Дело № 2-97\2016
Решение
Именем Российской Федерации
Тюкалинский городской суд Омской области
В составе председательствующего судьи Быриной Н.А.,
При секретаре Федченко Ю.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Тюкалинске 29 февраля 2016года
Дело по иску Тюкалинского межрайонного прокурора к муниципальному образовательному бюджетному учреждению «Новокошкульская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда,
Установил :
Прокурор Тюкалинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда, указывая, что в ходе проверки соблюдения законодательства в области охраны труда в МОБУ «Новокошкульская СОШ» выявлены нарушения действующего законодательства, специальная оценка условий труда не проведена. Указанное нарушение является существенным и влечет ущемление прав работников МОБУ «Новокошкульская СОШ» на безопасные условия труда.
Ст.пом. прокурора Тюкалинского района Нардин Э.И. в судебном заседании требования поддержал по указанным в заявлении основаниям и пояснил, что законодательством о труде предусмотрена обязанность работодателя регулярно проводить специальную оценку условий труда. Проведенной проверкой установлено, что специальную оценку условий труда двух рабочих мест - сторож, уборщик служебных помещений, ответчик не проводил. Просил обязать ответчика провести специальную оценку условий труда.
Представитель ответчика - директор МОБУ «Новокошкульская СОШ» Янкова В.П., действующая по положению, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель третьего лица - Комитета по образованию администрации Тюкалинского муниципального района Прокопцева И.Н, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, требование признала.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему.
Статья 37 Конституции РФ предусматривает право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих систему и порядок проведения специальной оценки условий труда, государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда.
Согласно ст.8 ФЗ от 28.12.2013г. № 426-ФЗ специальная оценка труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их от фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда…, специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим ФЗ, специальная оценка условий труда не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимали, и будут занимать в будущем (ст.8 ФЗ).
Частью 1 ст.8 ФЗ от 28.12.2013г. № 426-ФЗ (в ред от 13.07.2015г.) «О специальной оценке условий труда» предусмотрено возложение обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда на работодателя.
Приказом от 24.01.2014г.. № 33н Минтруда России утверждена «Методика проведения специальной оценки условий труда» (в ред. от 20.01.2015г., от 07.09.2015г.), которая устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам, а также регламентирует деятельность работодателей и специализированных организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и их экспертов.
В судебном заседании было установлено, что МОБУ «Новокошкульская СОШ» является юридическим лицом, которое - в соответствии с п.1.5 Устава МОБУ «Новокошкульская СОШ» имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета и иные счета, в соответствии с п.п.6 п.5.4 Устава Школа обязана обеспечивать безопасные условия и охрану труда на каждом рабочем месте и нести ответственность в установленном порядке за вред, причиненный здоровью работника, связанный с исполнением им трудовых обязанностей.
По сведениям МОБУ «Новокошкульская СОШ» в числе иных, имеется два рабочих места - сторож, уборщик служебных помещений.
В силу требований ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Судом установлено, что в МОБУ «Новокошкульская СОШ» в нарушение требований законодательства об охране труда, специальная оценка условий труда указанных рабочих мест не проведена. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, не оспариваются ответчиком.
На момент судебного разбирательства сведения о проведении специальной оценки условий труда в МОБУ «Новокошкульская СОШ» отсутствуют, то есть обязанность по проведению специальной оценки условий труда ответчиком до настоящего времени не исполнена.
При таких обстоятельствах суд считает требования истца подлежащими удовлетворению, поскольку существуют правовые основы для возложения на ответчика обязанности по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд применяет положения ст. 103 ГПК РФ, в соответствии с которой издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил :
Исковые требования Тюкалинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Новокошкульская средняя общеобразовательная школа» провести специальную оценку условий труда 2 рабочих мест : сторож, уборщик служебных помещений.
Взыскать с МОБУ «Новокошкульская СОШ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Тюкалинский городской суд в апелляционном порядке в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья : НА Бырина