Дело № 2 - 38/2017
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сысольский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Сумкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района
19 января 2017 года гражданское дело по иску Краснова А.А. к Администрации муниципального района «Сысольский» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Краснов А.А. обратился в суд с иском к Администрации МР «Сысольский» о возложении обязанности предоставить жилое помещение на основании Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В обоснование требований истец указал, что воспитывался в интернате, в связи с чем, должен относиться к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дом, принадлежащий его матери сгорел. В настоящее время он проживает в жилом доме, 1920 года постройки и денежных средств на его ремонт не имеет.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал. Суду пояснил, что в его собственности имеется жилой дом, который он построил за счет собственных сил и средств, но дом нуждается в ремонте, в связи с чем, используется только одна комната. Иного жилья он не имеет. Полагает, что органы местного самоуправления должны оказать поддержку и содействие в реализации его жилищных прав.
Представитель ответчика Яровикова Н.А, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по тем основаниям, что истец не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и применительно к положениям Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не имеет права на обеспечение жилым помещением по данной категории граждан, так как достиг 23-летнего возраста.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № по делу по иску Краснова А.А. к Администрации МР «Сысольский» о возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретения жилья для улучшения жилищных условий, приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 109 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По смыслу п.п. 8 п. 1 ст. 92 и ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ указанной категории лиц предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда.
Судом установлено, что решением Троицко-Печорского районного народного суда Коми АССР от 13.03.1972 Краснов А.А., (дата) года рождения, был отобран у его матери К. До 1986 года Краснов А.А. находился в <данные изъяты>, а с 1986 года по 1989 год проходил обучение в СПТУ № 21 в с. Визинга Сысольского района, где находился на полном государственном обеспечении. По окончанию службы в рядах Советской Армии в 1991 году и до настоящего времени проживает на территории Сысольского района.
На момент достижения Красновым А.А. совершеннолетия, а именно, по состоянию на 1988 год, действовали нормы Кодекса о браке и семье РСФСР.
Как следует из п. 1 ст. 119 КоБС РСФСР опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей.
Согласно статье 127 КоБС РСФСР детям, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, а также совершеннолетним лицам, нуждающимся в опеке или попечительстве и помещенным в соответствующие учреждения, опекуны и попечители не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих лиц возлагается на администрацию учреждения, в котором находится подопечный.
Нормы ранее действовавшего законодательства, и, в частности п. 2 ст. 37, п. 3 ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР предусматривали, что в случае помещения детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям) жилое помещение сохраняется за ними в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников или опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов. В этом случае жилое помещение предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям вне очереди.
Истец суду указал, что дом, в котором проживала его мать К. сгорел, сама мать умерла (дата) году, а в последние годы своей жизни проживала в интернате.
Между тем, соответствующих доказательств тому, что жилое помещение, которым Краснов А.А. был вправе пользоваться по окончании пребывания в государственном детском учреждении, сгорело и в настоящее время отсутствует, суду не представлено.
Кроме того, по сведениям Межрайонного сектора опеки и попечительства Троицко-Печорского района, Краснов А.А., (дата) года рождения по данным журналов первичного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не значится, сведений о закрепленном жилье за Красновым А.А. не имеется.
Согласно сведениям администрации МО ГО «Ухта», Краснов А.А. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям муниципального специализированного фонда не состоял и не состоит.
По данным Администрации муниципального района «Сысольский» Краснов А.А. также на учете по категории детей-сирот не состоит.
Таким образом, доказательств тому, что у Краснова А.А. имелось право на обеспечение жилым помещением в соответствии с ранее действовавшим законодательством и на момент рассмотрения настоящего дела оно не было реализовано, суду не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст. 8).
В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (п.п.2); общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.п.3).
Как выше было указано, доказательств того, что жилой дом, принадлежащий его матери, сгорел, суду не представлено.
Кроме того, как следует из материалов дела, с 02.04.2014 истцу на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 26.12.2016. Право собственности на жилой дом зарегистрировано на основании свидетельства на право пожизненного наследуемого и постоянного владения землей от 15.05.1993 №.
Заключением межведомственной комиссии Администрации СП «Вотча» от 26.09.2014 № жилой дом по адресу: <адрес>, признан пригодным для постоянного проживания, однако нуждается в проведении капитального ремонта.
В указанном жилом помещении зарегистрирован только истец. Иных лиц, имеющих право пользование жилым домом, не установлено. Отсюда следует, что в собственности истца имеется жилое помещение, площадь которого составляет более учетной нормы, установленной решением Совета МО "Сысольский район" от 28.11.2005 N 22/174 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения", то есть более 11 квадратных метров на одного человека.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде истец обеспечен пригодным для проживания жилым помещением и оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется.
Доводы истца о необходимости разработки программ, направленных на участие органов местного самоуправления в долевом строительстве жилья для социально-незащищенных категорий граждан правового значения для рассмотрения заявленных требований не имеют.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Краснова А.А. к Администрации МР «Сысольский» о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Краснова А.А. к Администрации муниципального района «Сысольский» о возложении обязанности предоставить жилое помещение оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья - Константинова Н.В.
Мотивированное решение составлено 19.01.2017 года