств по заявленным требованиям, не подлежит взысканию штраф, предусмотренный ст.13 Закона «О защите прав потребителей».
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузнецовой Е.В. к АО «Тепловодоканал» о взыскании ущерба, компенсации морального вреда, взыскании штрафа за отказ исполнения в добровольном порядке, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Каларского
районного суда О.Н. Пешкова