Дело № 2-651/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Большой Камень          22 апреля 2016 года

Шкотовский районный суд Приморского края

в составе председательствующего судьи Аркадьевой Е.П.,

с участием помощника Большекаменского межрайонного прокурора Н.А.Д.,

представителя ответчика администрации Шкотовского муниципального района Приморского края К.Т.О.,

при секретаре Казанцевой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большекаменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шкотовского муниципального района Приморского края о возложении обязанности произвести финансирование мероприятий по оборудованию системой видеонаблюдения, к МБОУ «СОШ № <адрес>» о возложении обязанности оборудовать учреждение системой видеонаблюдения,

УСТАНОВИЛ:

Большекаменский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчикам, указав в обоснование требований, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования установлено, что в образовательном учреждении МБОУ «СОШ № <адрес>» отсутствует система видеонаблюдения.

Между тем, исходя из положений Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации, приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» оборудование зданий образовательного учреждения современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел или в ситуационные центры «Службы 112») является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников учреждения. При этом обязанность по установке систем видеонаблюдения, системы сигнализации законом возложена на образовательные учреждения, а финансирование данного мероприятия должно осуществляться органом местного самоуправления.

Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении МБОУ «СОШ № <адрес>» может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан.

Просил обязать администрацию Шкотовского муниципального района Приморского края произвести финансирование мероприятий по оборудованию МБОУ «СОШ № <адрес>» системой видеонаблюдения в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, обязать МБОУ «СОШ № <адрес>» оборудовать учреждение системой видеонаблюдения в течение двух месяцев с момента поступления финансирования.

В судебном заседании помощник Большекаменского межрайонного прокурора Н.А.Д. поддержал исковое заявление по изложенным в нем доводам.

Представитель ответчика администрации Шкотовского муниципального района К.Т.О. возражала против иска по тем основаниям, что требования прокурора не основаны на законе; полагает, что установка видеонаблюдения может носить лишь рекомендательный характер, поскольку нормы закона прямой обязанности образовательной организации и органа местного самоуправления в пределах определенных законом полномочий устанавливать в здании образовательной организации систему видеонаблюдения не предусматривают; кроме того, на данный момент в срок до 01.07.2016 г. Департаментом образования и науки Приморского края совместно с муниципальными органами управления образованием разрабатывается подпрограмма «Обеспечение безопасности образовательных организаций» государственной программы «Развитие образования в Приморском крае на 2013-2020 годы», в рамках которой предусмотрено исполнение мероприятий по обеспечению безопасности образовательных организаций за счет средств софинансирования из средств краевого и местного бюджета. Не согласна с предложенным прокурором сроком исполнения решения, полагает, что минимальный    срок выполнения администрацией мероприятий по устранению выявленных нарушений требований законодательства о противодействии терроризму составляет шесть месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Срок, предложенный для образовательного учреждения и равный двум месяцам, является достаточным для исполнения.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ № <адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурором могут быть заявлены требования в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 1999 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Во исполнение требований федеральных программ образования, утверждаемых Правительством Российской Федерации и предусматривающих создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях, Министерством образования и науки Российской Федерации 11.11.2009 г. издан Приказ № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений».

Данным приказом руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, увеличить объемы финансирования из собственных внебюджетных средств на реализацию мероприятий по комплексной безопасности; органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Кроме того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 г. разработаны методические указания (письмо № 03-1423), в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному году.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» Шкотовского муниципального района Приморского края (МБОУ «СОШ № <адрес>») является администрация Шкотовского муниципального района.

В ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования выявлены нарушения требований федерального законодательства о противодействии терроризму и экстремизму; требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в образовательном учреждении, а именно, в МБОУ «СОШ № <адрес>» отсутствует система технического контроля за обстановкой – видеонаблюдение.

МБОУ «СОШ № <адрес>» является объектом с массовым пребыванием людей, то есть является одним из важнейших объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, а также постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

В связи с этим, суд полагает, что осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнения требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению ущерба имуществу.

Согласно п. 2 и п. 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 той же нормы закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются основания для возложения на образовательное учреждение обязанности по оборудованию здания системой видеонаблюдения.

На основании ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Пунктом 3 названного Закона органы местного самоуправления наделены обязанностью принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств бюджетов (п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г.)

В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства-участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

В этой связи, доводы представителя ответчика о том, что установка системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях Шкотовского района будет предусмотрено в рамках разрабатываемой подпрограммы «Обеспечение безопасности образовательных организаций» на 2013-2010 годы, не имеют правового значения, не влияют на результат разрешения настоящего дела.

Суд, учитывая приведенное правовое обоснование, установленные по делу обстоятельства, приходит к выводу о том, что иск о возложении обязанности по оборудованию МБОУ «СОШ № <адрес>» системой видеонаблюдения подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Предложенный прокурором срок исполнения возложенной на администрацию обязанности суд находит недостаточным и полагает разумным установить срок исполнения обязанности на администрацию Шкотовского муниципального района – в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. Срок, предложенный истцом для исполнения возложенной на образовательное учреждение обязанности, является достаточным. При этом суд учитывает, что выявленные нарушения не могут устраняться довольно длительный период, поскольку выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ «░░░ № <░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░ № <░░░░░>» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ «░░░ № <░░░░░>» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 28 ░░░░░░ 2016 ░., ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░; ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░ 28 ░░░ 2016 ░. ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░                             ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-651/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Большекаменский межрайонный прокурор
Ответчики
МБОУ СОШ № 29 с. Центральное"
Администрация Шкотовского МР
Суд
Шкотовский районный суд Приморского края
Дело на сайте суда
shkotovsky.prm.sudrf.ru
25.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.02.2016Передача материалов судье
01.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2016Судебное заседание
22.04.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее