Решение по делу № 3а-243/2019 ~ 3м-237/2019 от 07.11.2019

дело а-243/2019 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Махачкала 17 декабря 2019 года

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хавчаева Х.А.,

при секретаре судебного заседания Галимове А.М.,

с участием административного истца Тагирова М.Д., представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан - Курбаналиева Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тагирова М.Д. к Управлению Росреестра по Республике Дагестан, Правительству Республики Дагестан, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Дагестан, администрации ГОсВД «город Махачкала» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Тагиров М.Д. обратился в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, указав в обоснование, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 8870,9 кв.м., расположенный по адресу г.Махачкала, мкр.Аликолоб, <адрес>, видом разрешенного использования под базу ремонта и строительства производственных объектов. Ранее кадастровая стоимость земельного участка составляла 2.710.947,04 руб., что следует из кадастрового паспорта от 21.03.2011 г., однако в настоящее время кадастровая стоимость земельного участка составляет 19.221.732,25 руб., что следует из выписки из ЕГРН от 29.08.2019 г. Полагает, что кадастровая стоимость необоснованно увеличена в 9 раз по причине технической ошибки, поскольку категория земель и вид разрешенного использования не менялись. Данное обстоятельство нарушает его права, так как влечет увеличение налоговых обязательств. Просит изменить кадастровую стоимость, установив ее в прежнем размере 2.710.947,04 руб.

В судебном заседании Тагиров М.Д. поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их по доводам, приведенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан Курбаналиев Ю.М. требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, указывая, что установленная методом массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка является обоснованной, административным истцом не доказано наличие технической ошибки либо иной недостоверности результатов определения кадастровой стоимости.

Административные ответчики Управление Росреестра по Республике Дагестан, флиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Дагестан, администрация ГОсВД «город Махачкала», надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, что подтверждается уведомлениями о вручении и размещением соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч.8 ст.96 КАС РФ), своих представителей в суд не направили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №135), регулировавший вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и продолжающий применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, исходит из того, что кадастровая стоимость - это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3). Аналогичным образом понятие кадастровой стоимости раскрывается в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке".

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Обращаясь к анализу правоотношений по поводу кадастровой оценки объектов недвижимости, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2016 года N 15-П сформулировал ряд правовых позиций, в силу которых кадастровая стоимость как таковая представляет собой не объективно существующую безусловную величину, установленную (исчисленную и проверенную) в качестве действительной цены, обязательной для любых сделок с объектами недвижимости, а их предполагаемую (условную) стоимость, установленную в ходе корректного исполнения законных процедур государственной кадастровой оценки, которая считается достоверной, пока не пересмотрена по правилам оценочной деятельности с установлением в итоге столь же законной рыночной стоимости этих объектов.

Исходя из этого Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что как кадастровая стоимость, так и рыночная стоимость, будучи условными, считаются достоверными и подлежат признанию не в силу состоявшегося согласования или доказанного факта уплаты цены по известной реальной сделке, а в силу закона, поскольку их величина исчислена и обоснована в отчете оценщика по законно установленным правилам и не опровергнута (не пересмотрена, не исправлена) впоследствии законными же средствами; результаты разных оценок в отношении одного объекта недвижимости считаются достоверными постольку, поскольку они законно получены либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.

Соответственно, достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости предполагается в отношении результата ее определения, укладывающегося в разумный диапазон возможных значений, которые могут быть получены в рамках соблюдения законной процедуры кадастровой оценки на основе имеющейся информации об объекте недвижимости с учетом профессионального усмотрения.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, как и законодательство о государственной кадастровой оценке, различает в качестве самостоятельных оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 1 статьи 248).

Как следует из материалов дела, административному истцу Тагирову М.Д. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 8870,9 кв.м., расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, мкр Аликолоб, <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН данный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – под базу ремонта и строительства производственно-хозяйственных объектов.

Из представленной в суд выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка составляет 19.221.732,25 рублей.

В обоснование своих требований о пересмотре кадастровой стоимости Тагиров М.Д. ссылается на недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Так, административный истец указывает на то обстоятельство, что в 2011 г. кадастровая стоимость земельного участка составляла 2.710.947,04 руб., а в настоящее время она установлена в размере 19.221.732,25 рублей, при том, что площадь и вид разрешенного использования земельного участка не изменились, что, по мнению истца, свидетельствует о том, что сведения о новой кадастровой стоимости внесены на основании недостоверных данных.

Как видно из материалов дела, по состоянию на 2011 г. кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка действительно составляла 2.710.947,04 руб., что следует из кадастрового паспорта.

Между тем по результатам проведения в 2012 году новой кадастровой оценки Правительством Республики Дагестан было принято Постановление от 31 января 2013 года № 13 «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан».

На основании вышеуказанного постановления в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о новой кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов, в том числе внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 19.221.732,25 рублей.

В силу ч.2 ст.24.15 Федерального закона № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Датой формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан, является 1 декабря 2012 года.

Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости по требованию заявителя может быть установлена рыночная стоимость такого объекта. Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, заявитель также представляет документы и иные данные, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки.

При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки (п.13).

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце (часть 5 статьи 247, часть 1 статьи 248 КАС РФ, п.19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28).

Оспариваемая Тагировым М.Д. кадастровая стоимость установлена уполномоченным государственным органом в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, однако доказательства, свидетельствующие о недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , административным истцом суду не представлены и судом такие обстоятельства не установлены.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что внесенная в ЕГРН и оспариваемая Тагировым М.Д. кадастровая стоимость даже ниже той, которая установлена Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13 для соответствующего кадастрового квартала исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель с видом разрешенного использования «под производственными и административными зданиями, строениями, сооружениями промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок». С учетом удельного показателя 2545,26 руб. за 1 кв.м. и площади земельного участка 8870,9 кв.м., кадастровая стоимость земельного участка истца должна составлять 22.578.746,9 руб. (2545,26х8870,9).

Поскольку целью обращения административного истца в суд с настоящим иском является уменьшение кадастровой стоимости, то устранение допущенной при внесении в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка технической ошибки приведет не к защите прав административного истца, а к их нарушению, так как повлечет увеличение кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка, в то время как заявленное требование направлено на уменьшение кадастровой стоимости.

Вышеуказанная техническая ошибка может быть устранена в случае заявления таких требований иными заинтересованными лицами, чьи права нарушены указанным обстоятельством.

Суд разъяснил Тагирову М.Д. право изменить основание заявленных требований путем заявления требования о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, представив в качестве доказательства отчет оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимости, что является обязательным условием для принятия судом такого требования (п.4 ч.2 ст.246 КАС РФ) и разъяснил последствия не совершения данного процессуального действия.

Однако административный истец отказался от изменения основания заявленных требований и представления отчета о рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В связи с изложенным суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом исковых требований.

Данное обстоятельство не препятствует административному истцу обратиться в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в общем порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Тагирова М.Д. об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , установлении ее в размере 2.710.947 руб. 04 коп., обязании внести в ЕГРН кадастровую стоимость земельного участка в размере 2.710.947 руб. 04 коп. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Дагестан.

Мотивированное решение суда изготовлено 27 декабря 2019 года.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан Х.А.Хавчаев

3а-243/2019 ~ 3м-237/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тагиров М.Д.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Хавчаев Хизри Абдулаевич
07.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
09.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.11.2019[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2019[Адм.] Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее