Дело № 2а-1189/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 18 мая 2018 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Катаева О.Б.,
при секретаре Сухановой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Максимова А. В. к старшему судебному приставу исполнителю ОСП по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому району УФССП России по Пермскому краю Порошенко Е. В., судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому району УФССП по Пермскому краю Шарифуллиной Э. К., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Максимов А.В. обратился в суд с административным иском к старшему судебному приставу исполнителю ОСП по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому району УФССП России по Пермскому краю Порошенко Е. В., судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому району УФССП по Пермскому краю Шарифуллиной Э. К., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о признании бездействия старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому району УФССП России по Пермскому краю Порошенко Е. В. по не контролированию работы судебного пристава-исполнителя Шарифуллиной Э.К. ОСП по Орджоникидзевскому и Ильинскому району г. Перми, находящегося в ее подчинении, выразившееся в неисполнении положений ст. 47, 64, 65 ФЗ «Об исполнительном производстве», признании бездействия судебного пристава – исполнителя ОСП по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому району УФССП по Пермскому краю Шарифуллиной Э.К. по незаконному прекращению исполнительного производства №... от (дата) в отношении должника Дудашовой О.И. по не направлению постановления об окончании исполнительного производства, по не направлению исполнительных документов, по не проведению исполнительных мероприятий, возложении обязанности на старшего судебного пристава-исполнителя Порошенко Е.В. устранить нарушение прав путем проведения проверки по факту утраты исполнительных документов, возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя Шарифуллину Э.К. устранить нарушение прав путем возобновления исполнительного производства, проведении ряда исполнительных мероприятий.
Требования мотивированны тем, что в производстве ОСП по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому району УФССП России по Пермскому краю находилось исполнительное производство №... от (дата) о взыскании в его пользу 372 860 рублей с Дудашовой О.И. Исполнительное производство было окончено (дата) Окончание исполнительного производства незаконно, необоснованно. В его адрес не направлены ни данное постановление, ни оригинал исполнительного листа. Судебным приставом-исполнителем Шарифуллиной Э.К. не проведен полный комплекс мер по исполнению решения суда, в связи с чем нарушены его права, как взыскателя. Старший судебный пристав-исполнитель бездействует по организации работы сотрудников, не обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов. Считает, что срок обжалования им пропущен по уважительной причине, поскольку об окончании исполнительного производства узнал только (дата), просит восстановить срок обжалования.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на требованиях настаивает.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому району УФССП России по Пермскому краю Шарифуллина Э.К. в суд не явилась, извещена.
Административный ответчик старший судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому району УФССП по Пермскому краю Порошенко Е.В. в суд не явилась, извещена.
По определению суда от (дата) к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю.
Представитель административного ответчика Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю в суд не явился, Управление извещено.
Заинтересованное лицо Дудашова О.И. в суд не явилась, извещалась надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, исполнительное производство, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Порядок оспаривания постановлений главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) установлен Федеральным законом от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон "Об исполнительном производстве") и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании части 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании пункта 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве", постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с ч. 1 ст. 12, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Одним из принципов осуществления исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункт 2 статьи 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:
фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;
возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона;
возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;
ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;
признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;
направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;
истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.
Указанный перечень оснований для окончания исполнительного производства является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Порядок рассмотрения заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, определяется ст. 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В судебном заседании установлено, что (дата) судебным приставом-исполнителем Отдела ССП по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому району УФССП по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство в отношении должника Дудашовой О.И. в пользу взыскателя Максимова А.В. задолженности в размере 372 860 рублей, на основании исполнительного листа №... от (дата).
(дата) вынесено постановление об окончании исполнительного производства №... по п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
(дата) начальником отдела – старшим судебным приставом Порошенко Е.В. вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства №... от (дата), производство возобновлено, присвоен №....
В ходе исполнения требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем совершались различные действия, направленные на исполнение судебного постановления, что подтверждается сводкой.
(дата) судебным приставом-исполнителем Шарифуллиной Э.К. вынесено постановление об окончании исполнительного производства, исполнительный лист возвращен взыскателю в связи с отсутствием имущества, на которое может быть обращено взыскание, все принятые меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Данное постановление и исполнительный документ направлены административному истцу (дата), что подтверждается реестром исходящей корреспонденции №... (пункт 15).
(дата) начальником отдела - старшим судебным приставом-исполнителем ОСП по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому району УФССП России по Пермскому краю Порошенко Е.В. постановление от (дата) об окончании исполнительного производства №... отменено, исполнительное производство возобновлено.
(дата) ОСП по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому району УФССП России по Пермскому краю обратилось в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа в отношении должника Дудашовой О.И. в пользу Максимова А.В. в связи с утерей при пересылке в адрес взыскателя.
Анализируя представленные сторонами доказательства, суд считает, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется по следующим основаниям.
По смыслу ч. 1 ст. 218 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления об оспаривании действий государственного органа в порядке административного производства является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.
Необходимым условием для удовлетворения заявления в порядке публичного производства является нарушение прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав.
То есть предъявление любого заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ФЗ от 21.07.1997 г. "О судебных приставах" старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации (далее - подразделение судебных приставов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ФЗ от 21.07.1997 г. "О судебных приставах" старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов); осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
В соответствии со статьей 12 ФЗ от 21.07.1997 г. "О судебных приставах" ответственность за своевременное и надлежащее исполнение требований исполнительного документа лежит непосредственно на судебном приставе-исполнителе, в производстве которого находится исполнительное производство.
С учетом установленных выше обстоятельств, выполнения судебным приставом действий по исполнительному производству, представленных сведений о направлении взыскателю постановления об окончании исполнительного производства, исполнительных документов, возобновлении исполнительного производства, отсутствии доказательств, которые бы свидетельствовали о нарушении именно старшим судебным приставом-исполнителем Порошенко Е.В. положений статьи 10 ФЗ от 21.07.1997 г. "О судебных приставах", оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает.
Руководствуясь ст. 175-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Максимова А. В. о признании бездействия старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому району УФССП России по Пермскому краю Порошенко Е. В. по не контролированию работы судебного пристава-исполнителя Шарифуллиной Э.К. ОСП по Орджоникидзевскому и Ильинскому району г. Перми, находящегося в ее подчинении, выразившееся в неисполнении положений ст. 47, 64, 65 ФЗ «Об исполнительном производстве», признании бездействия судебного пристава – исполнителя ОСП по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому району УФССП по Пермскому краю Шарифуллиной Э.К. по незаконному прекращению исполнительного производства №... от (дата) в отношении должника Дудашовой О.И. по не направлению постановления об окончании исполнительного производства, по не направлению исполнительных документов, по не проведению исполнительных мероприятий, возложении обязанности на старшего судебного пристава-исполнителя Порошенко Е.В. устранить нарушение прав путем проведения проверки по факту утраты исполнительных документов, возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя Шарифуллину Э.К. устранить нарушение прав путем возобновления исполнительного производства, проведении ряда исполнительных мероприятий – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
(Мотивированное решение составлено 24 мая 2018 года)
<.....>
<.....> Судья Катаев О.Б.