Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2011г.
Центральный районный суд города Красноярска
В составе: председательствующего судьи Голубевой Н.Н.
при секретаре Семенищевой К.В.
Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Иванова ОА к администрации <адрес>, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Ивановой О.А. к Министерству образования и науки Красноярского края и просил обязать ответчика предоставить Ивановой О.А. за счет средств краевого бюджета на территории <адрес> изолированное благоустроенное жилое помещение размером не менее 15 кв.м общей площади по договору социального найма.
Заявленные требования мотивированы тем, что Иванова О.А. отнесена к категории детей - сирот. В настоящее время жилым помещением не обеспечена, закрепленного жилого помещения не имеет, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ней не зарегистрированы.
Впоследствии судом в порядке ст. 39 ГПК РФ было принято заявление прокурора об изменении исковых требований (л.д. л.д. 111-112) и ходатайство, в котором просит исключить из ответчиков Министерство образования и науки Красноярского края, иск предъявлен к Администрации <адрес>, которую прокурор просит обязать предоставить Ивановой О.А. за счет средств краевого бюджета на территории <адрес> благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м по договору социального найма.
Прокурор и истица Иванова О.А. в судебном заседании поддержали в полном объеме требования, заявленные к администрации <адрес>, просили иск удовлетворить. Отказ от требований, предъявленных к Министерству образования и науки Красноярского края в установленном порядке не поступил.
Представитель ответчика Министерства образования и науки – Гаврилов Е.В. (доверенность от 20.04.2010) иск не признал, ссылаясь на отсутствие спора о праве ввиду того, что Ивановой не отказано в постановке на учет, требования прокурора в части предоставления жилого помещения за счет средств краевого бюджета являются не обоснованными, просит в иске отказать.
Представитель третьего лица - Министерства финансов Красноярского края в судебное заседание не явился, о судебном заседании участник процесса извещен надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000г., дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Согласно ст. ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 156-ФЗ от 21.12.1996 года, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в редакции от 21.08.2009 N 131-уг), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержден указанным Указом Губернатора Красноярского края в соответствии с Законом Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка», и устанавливает условия и механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
Согласно п.2 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (в редакции от 05 марта 2010г.), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
В соответствии с п.1 Постановления администрации города Красноярска от 14.04.2005 г. № 192 «Об установлении нормы представления площади жилого помещения муниципального жилого фонда», социальная норма - норма предоставления жилого помещения, установлена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Как установлено в ходе судебного разбирательства Иванова ОА, 17.12.1988 года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей – решением Совесткого районного суда города Красноярска от 20.04.1998 года отец Иванов А.П. и мать Иванова Н.А. лишены родительских прав. Распоряжением администрации <адрес> от 27.05.2998 года №687-р Иванова О.А. признана нуждающейся в государственной защите и была определена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение.
В 2007 году истица завершила обучение в КГОУ <данные изъяты> №, в котором обучалась с 01.09.2009г.
В настоящее время истица закрепленного жилого помещения не имеет, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ней не зарегистрированы, что подтверждается сведениями Управления Россреестра по Красноярскому краю и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и иными материалами дела.
Решением жилищно – бытовой комиссии при администрации <адрес> (протокол №9 от 22.05.2007) истица поставлена на учет на получение жилой площади, предоставляемой по договору социального найма по категории сирот.
Ответчик не представил на момент рассмотрения дела в суде доказательств исполнения обязательств по предоставлению жилья либо по наличию у истца иного жилого помещения в пользовании.
Таким образом, судом установлено, что истица в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, жилое помещение на условиях договора социального найма по месту жительства в <адрес> ей не предоставлялось.
Поскольку Законом Красноярского края от №9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свои обязательства по предоставлению жилого помещения администрация г.Красноярска не исполнила, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора, заявленные в интересах Трухоненко СВ, в части возложения на администрацию г. Красноярска обязанности по предоставлению на территории города Красноярска жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления.
В своих возражениях администрация г.Красноярска ссылается на то, что нормы ст.8 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 156-ФЗ от 21.12.1996 года и ст.57 ЖК РФ должны применяться в совокупности. В соответствии с приведенными нормами между Министерством образования и науки Красноярского края и администрацией города ежегодно заключается Соглашение, согласно которому Министерство обязуется предоставлять администрации города субвенции на реализацию закона Красноярского края Согласно данному соглашению Субвенция предоставляется на приобретение жилых помещений для конкретных граждан.
Суд находит данные доводы не состоятельными, Соглашением от 28.03.2011 предусмотрены субвенции в соответствии со списком лиц, которым жилые помещения будут приобретаться и предоставляться на основании решений судебных органов (п.2.1), получатель субвенции обязуется использовать средства по целевому назначению и предоставлять жилые помещения по договорам социального найма согласно спискам (п.2.3.3 и 2.3.5). Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии у истицы права на внеочередное обеспечение жилой площадью, следовательно, она вправе рассчитывать на получение жилья по договору социального найма, а вопросы финансового обеспечения реализации этого права могут быть разрешены, в том числе, в соответствии с приведенным соглашением.
Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требование в части возложения обязанности на администрацию города Красноярска предоставить жилое помещение за счет средств краевого бюджета, поскольку в этом случае исполнение решения будет зависеть от межбюджетных отношений, что может сделать неопределенным момент исполнения решения или сделать его неисполнимым.
Поскольку требования к Министерству образования и науки истцом в настоящее время не заявлены, оснований для их разрешения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию <адрес> предоставить Иванова ОА жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. в городе Красноярске на условиях договора социального найма.
В остальной части требований прокурору <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд города Красноярска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна. Судья: Секретарь: