Решение по делу № 33-1903/2011 от 13.05.2011

Докладчик Лысенин Н.П. Дело № 33-1903-11

Судья Ермолаева Т.П.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2011 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Лысенина Н.П.,

судей Петровой Е.В. и Комиссаровой Л.К.,

при секретаре Михайловой А.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Виноградова А.А. к Военному комиссариату Чувашской Республики о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии с индексацией,

поступившее по кассационной жалобе представителя истца Виноградова А.А. – Аркадьева В.И. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 20 апреля 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Виноградова А.А. к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и о взыскании задолженности по пенсии за период с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года в сумме ... руб., расходов на представителя в сумме ... руб., отказать.

Заслушав доклад судьи Лысенина Н.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Виноградов А.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Чувашской Республики о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии за период с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года в сумме ... руб. и расходов на представителя в сумме ... руб..

Требования мотивированы тем, что он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. В силу статей 43 и 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, проходившим военную службу, должны исчисляться из соответствующего денежного довольствия военнослужащих, которое, в том числе, состоит из оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию. При увеличении денежного довольствия военнослужащих также должны пересчитываться пенсии, назначаемые лицам, проходившим военную службу.

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" было предусмотрено, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

Однако в нарушение данной нормы Федерального закона в период с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года размеры окладов по воинским званиям военнослужащим устанавливались в размере менее половины размеров окладов по воинским должностям, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72 оклады по должностям были увеличены в 1,62 раза с 01.01.1999 года, а оклады по воинским званиям были установлены лишь с 01 июля 1999 года, что привело неправильному исчислению пенсий, назначаемых лицам, проходившим военную службу.

В судебном заседании истец Виноградов А.А. исковые требования поддержал.

Представители ответчика Военного комиссариата Чувашской Республики Харченко Т.Н. и Щеглова Е.Н. исковые требования не признали.

Представители Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились.

Судом вынесено указанное выше решение, которое обжаловано представителем истца АркадьевымВ.И. по мотивам его необоснованности.

Изучив материалы дела, заслушав Виноградова А.А. и его представителя АркадьеваВ.И., поддержавших жалобу, проверив решение суда в пределах кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции, действовавшей в спорные периоды, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, состоящего в том числе из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием.

Согласно статье 49 названного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Таким образом, установление окладов по занимаемым воинским должностям и воинским званиям находится в компетенции Правительства Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. N 340 "О денежном довольствии военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел", введенным в действие с 01 апреля 1993 года, были установлены оклады по воинским званиям военнослужащих (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) и специальным званиям лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению N 2.

В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1998 года N 1638 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции" Правительству Российской Федерации поручалось повысить с 1 июля 1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными военнослужащим воинскими званиями.

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 19 января 1999 г. N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции", которым с 1 января 1999 г. повышены в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 1 июля 1999 года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению N 1.

Данное постановление в части положений, устанавливающих оклады по воинскому (специальному) званию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, признано утратившим силу с 01 января 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N486 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и приравненных к ним лиц".

Исходя из изложенного, оклады по воинским званиям военнослужащих с 01января 1999 года по 30 июня 1999 года определялись постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 года № 340, а оклады по должности определялись постановлением Правительства Российской Федерации от 19января 1999 г. N 72. Иные оклады за указанный период Правительством Российской Федерации не устанавливались.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции установил, что истец ВиноградовА.А., проходивший военную службу, является получателем пенсии, рассчитанной исходя из оклада по воинской должности и по воинскому званию, установленных в спорный период постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 года № 340 и от 19 января 1999 г. N 72.

Решением Верховного Суда РФ от 20 октября 1999 г. N ВКПИ 99-18 пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции" в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 г., признан недействительным (незаконным), в связи с чем п. 2 постановления Правительства Российской Федерации не подлежал применению с момента вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года.

Вместе с тем за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года Правительством Российской Федерации иных постановлений об установлении окладов военнослужащим не принималось и военнослужащим, состоящим на службе, оклады по должностям и воинским званиям, в иных размерах, чем было установлено указанными выше постановлениями Правительства Российской Федерации, не выплачивались.

Признание судом недействительным (незаконным) указанного выше постановления Правительства РФ само по себе не влечет обязанность пенсионных органов по пересчету пенсии, поскольку вопросы пенсионного обеспечения регулируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1, статьей49 которого пересчет пенсии лицам, проходившим военную службу, производится одновременно с повышением денежного довольствия военнослужащих, устанавливаемого Правительством Российской Федерации. В соответствии с действовавшими в спорный период постановлениями Правительства Российской Федерации, устанавливавшими размеры окладов по должностям и по воинским званиям, ответчик перерасчет пенсии истцу производил. Иные оклады в указанный период Правительством Российской Федерации, как указано выше, не устанавливались и военнослужащим, проходившим военную службу, оклады в иных размерах не выплачивались.

Пенсионные органы не вправе самостоятельно устанавливать военнослужащим размеры окладов по должностям и по воинским званиям, в том числе и в целях перерасчета пенсии, в связи с чем у Военного комиссариата не имелось оснований для перерасчета пенсии истцу за указанный период.

Поскольку вины Военного комиссариата Чувашской Республики в непроведении перерасчета пенсии не имеется, не имеется оснований и для применения ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года, предусматривающей возможность взыскания пенсии без ограничения срока, на что прямо указывал представитель ответчика, прося отказать в удовлетворении исковых требований и по данному основанию.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о пересчете пенсии за спорный период.

Доводы кассационной жалобы о неправильном исчислении истцу пенсии, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и данные доводы по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

Учитывая изложенное, оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Кассационную жалобу представителя истца Виноградова А.А. – Аркадьева В.И. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 20 апреля 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1903/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Виноградов А.А.
Ответчики
Военный к.Ч.
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Лысенин Н.П.
23.05.2011Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее