г. Йошкар-Ола 03 декабря 2018 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Нечаевой Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО13 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, включении периодов в стаж работы и назначении пенсии
УСТАНОВИЛ:
Максимова Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле, просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения; обязать ответчика включить в ее спецстаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14.02.2006 г. по 30.03.2006 г., с 26.01.2011 г. по 11.03.2011 г., с 27.10.2014 г. по 31.10.2014 г., с 26.01.2016 г. по 11.03.2016 г. в должности акушерки в ГБУ РМЭ «<данные изъяты> в г.Йошкар-Оле в календарном исчислении; в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев: период работы в роддоме г.Йошкар-Олы в должности акушерки с 01.04.1987 г. по 10.10.1988 г.; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 11.12.1988 г. по 01.10.1991 г. в должности акушерки в роддоме г.Йошкар-Олы; назначить ей досрочную страховую пенсию с даты обращения с заявлением с 08.06.2018 г. Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Йошкар-Оле расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы на представителя в размере 10000 руб.
В обоснование иска указано, что УПФ незаконно отказало в назначении названной выше пенсии, доводы ответчика, указанные в оспариваемом решении, истец находит необоснованными.
В судебном заседании истец Максимова Л.И. и ее представитель по устному ходатайству Колина Л.С. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ Шалишкина А.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать по доводам, изложенным в возражениях не иск, а также уменьшить расходы на представителя с учетом категории дела и объема проделанной работы.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, отказное выплатное дело № <данные изъяты> суд приходит к следующему.
Судом установлено по трудовой книжке истца, что Ямбаева Л.И. 01.04.1987 года принята на должность акушерки физиологического отделения № <данные изъяты> в Родильный дом г. Йошкар-Олы; уволена 01.10.1991 г. по собственному желанию. С 01.10.2003 г. принята в ЛП МУЗ «<данные изъяты>» на должность акушерки в смотровой кабинет, с 01.3.2012 г. переведена в отделение медицинских осмотров на должность акушерки, работает по настоящее время.
Фамилия с Ямбаевой на Максимову изменена в связи с регистрацией брака 22.07.1988 г. с Максимовым В.Г.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 29.12.2013 г. № 400 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.30 Закона №400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. «н» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с пунктами 3 и 4 ст.30 Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.02 г. № 781 (далее-Постановление №781) утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее-Список), соответствующие Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее-Правила), а также Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медперсонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии как год и шесть месяцев, в соответствии с которыми подлежали включению в специальный стаж периоды работы в должности акушерки в Родильных домах в отделениях хирургического профиля стационаров: в акушерском и акушерском физиологическом отделении, родовом (родильном) отделении.
Отказывая истцу в назначении песни, ответчик ссылается на то, что должность акушерки физиологического отделения в ГБУ «Перинатальный центр» не поименована в Списке № 781, а также не предусмотрены для включения в льготном исчислении периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком).
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из справки работодателя № <данные изъяты> от 06.08.2018 г. следует, что истец работала в должности акушерки физиологического отделения № <данные изъяты> с 01.04.1987 г. по 01.10.1991 г. истцом работа выполнялась в режиме нормальной продолжительности рабочего времени на 1,0 (полную) ставку.
В указанные периоды ей предоставлялись: отпуск по беременности и родам с 24.07.1988 г. по 10.12.1988 г., отпуск по уходу за ребенком до 1 года с 11.12.1988 г. по 02.10.1989 г., отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 02.10.1989 г. по 02.04.1990 г., отпуск по уходу за ребенком до 3 лет с 02.04.1990 г. по 02.10.1991 г.
Согласно справке-разъяснению работодателя в структуру Перинатального центра (Родильного дома) входит физиологическое отделение, которое переименовано 24 июля 2001 г. в акушерское физиологическое отделение. В физиологическом отделении отказывалась специализированная медицинская помощь
родильницам в послеродовом периоде, в том числе хирургическая медицинская помощь.
Акушерки физиологического отделения выполняли функциональные и должностные обязанности, которые тождественны функциональным и должностным обязанностям акушерок акушерского физиологического отделения, а именно осуществляли медицинскую помощь, в том числе хирургическую медицинскую помощь, соответствующую профилю отделения: оказание экстренной медицинской помощи родильницам в послеродовом периоде, наблюдение в раннем послеродовом периоде с целью исключения опасности кровотечений, переливание крови, уход в послеоперационном периоде, уход после малых акушерских операций, ведение медицинской документации и другие.
Администрация ГБУ РМЭ «Перинатальный центр» подтверждает тождественность названия «Физиологического отделения» названию «Акушерское физиологическое отделение» и сообщает, что в трудовые книжки работников учреждения за период с 1979 г. по 2004 г.г. были ошибочно внесены некорректные записи по названию этого отделения.
С учетом условий и характера работы, выполняемой истцом, работающей в должности акушерки физиологического отделения № 1, суд приходит к выводу о тождественности выполняемых истцом функций тем работам, которые выполняет акушерка в акушерском физиологическом отделении и акушерском отделении, которые относятся к отделениям хирургического профиля.
Согласно Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медперсонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии как год и шесть месяцев, работа акушерки в акушерском физиологическом отделении - отделении хирургического профиля, позволяет засчитать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев.
Истица просит включить в спецстаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 11.12.1988 г. по 01.10.1991 г. в должности акушерки в роддоме г.Йошкар-Олы в льготном исчислении.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Таким образом, период работы в роддоме г.Йошкар-Олы в должности акушерки с 01.04.1987 г. по 10.10.1988 г. и период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 11.12.1988 г. по 01.10.1991 г. подлежат включению в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, поскольку период нахождения в отпуске по уходу за ребенком должен быть исчислен в том же порядке.
Судом установлено, что истец в период работы в должности акушерки в ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» в г.Йошкар-Оле находилась на курсах повышения квалификации с 14.02.2006 г. по 30.03.2006 г., с 26.01.2011 г. по 11.03.2011 г., с 27.10.2014 г. по 31.10.2014 г., с 26.01.2016 г. по 11.03.2016 г., что подтверждается приказами работодателя по каждому периоду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Повышение квалификации является не правом, а прямой обязанностью каждого медицинского работника.
В судебном заседании установлено, что на курсы повышения квалификации истец была направлена по распоряжению работодателя, за все указанные периоды за ней полностью сохранялась заработная плата, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Изложенное подтверждается трудовой книжкой, удостоверениями и свидетельствами о прохождении курсов повышения квалификации, расчетными листками.
На основании трудовой книжки истца судом установлено наличие у истца бесспорного специального страхового стажа лечебной деятельности: 28 лет 11 мес. 16 дней (на дату обращения в УПФ 08.06.2018 г.). Данное обстоятельство стороной ответчика не оспорено.
С учетом не включенных в специальный стаж периодов работы у истца на момент обращения в пенсионный орган за назначением пенсии имелось 30 лет лечебного стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, что является основанием для назначения ей льготной пенсии с момента обращения с заявлением в пенсионный орган с 08.06.2018 года.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Судом по материалам дела установлено, что истец понесла расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей, что подтверждается договором об оказании юридических услуг от 01.10.2018 года, распиской от той же даты.
В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
На основании вышеизложенного, учитывая категорию дела, степень его сложности, принцип разумности, фактически проделанную представителем работу, его участие в судебном заседании 03.12.2018 года суд приходит к выводу о взыскании расходов на представителя в размере 7000 руб.
В силу ст.98 РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., уплаченная истцом при подаче иска.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за ФИО14 право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл включить в спецстаж ФИО15:
периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14.02.2006 г. по 30.03.2006 г., с 26.01.2011 г. по 11.03.2011 г., с 27.10.2014 г. по 31.10.2014 г., с 26.01.2016 г. по 11.03.2016 г. в должности акушерки в ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» в г.Йошкар-Оле в календарном исчислении;
в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев:
период работы в роддоме г.Йошкар-Олы в должности акушерки с 01.04.1987 г. по 10.10.1988 г.:
период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 11.12.1988 г. по 01.10.1991 г. в должности акушерки в роддоме г.Йошкар-Олы и назначить ей досрочную страховую пенсию с даты обращения с заявлением с 08.06.2018 г.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Йошкар-Оле в пользу ФИО16 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы на представителя в размере 7000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РМЭ через Йошкар-Олинский городской суд РМЭ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Нечаева
В окончательной форме решение принято 07 декабря 2018 года.