Дело № 2-7936/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Волгоград «20» декабря 2010 года
Центральный районный суд гор. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Гантимурова И.А.,
при секретаре Головко О.М.,
с участием:
прокурора Стрельниковой В.В.,
представителя ответчика Администрации Центрального района Волгограда – по доверенности Кондраевой А.Л.,
представителя третьего лица Администрации Волгограда и третьего лица Департамента ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда – по доверенности Яблочкина С.А.,
представителя третьего лица Департамента ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда – по доверенности Щедрина И.Г.,
третьего лица Федорова А.К.,
третьего лица Шпилевого В.Д.,
представителя третьего лица ОАО «Волгоградхлебопродукт» - генерального директора Байбаковой Л.А.,
представителя третьего лица ООО «Меркурий» - по доверенности Карасевой Н.Н.,
представителя третьего лица Управления Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям – по доверенности Бедрик Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда гор. Волгограда гражданское дело по иску Прокурора Центрального района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Центрального района Волгограда о понуждении провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в отношении жилого дома ...,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Центрального района г. Волгограда обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Центрального района Волгограда о понуждении провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в отношении жилого ....
В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Центрального района г. Волгограда на основании коллективного обращения жильцов ... дивизии проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления требований жилищного законодательства при содержании указанного дома, в ходе которой выявлены нарушения требований данного законодательства. Проверкой установлено, что в пятиэтажном здании ... по ..., в имеющем отдельный выход на земельный участок подъезде расположено 8 квартир, в которых проживают граждане, во втором подъезде расположены офисы юридических лиц. Согласно техническому паспорту МУП «Центральное МБТИ» общая площадь административного здания ... по ... составляет 2 441, 5 кв.м., из которых площадь жилых помещений - 381,9 кв.м., а площадь нежилых помещений - 2 059,6 кв.м. В настоящее время 7 из 8 квартир находится в собственности граждан и 1 квартира - в собственности муниципального образования.
В силу требований жилищного законодательства, орган местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ был обязан организовать и провести в установленном порядке открытые конкурсы по отбору управляющих организаций в отношении всех расположенных на территории ... жилых домов, собственники которых самостоятельно не смогли определиться со способом управления своими домами. Постановлением главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ... администрации районов Волгограда определены уполномоченными органами на проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами. Однако, в течение более полутора лет, в нарушение требований ст. 161 ЖК РФ, несмотря на то, что собственниками жилых и нежилых помещений способ управления домом не выбран, орган местного самоуправления не организовал и не провел в установленном порядке открытый конкурс по отбору управляющей организации в отношении .... Указанные нарушения являются недопустимыми и ущемляют жилищные права проживающих в указанном доме граждан, а также неопределенного круга иных лиц.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Департамент ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ..., ФГУ «Центр оценки качества зерна» Волгоградский филиал; ОАО «Волгоградхлебопродукт», Управление ветеринарии Администрации Волгоградской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Волгоградской и ..., ООО «Меркурий», а также ФИО3, ФИО4, Шпилевой В.Д., ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8
В судебном заседании прокурор Стрельникова В.В., третьи лица Федоров А.К. и Шпилевой В.Д. исковые требования поддержали и просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Центрального района Волгограда – по доверенности Кондраева А.Л., представитель третьего лица Администрации Волгограда и третьего лица Департамента ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда – по доверенности Яблочкин С.А., представитель третьего лица Департамента ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда – по доверенности Щедрин И.Г., представитель третьего лица ОАО «Волгоградхлебопродукт» - генеральный директор Байбакова Л.А., представитель третьего лица ООО «Меркурий» - по доверенности Карасева Н.Н., представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям – по доверенности Бедрик Л.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку согласно данным технического учета ... является административным зданием. Кроме того, владельцы нежилых помещений здания имеют действующие договоры на техническое обслуживание сетей, находящихся в нежилой части здания, а также напрямую заключили договоры о предоставлении коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями. Помимо этого, собственники жилых помещений не приняли мер по проведению собрания и определению способа управления домом.
Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, а также ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела были извещены своевременно и надлежащим образом, представили заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, ФГУ «Центр оценки качества зерна» Волгоградский филиал, Управления ветеринарии Администрации Волгоградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела были извещены своевременно и надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не представили.
Суд, выслушав участников, исследовав представленные доказательства и материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав.
Согласно ст. 2 и 14 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ..., многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы на земельный участок, прилегающий к дому, либо в помещение общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Из материалов дела следует, что в пятиэтажном здании ... по ..., в имеющем отдельный выход на земельный участок подъезде расположено 8 квартир, в которых проживают граждане, во втором подъезде расположены офисы юридических лиц.
Согласно техническому паспорту МУП «Центральное МБТИ» общая площадь административного здания ... по ... составляет 2 441, 5 кв.м., из которых площадь жилых помещений - 381,9 кв.м., а площадь нежилых помещений - 2 059,6 кв.м. В настоящее время 7 из 8 квартир находится в собственности граждан и 1 квартира - в собственности муниципального образования.
На основании ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течении года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом.
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О ведении в действие Жилищного кодекса РФ», органы местного самоуправления в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ обязаны провести открытые конкурсы по выбору управляющих организаций в отношении многоквартирных домов, собственники помещений которых до ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно не выбрали один из предусмотренных ч. 2 ст. 161 ЖК РФ способов управления своими домами или не смогли до этого срока реализовать принятое ими решение о выборе способа управления домом.
Таким образом, орган местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ был обязан организовать и провести в порядке, установленном Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ... открытые конкурсы по отбору управляющих организаций в отношении всех расположенных на территории г. Волгограда жилых домов, собственники которых самостоятельно не смогли определиться со способом управления своими домами.
Постановлением главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ... администрации районов Волгограда определены уполномоченными органами на проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.
По информации ТУ Росимущества по Волгоградской области на основании приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ ... и постановления главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ..., распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ...-р жилые помещения - ... 7 по ... дивизии, 13 переданы из казны РФ в муниципальную собственность городского округа город-герой Волгоград.
Как следует из ответа Департамента муниципального имущества Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ... во исполнение решения Арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (дело № А12-9105/08-с62) об обязании администрации Волгограда принять в муниципальную собственность объекты коммунального назначения (тепловые сети, подземные кабельные сети, водопроводные и канализационные сети) по ..., согласно постановлению главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ..., вышеуказанные объекты (кроме кабелей) приняты в муниципальную собственность, с регистрацией ни них права муниципальной собственности Волгограда.
В ДД.ММ.ГГГГ. жильцы всех 8 квартир ..., обратились к главе администрации Волгоградской области и главе Волгограда с заявлением об оказании содействия в передаче подъезда в жилой фонд, а также заключении договора управления с управляющей организацией, который в установленном порядке не заключен и коммунальные операторы не принимают квартиры на обслуживание, а сети, отходящие к потребителям, никем не обслуживаются, в том числе и при возникновении аварийных ситуаций.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Волгоградхлебопродукт», ранее осуществлявшее функции балансодержателя помещений и заключавшее договоры с коммунальными операторами, письмом ... уведомило жильцов квартир о прекращении обеспечения их в рамках заключенных обществом договоров тепловой энергией, водоснабжением, стоками и др. коммунальными услугами, с указанием, что объекты коммунального хозяйства здания включены в реестр муниципального имущества Волгограда, а также разъяснением необходимости определения способа управления домом. С ДД.ММ.ГГГГ предоставление коммунальных услуг жильцам в рамках заключенных ОАО «Волгоградхлебопродукт» договоров не осуществляется.
ДД.ММ.ГГГГ, а также впоследствии ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, жильцы дома обращались в администрацию Волгограда, администрацию Центрального района и Департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда с заявлениями о том, что ... на обслуживание какой-либо управляющей организации не принят и просьбой оказать содействие в проведении общего собрания собственников жилых и нежилых помещений дома по выбору способа управления домом, самостоятельно провести которое не представилось возможным из-за отсутствия необходимого кворума, так как собственники нежилых помещений, обладающие более 50% голосов, в голосовании участия не принимают, заключив напрямую договоры о предоставлении коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями.
Поскольку заселение жильцов произведено в ДД.ММ.ГГГГ., последний косметический ремонт произведен в ДД.ММ.ГГГГ., дом находится в ненадлежащем санитарно-техническом состоянии, что подтверждено актом проверки Госжилинспекции, требует проведения капитального ремонта, восстановления в подъезде демонтированных труб и радиаторов отопления, в результате нехватки которых как в подъезде, так и квартирах жильцов в зимнее время температура воздуха ниже установленной по нормативу.
По информации МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ работники учреждения в ДД.ММ.ГГГГ инициировали собрание собственников помещений указанного здания по выбору способа управления домом, которое не состоялось, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ учреждением в адрес коммунальных операторов направлены письма с просьбой подготовить трехсторонние договоры на предоставление коммунальных услуг, ответы на которые не поступили. До настоящего времени договоры с коммунальными операторами на предоставление жильцам муниципальных квартир коммунальных услуг не заключены. Согласно ответу ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», начисление платы жильцам дома за услуги по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению производится с ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного с ОАО «ВКХ» агентского договора .../пр-09 от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ответу Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, ... 7 указанного дома с ДД.ММ.ГГГГ переданы из федеральной в муниципальную собственность и внесены в реестр муниципального имущества Волгограда. Специфический статус дома делает затруднительным выбор способа управления домом, поскольку расположенные в нем юридические лица напрямую заключили договоры с поставщиками услуг, в то время как собственники жилых помещений не могут заключить договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями, требующими наличия договоров на техническое обслуживание систем теплоснабжения и водоотведения со специализированной организацией. Жильцам дома рекомендовано обратиться в ООО «Жилкомфорт» по вопросу оказания содействия в проведении общего собрания.
ДД.ММ.ГГГГ жильцы дома вновь направили в адрес главы ... заявление о проведении открытого конкурса по выбору управляющей компании, в связи с тем, что собственники не определились со способом управления домом.
По информации Жилищной инспекции ... по настоящее время способ управления жилым домом ... по ... не определен, в то время как после ДД.ММ.ГГГГ на территории городского округа не должно остаться многоквартирных домов, в отношении которых в установленном порядке не определен один из способов управления домом, то есть все многоквартирные дома должны надлежащим образом обслуживаться и быть заключены договоры о предоставлении жильцам коммунальных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда в адрес главы администрации Центрального района за № ... направлено письмо о необходимости проведения в отношении ... открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления указанным домом, проведение которого до настоящего времени не организовано.
Таким образом, в течение более полутора лет, в нарушение требований ст. 161 ЖК РФ, несмотря на то, что собственниками жилых и нежилых помещений способ управления домом не выбран, орган местного самоуправления не организовал и не провел в установленном порядке открытый конкурс по отбору управляющей организации в отношении ....
Указанные нарушения ущемляют жилищные права проживающих в указанном доме граждан. Длительное непринятие мер к выбору управляющей организации, которой должны быть приняты меры по поддержанию дома в надлежащем санитарно-техническом состоянии, капитальному ремонту дома, заключению договоров с поставщиками коммунальных услуг, может повлечь возникновение аварийных ситуаций, с созданием угрозы безопасности жизни и здоровью, а так же имуществу жильцов дома, а также его посетителям и прохожим.
При таких обстоятельствах, в силу установленного судом незаконного бездействия Администрации Центрального района Волгограда суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о понуждении ответчика провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в отношении жилого ....
При этом доводы ответчика и третьих лиц о том, что указанный дом имеет статус административного здания, являются несостоятельными, поскольку факт наличия в доме более двух квартир, имеющих самостоятельные выходы на земельный участок, прилегающий к дому, позволяет квалифицировать статус дома, как многоквартирного жилого дома.
Доводы ответчика и третьих лиц, о том, что собственниками жилых помещений фактически не принималось никаких мер по проведению собрания и выбору способа управления домом также являются несостоятельными, и указанные обстоятельства не освобождают ответчика от исполнения установленной судом обязанности, поскольку на дату, установленную ст. 161 ЖК РФ, собственниками жилых и нежилых помещений в доме надлежащим образом оформленного решения о выборе способа управления всем домом принято не было.
Ссылка ответчика и третьих лиц на то, что в настоящее время имеются действующие договоры, заключенные собственниками нежилых помещений, на техническое обслуживание общего имущества, находящегося в нежилой части дома, также является несостоятельной, поскольку доказательств заключения таких договоров в судебное заседание не представлено. При этом факт заключения собственниками и владельцами нежилых помещений в доме прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, не является препятствием для проведения конкурса по отбору управляющей организации с учетом указанных обстоятельств.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Центрального района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Центрального района Волгограда удовлетворить.
Обязать Администрацию Центрального района Волгограда организовать и провести в порядке, установленном Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ..., открытый конкурс по отбору управляющей организации в отношении жилого ....
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд гор. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: И.А. Гантимуров