РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27»августа 2013 года с. Кунашак
Кунашакский районный суд Челябинской области, в составе: председательствующего судьи Насыровой Д.М.
при секретаре Юсуповой Г.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асбапова Ш.Х. к администрации МО <данные изъяты> сельское поселение», к администрации Кунашакского муниципального района, к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района, к Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области о признании незаконным отказа администрации МО «<данные изъяты> сельское поселение» в восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по восстановлению в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий по <данные изъяты> сельскому поселению и включении в список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по <данные изъяты> сельскому поселению, по Кунашакскому муниципальному району, возложении обязанности по включению в Сводный список граждан получателей субсидии по Челябинской области,
У С Т А Н О В И Л:
Асбапов Ш.Х. обратился в суд с иском к администрации Кунашакского муниципального района, к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района, к администрации МО <данные изъяты> сельское поселение», к Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области о признании незаконным отказа администрации МО <данные изъяты> сельское поселение о восстановлении его в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий по <данные изъяты> сельскому поселению с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, просит обязать администрацию МО <данные изъяты> сельское поселение» восстановить его в списке нуждающихся в жилых помещениях по <данные изъяты> сельскому поселению с ДД.ММ.ГГГГ и включить в список граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года с датой постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 1 человек, просит обязать администрацию Кунашакского муниципального района включить в список граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года с датой постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 1 человек, просит обязать Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области включить его в Сводный список граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года с датой постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 1 человек, указав в исковом заявлении, что он имеет статус «эвакуированного» из <данные изъяты> в 1960 году, подвергнувшегося воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк». В связи с радиационным воздействием он и его мать были переселены из населенного пункта <адрес> в <адрес> в 1960 году и с указанного времени проживают по адресу <адрес>. В 1999 году он в составе семьи своей матери ФИО5 был включен в список лиц, пострадавших от аварии на ПО «Маяк» и нуждающихся в улучшении жилищных условий по <данные изъяты> сельской администрации за №. В 2013 году ему стало известно, о том, что он необоснованно исключен из указанного списка. При обращении в администрацию МО <данные изъяты> сельское поселение», администрацию Кунашакского муниципального района о восстановлении его в списках граждан нуждающихся в жилых помещениях, получил отказ. С отказом администрации <данные изъяты> сельского поселения и администрации Кунашакского муниципального района не согласен. Жилой дом, в котором он проживает с матерью, не соответствует санитарным и техническим нормам, решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № указанный жилой дом признан непригодным для проживания.
В судебном заседании истец Асбапов Ш.Х. исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика – администрации МО <данные изъяты> сельское поселение» на рассмотрение дела в суде не явился, был извещен надлежащим образом, в заявлении просят провести рассмотрение дела в отсутствие их представителя, в отзыве на иск указали, что решением общественной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец Асбапов Ш.Х. был поставлен на учет в качестве члена семьи своей матери. Не согласившись с решением администрации, они обратились в суд о восстановлении их в списках с ДД.ММ.ГГГГ. Решением Кунашакского районного суда в иске ФИО5 было отказано. При этом в ходе рассмотрения дела судом было установлено, что ФИО5 имела в собственности ? доли квартиры, расположенной по адресу <адрес>, общей площадью 45,4 кв.м. Указанная квартира была продана в 2010 году. В связи с тем, что ФИО5 была обеспечена жилым помещением, на заседании жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о снятии с учета ФИО5 и её сына.
Представители ответчиков – администрации Кунашакского муниципального района и Управления имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района на рассмотрение дела в суде не явились, были извещены.
Представитель ответчика – Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области на рассмотрение дела в суде не явился, был извещен, просят провести рассмотрение дела в отсутствие их представителя, в отзыве на иск указывают, что в связи с тем, что ведение первичного учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий находится в компетенции органов местного самоуправления, просят рассматривать Министерство в качестве третьих лиц.
Суд, выслушав истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о необходимости отклонения исковых требований.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Асбапов Ш.Х. обратился с заявлением Руководителю Управления имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района о восстановлении его в списке лиц, пострадавших от аварии на ПО «Маяк» и нуждающихся в жилье по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ в составе семьи ФИО5(л.д.21)
Согласно ответу руководителя Управления имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Асбапова Ш.Х., ему рекомендовано обратиться в администрацию <данные изъяты> сельского поселения, приложив к заявлению документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии при администрации МО <данные изъяты> сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 мать истца Асбапова Ш.Х. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена во внеочередной список граждан и в Сводный список граждан-получателей социальных выплат по Муниципальному образованию <данные изъяты> сельское поселение» с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи два человека.
Решением жилищной комиссии при администрации МО <данные изъяты> сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ на основании п.6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ ФИО5 снята с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 2 человека. Из решения жилищной комиссии следует, что ФИО5 являлась собственником ? доли квартиры по адресу <адрес>, общей площадью 45,4 кв.м. с 1992 года по 2010 год. ДД.ММ.ГГГГ продала указанную квартиру. В соответствии с п.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из пунктов 3 и 4 указанной статьи следует, что принятие на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявления о принятии на учет, поданных ими по месту жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии со ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Постановлением Правительства РФ №1050 от 17 декабря 2010 года утверждена целевая программа «Жилище» на 2011-2015 года, в соответствии с которой установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ №153 от 21 марта 2006 года.
Суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа администрации МО <данные изъяты> сельское поселение» о восстановлении его в списке граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий по <данные изъяты> сельскому поселению с датой постановки на учет 01.08.1997 года и восстановления истца в списках нуждающихся в жилом помещении, так как снятие с учета произведено в соответствии с п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а именно выявления в представленных документах сведений не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
Решением Кунашакского районного суда от 21 июня 2013 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении иска ФИО5 о признании незаконным отказа администрации МО <данные изъяты> сельское поселение» в восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий по <данные изъяты> сельскому поселению, о возложении обязанности восстановить в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2 человека с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, о включении в Сводный список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с датой постановки на учет 01.081997 года – отказано.
Решением суда установлено, что мать истца ФИО5 в 2010 году произвела отчуждение жилой квартиры, расположенной по адресу <адрес>, общей площадью 45,4 кв.м., так же установлено, что указанная квартира находилась в собственности ФИО5 в период с 1992 года по 2010 год.
В связи с чем, суд не может согласиться с доводами истца и его представителя о нуждаемости Асбапова Ш.Х. на ДД.ММ.ГГГГ.
Обеспеченность жилым помещением истца составляла 11,35 кв.м., что выше установленной на территории района учетной нормы в 9 кв.м.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных напмеренных действий.
Доводы истца, о том, что ни он, ни его мать не знали о наличии в собственности указанной квартиры, не могут свидетельствовать об их нуждаемости в жилых помещениях.
При этом суд учитывает, что право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Учитывая, что на момент постановки на учет Асбапов Ш.Х. не являлся нуждающимся в жилом помещении, соответственно отсутствуют основания, для включении в список граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы, о включении в Сводный список граждан получателей субсидий – жилищного сертификата, за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194,197,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Асбапов Ш.Х. к администрации МО <данные изъяты> сельское поселение», администрации Кунашакского муниципального района, Управлению имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района, к Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области о признании незаконным отказа администрации МО <данные изъяты> сельское поселение» в восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности по восстановлению в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий по <данные изъяты> сельскому поселению и включении в список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по <данные изъяты> сельскому поселении., по Кунашакскому муниципальному району, возложении обязанности по включению в Сводный список граждан получателей субсидии по Челябинской области с датой постановки на учет 1 августа 1997 года с составом семьи 1 человек - отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Кунашакский районный суд.
Председательствующий подпись Д.М. Насырова
Копия верна
Судья Д.М. Насырова