РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 декабря 2018 года г.о.Самара
Советский районный суд г.Самара в составе:
председательствующего судьи Смоловой Е.К.,
при секретаре Драгуновой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Максимовой Е.П. к Ахметжанову И.М. о восстановлении срока принятия наследства,
установил:
Максимова Е.П. обратилась в суд с иском о восстановлении срока на вступление в наследство, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать М.И., проживавшая по адресу: <адрес>. Максимова Е.П. является единственной наследницей умершей по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ. После смерти матери открылось наследство на принадлежавшую ей на праве личной собственности ? доли на жилой дом и земельный участок площадью 673,6 кв.м. по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. умерла Е.Н. – племянница Максимовой Е.П., проживавшая по адресу: <адрес>. Максимова Е.П. является единственной наследницей Е.Н., после смерти которой открылось наследство на принадлежавшую ей на праве личной собственности ? доли на жилой дом и земельный участок, площадью 673,6 кв.м. по адресу: <адрес>. Е.П. до настоящего времени не могла оформить свои права на наследственное имущество ввиду того, что с ДД.ММ.ГГГГ. отбывала наказание в ФКУ ИК-15 Самарской области по приговору Кировского районного суда г.Самара. С ДД.ММ.ГГГГ. отбывала наказание в ФКУ ИК-28 Самарской области. В настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-28 в виде лишения свободы по приговору Кировского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок заявление нотариусу направлено не было, в связи с чем пропущен установленный срок. Ссылаясь на изложенное, истец просила восстановить срок на принятие наследства в виде ? доли дома и земельного участка площадью 673,6 кв.м. по адресу: <адрес> после смерти матери М.И., и в виде ? доли дома и земельного участка площадью 673,6 кв.м. по адресу: <адрес> после смерти племянницы Е.Н..
Присутствовавшая в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи истица требования поддержала и просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что о смерти матери ей стало известно в 1996 году, до 2018 года она не обращалась к нотариусу и в суд, так как не знала, какие действия нужно предпринять. В 1998 году она начала собирать документы. С 1998 года по 2018 года она не обращалась к нотариусу и в суд, так как не было финансовой возможности для обращения к юристу по этому вопросу. О смерти Горпушкиной стало известно в 2015 году. С 2015 по 2018 годы не обращалась к нотариусу и в суд, поскольку собирала документы. В 2015 году обратилась к юристу, было вынесено решение об удовлетворении требований об устранении препятствий в пользовании собственностью, которое было отменено.
Ответчик А.И. в судебном заседании иск не признал, просил отказать в его удовлетворении, ссылаясь на основания, изложенные в письменном отзыве. Из письменного отзыва следует, что 2002 году по адресу: <адрес> произошел пожар в результате которого сгорел возведенный Е.Н. и Максимовой Е.П. самовольный пристрой, а также часть дома, находившаяся в их совместном пользовании. Из чего следует, что имущество, принадлежавшее Максимовой Е.П. прекратило свое существование. Земельный участок никогда не принадлежал Максимовой Е.П., так как находился в государственность собственности. Данный земельный участок был сформирован как объект недвижимости, поставлен на кадастровый учет и предоставлен предыдущему собственнику С.В. в собственность за плату на основании Приказа Министерства имущественных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ. и продан по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Б.И., после чего указанное недвижимое имущество было приобретено А.И. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, пропущен срок для принятия наследства, представленные доказательства не подтверждают уважительность пропуска срока.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ст. 1142 ГК РФ).
Для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1 ст. 1152 ГК РФ). Согласно ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что Максимова Е.П. является дочерью М.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ., и тетей Е.Н., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Г.Т. являются в равных долях мать М.И. и дочь Е.Н..
ДД.ММ.ГГГГ. Максимова Е.П. обратилась к нотариусу Е.А. с заявлением о восстановлении срока вступления в наследство после смерти матери М.И. и племянницы Е.Н. В ответ на заявление Максимовой Е.П. направлено разъяснение, согласно которого наследственные дела после смерти М.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ. и Е.Н., умершей ДД.ММ.ГГГГ. не заводились. Сроки для принятия наследства истекли. На момент их смерти Максимова Е.П. не была с ними зарегистрирована, поэтому считается пропустившей срок для принятия наследства.
Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ. нотариуса Е.А. на запрос суда наследственные дела после смерти М.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ. и Е.Н., умершей ДД.ММ.ГГГГ., на ДД.ММ.ГГГГ. не заводились.
В соответствии со ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Советского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ. прекращено право общей долевой собственности между М.И. с одной стороны и Е.Н., Максимовой Е.П. с другой стороны на <адрес> в <адрес>. за М.И. признано право собственность на часть жилого <адрес> в <адрес>, литеры А, общей площадью 16,4 кв.м., жилой 11,5 кв.м., состоящую из помещений №(жилая) площадью 11,5 кв.м., № (подсобная), площадью 4,9 кв.м. Е.Н., ИМаксимовой Е.П. выделена часть <адрес> в <адрес>, литера, общей площадью 10,5 кв.м., жилой площадью 10,5 кв.м., состоящую из помещений № (жилая) площадью 10,5 кв.м.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Советского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что собственником ? доли <адрес> является Е.Н., и другой ? доли – Максимова Е.П. При этом доли Г. и Максимовой находятся у них в совместном пользовании. ДД.ММ.ГГГГ. по указанному адресу произошел пожар, в результате которого сгорел возведенный Горпушкиной и Максимовой самовольный пристрой, а также часть дома, им принадлежавшая. С тех пор Г. и Максимова домом не пользуются, восстанавливать его не намерены.
ДД.ММ.ГГГГ. решением Железнодорожного районного суда г.Самары удовлетворены требования Максимовой Е.П. к А.И. об устранении препятствий в пользовании недвижимым имуществом.
Апелляционным определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. решение Железнодорожного районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ. отменено, постановлено новое решение об отказе в иске Максимовой Е.П.
Апелляционным определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что какое-либо недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес> отсутствует.
Из апелляционного определения следует, что в силу ч.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим людям, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества. Таким образом, в связи с гибелью имущества в результате пожара право собственности Максимовой Е.П. на долю после раздела в натуре дома прекратилось. Права на земельный участок, на котором располагался объект недвижимости, Максимова Е.П. не оформляла. Таким образом Максимова Е.П. обращается в суд за защитой несуществующего права вследствие чего ее требования на законе не основаны и удовлетворению не подлежат. Факт сохранения регистрации Максимовой Е.П. в сгоревшем доме не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Ответчик А.И. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. приобрел в собственность земельный участок площадью 552,2 кв.м. с кадастровым номером №, вид разрешенного использования: занимаемый частью жилого дома с приусадебным участком, также часть жилого дома общей площадью 16,4 кв.м. по адресу: <адрес>. Право собственности прошло государственную регистрацию, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справки ФКУ ИК-28 от ДД.ММ.ГГГГ. Е.П. отбывает наказание в ФКУ ИК-28 УФСИН России по Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время. Начало срока - ДД.ММ.ГГГГ, конец срока – ДД.ММ.ГГГГ
Согласно информации ФКУ ИУ-28 от ДД.ММ.ГГГГ. Е.Н. отбывала наказание по приговору Кировского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ-28 УФСИН России по Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ. Гарпушкина Е.Н. скоропостижно скончалась в медицинской части учреждения. О смерти Е.Н. извещена телеграммой ее бабушка Е.П., проживающая по адресу: <адрес>.
Доводы истца о пропуске срока на вступления в права наследования сводятся к невозможности реализации своих прав в связи с отбытием наказания.
В соответствии с ответом на запрос суда ФКУ ИК-28 от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии со ст.91 УИК РФ осужденным разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения. Переписка между осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях, осуществляется в порядке, определенном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. В соответствии со ст.92 УИК РФ осужденным предоставляется право на телефонные разговоры. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или их родственников. Телефонные разговоры между осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях, запрещаются.
Истец после открытия наследства в установленный законом срок с заявлением к нотариусу не обратился, наследство не принимал.
В соответствии с ч. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинами при условии обращения в суд в течение 6 месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В соответствии с руководящими разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам.
К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом.
Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества; обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Отклоняя довод истца об уважительности пропуска срока на принятие наследства, суд исходит из того, что с иском о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства обратился только ДД.ММ.ГГГГ., то есть по истечении 23 года и 4 года после открытия наследства.
Истица пояснила, что о смерти матери ей стало известно в 1996 году, но до 2018 года она не обращалась к нотариусу и в суд, так как не знала, какие действия нужно предпринять. В 1998 году она начала собирать документы. С 1998 года по 2018 года она не обращалась к нотариусу и в суд, так как не было финансовой возможности для обращения к юристу по этому вопросу. О смерти Гарпушкиной стало известно в 2015 году. С 2015 по 2018 годы не обращалась к нотариусу и в суд, поскольку собирала документы.
Разрешая возникший спор, суд, установив то, что истец не воспользовался имевшимся у него правом на направление из мест лишения свободы нотариусу заявления о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство.
При этом, сам по себе факт нахождение истца в момент открытия наследства в местах лишения свободы не может быть признан обстоятельством, препятствовавшим принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом.
Также пришел к выводу, что незнание истцом гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства не является уважительной причиной, предоставляющей право на восстановление предусмотренного законом срока для принятия наследства.
Таким образом, судом не установлено второе, обязательное условие для восстановления срока для принятия наследства, предусмотренное ч. 1 ст. 1155 ГК РФ - соблюдение 6 месячного срока обращения в суд после того, как причины пропуска этого срока отпали, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ №
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ (░░░░░░░ ░.░.)
░░░░░░░░░ (░.░.)