№ 2а-32/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кушнаренково 17 января 2019 года
Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Белорусовой Г.С.,
при секретаре Мухаметьяновой Ю.Р.,
с участием представителя административного истца Ш. - Ш.А., действующего на основании доверенности от ДАТА,
представителя административного ответчика администрации МР <адрес> РБ А., действующего на основании доверенности от ДАТА, также представляющего интересы сельского поселения Кушнаренковский сельсовет МР <адрес> РБ по доверенности от ДАТА,
представителя КУС Минземимущества РБ по <адрес> К., действующего на основании приказа от ДАТА,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому Ш. к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным решения администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об отказе в предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка и обязании рассмотреть заявление в соответствии с п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Ш. после уточнения требований обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным решения администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об отказе в предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка и обязании рассмотреть заявление в соответствии с п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование иска указала, что ДАТА она обратилась с заявлением установленной формы (бланк разработан уполномоченным органом местного самоуправления) о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка с условным номером № расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в аренду сроком на 3 года для выставочно-ярмарочной деятельности. К заявлению была приложена также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
ДАТА административным истцом было получено письмо администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДАТА №, в котором было отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что данная территория в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> относится к транспортной зоне, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА № «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» относится к охранной зоне инженерных коммуникаций.
Заявление административного истца, поданное в администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, было принято к рассмотрению и заявителю возвращено не было. Из чего следует вывод, что заявление Ш. соответствовало всем предъявленным требованиям, и к нему были приложены все, установленные нормами законодательства, документы и сведения.
Исчерпывающий перечень оснований, по которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, закреплен в ЗК РФ. Однако административный ответчик в письме от ДАТА № не указывает предусмотренных нормами законодательства оснований, по которым отказано административному истцу в предварительном согласовании испрашиваемого им земельного участка.
Администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, в нарушение норм земельного законодательства, не рассмотрела надлежащим образом заявление Ш. о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка, в связи с чем, административному истцу, без законных оснований, созданы препятствия в реализации права на получение предварительного согласования запрашиваемого земельного участка либо мотивированного решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, с указанием оснований, предусмотренных нормами ЗК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА № утв. Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).
Согласно п. 12 Правил для получения письменного решения о согласовании осуществления действий заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации, ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий. Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий. Лица, получившие решение о согласовании осуществления действий в охранных зонах, обязаны осуществлять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность объектов электросетевого хозяйства.
Таким образом, Правила предусматривают возможность согласования осуществления действий с сетевой организацией, а не их полный запрет. При этом принятие решения о согласовании (отказе в согласовании) относится к компетенции сетевой организации, а не административного ответчика.
Кроме того, в силу п. 4 Правил земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
На основании письма административного ответчика от ДАТА № следует, что основанием для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка также является то обстоятельство, что данная территория в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> относится к транспортной зоне.
Решением Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет от ДАТА № утверждены Правила землепользования и застройки <адрес> в новой редакции.
Согласно протоколу заседания рабочей группы по проведению публичных слушаний по вопросу изменения в Правила землепользования и застройки <адрес> от ДАТА инициатором публичных слушаний выступил архитектор муниципального района <адрес> Р.З..
На судебном заседании главный архитектор администрации района Р.З. пояснил, что необходимость внесения изменений в Правила землепользования и застройки <адрес> была вызвана многими факторами, в том числе изменением территориальной зоны, где находится испрашиваемый земельный участок, на территориальную зону Т-1 (транспортная зона).
Следовательно, испрашиваемый земельный участок был отнесен к транспортной зоне (Т-1), на которую ссылается административный ответчик, на основании изменений в Правила землепользования и застройки <адрес> в ДАТА
Между тем, в ходе рассмотрения административного дела выяснилось, что решением суда Правила землепользования и застройки <адрес> в новой редакции были признаны недействительными, в настоящий момент действуют Правила землепользования и застройки <адрес> в прежней редакции, т.е. утвержденные решением Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет от ДАТА №.
Однако действующая редакция Правил землепользования <адрес>, т.е. ДАТА, транспортную зону (Т-1) не содержит.
Расположенные рядом с испрашиваемым земельным участком смежные земельные участки, в том числе и отдельно расположенные земельные участки в границах одной территории (например, земельный участок с кадастровым номером № которые сформированы и поставлены на учет до введения в действие Правил землепользования и застройки <адрес>, отнесены к общественно-деловой территориальной зоне.
Просит признать незаконным решение администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об отказе в предварительном согласовании предоставления Ш. вновь образуемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., выраженное в письме от ДАТА №, обязать администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления Ш. вновь образуемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., в соответствии с п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ.
Административный истец Ш. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, суд считает возможным рассмотреть административное дело в ее отсутствие.
Представитель административного истца Ш.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика А. в судебном заседании административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, указав, что в административном исковом заявлении нет правового обоснования, на основании какой нормы права администрация обязана предоставить Ш. данный земельный участок.
Указанные заявителем в заявлении статьи земельного кодекса РФ не обязуют администрацию принимать решения о предварительном согласовании земельного участка административному истцу.
На запрашиваемом земельном участке не возможно сформировать земельный участок в силу того, что запрашиваемая территория в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> относится к транспортной зоне, относится к охранной зоне инженерных коммуникаций.
Запрашиваемый земельный участок расположенный в центре <адрес> является земельным участком государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с ч.2 ст.3.3. Федерального закона от ДАТА №- ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации»- предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
В связи с чем, комиссия по земле муниципального района <адрес> РБ рассмотрела заявление Ш., и ей был дан ответ.
От имени сельского поселения Кушнаренковский сельсовет МР <адрес> А. в удовлетворении иска Ш. также просил отказать.
Представитель КУС Минземимущества РБ по <адрес> К. также просил отказать в удовлетворении административного иска Ш., указывая, что в своем заявлении Ш. просила предоставить ей земельный участок на праве аренды, при этом речь о предварительном согласовании предоставления земельного участка не шла. Для целей, которые Ш. указывает в своем заявлении, земельный участок может быть предоставлен лишь на праве аренды путем проведения торгов. Однако конкретно тот земельный участок, который просит предоставить в аренду Ш., не может быть предоставлен, поскольку относится к транспортной зоне. Считает, что отказ Ш. был дан обоснованный, на момент дачи отказа ПЗЗ действовали в новой редакции.
Заслушав представителей сторон, заинтересованных лиц, изучив материалы административного дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит частичному удовлетворению.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Также в соответствии с ч.2 ст.3.3. Федерального закона от ДАТА №- ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
В силу п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Также на основании ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДАТА N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В судебном заседании установлено, что ДАТА административный истец Ш. обратилась к главе администрации МР <адрес> РБ с заявлением о предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. из категории земель населенных пунктов на праве аренды сроком на три года, цель использования - для выставочно-ярморочной деятельности. К заявлению были приложены: схема расположения земельного участка и копия паспорта заявителя.
Письмом № от ДАТА за подписью заместителя главы администрации МР <адрес> Республики Башкортостан, Ш. отказано в предоставлении в аренду земельного участка, на основании протокола № от ДАТА заседания земельной комиссии, в связи с тем, что запрашиваемая территория в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> относится к транспортной зоне, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДАТА «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» относится к охранной зоне инженерных коммуникаций.
Согласно п.п. 2.2.1 Положения о земельной комиссии администрации МР <адрес> РБ комиссия в пределах полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений осуществляет рассмотрение первичных заявлений граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении или изъятии земельных участков, поданных на имя главы администрации МР <адрес>.
Также согласно п. 4.5 Комиссия имеет право отказать в предоставлении в аренду граждан и юридическим лицам земельных участков по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Как следует из протокола № от ДАТА заседания земельной комиссии администрации МР <адрес> РБ, изучив представленные документы по заявлению Ш. земельная комиссия рекомендует отказать в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. сроком на три года для выставочно-ярморочной деятельности в связи с тем, что запрашиваемая территория, согласно Правилам землепользования и застройки <адрес> относится к транспортной зоне, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДАТА «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» относится к охранной зоне инженерных коммуникаций.
При этом суд полагает, что исходя из положений ст.10 Федерального закона от ДАТА N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", полагает, что ответ на обращение граждан должен быть основан на законе, полным, доступным и понятным в изложении.
В протоколе заседания земельной комиссии при рассмотрении заявления Ш. и в письме, которым Ш. отказано в предоставлении земельного участка в аренду нет ни одной ссылки на нормы земельного законодательства. При ссылке на Постановление Правительства РФ № от ДАТА «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» также не понятно, каким образом данное Постановление связано с испрашиваемым земельным участком, к охранной зоне каких инженерных коммуникаций относится земельный участок.
При этом из протокола также не представляется возможным установить, какие документы были изучены земельной комиссией и неясно, кому комиссия рекомендует отказать в предоставлении земельного участка, учитывая, что согласно Положению, земельная комиссия администрации МР <адрес> полномочна, принимать решения о предоставлении земельного участка в аренду либо об отказе в предоставлении.
В то же время суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в части требований о признании незаконным решения администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об отказе в предварительном согласовании предоставления Ш. вновь образуемого земельного участка, обязании административного ответчика рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка, в соответствии с п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ, поскольку в судебном заседании установлено, что административный истец с подобным заявлением не обращался, а обращался с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ш. к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным решения администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об отказе в предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка и обязании рассмотреть заявление в соответствии с п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДАТА в предоставлении Ш. в аренду земельного участка.
Обязать администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан рассмотреть заявление Ш. о предоставлении земельного участка в аренду.
В удовлетворении остальной части административного иска Ш. к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кушнаренковский районный суд РБ в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Г.С. Белорусова
Мотивированное решение изготовлено ДАТА.
Судья Г.С. Белорусова