Дело № 2-1027/2015 г.                                                                                                                                                                           

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2015 года               г. Петушки

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего                                                                   Г.В. Никуловой,

при секретаре судебного заседания                            Т.М. Рамазановой,

     с участием лиц, согласно протоколу судебного заседания,

      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петушинского района Владимирской области в защиту интересов Богач Анны Семеновны к администрации Петушинского района Владимирской области и администрации Владимирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

      Прокурор Петушинского района Владимирской области в интересах Богач А.С., обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию муниципального образования «Петушинский район» обеспечить по договору найма специализированного жилого помещения Богач А.С. благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет бюджета Владимирской области.

       В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что Богач А.С. является ребенком-сиротой, ее мать, ФИО М.З.М. решением Петушинского районного суда от года лишена родительских прав, отец ФИО Б.С.Н. умер * года. Постановлением главы администрации Петушинского района от признан факт невозможности проживания Богач А.С. в ранее занимаемом помещении по адресу: Несмотря на возникновение у Богач А.С. права на предоставление ей благоустроенного жилого помещения, оно ей не предоставлено до настоящего времени.

      В судебном заседании представитель заявителя иска, старший помощник прокурора Петушинского района Глухова Г.В. поддержала требования прокурора Петушинского района, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

        Истец - Богач А.С., в судебное заседание не явилась, в телефонограмме от года просит рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.

      Представитель ответчика - администрации Петушинского района Владимирской области Кузьмина Н.А., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. В представленном суду отзыве указала, что администрация Петушинского района надлежащим образом исполняет переданные государственные полномочия, приобретая на все средства субвенции квартиры и распределяя их в хронологическом порядке при возникновении права на получение жилого помещения у детей - сирот. Указано, что Богач А.С. включена в областной сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, в списке указанных лиц по Петушинскому району состоит под номером . Указывает, что удовлетворение требований прокурора будет нарушать права и законные интересы других детей-сирот, которые состоят в областном сводном списке до нее. При этом, в настоящее время право Богач А.С. на обеспечение жилым помещением специализированного фонда по договору найма специализированного жилого фонда не нарушено. Считает, что правовых оснований для предоставления администрацией Петушинского района по договору найма специализированного жилого помещения истцу благоустроенного жилого помещения вне областного списка нет. Просит отказать в удовлетворении иска.

      Ответчик - администрация Владимирской области, будучи надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание своего представителя не направила, позиция по иску изложена в письменном отзыве от года, в котором указывают, что с исковыми требованиями не согласны, полагают требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, считают, что администрации Владимирской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям. Просят в удовлетворении исковых требований прокурора у администрации Владимирской области отказать, признать администрацию области ненадлежащим ответчиком.

       Третье лицо - Департамент образования администрации Владимирской области, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

       Третье лицо - Отдел опеки и попечительства МУ «Управление образования администрации Петушинского района» Владимирской области, надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Ранее в судебном заседании представитель лица Отдела опеки и попечительства МУ «Управление образования администрации Петушинского района» Владимирской области Волкова Л.Д., действующая по доверенности, при разрешении данного иска полагалась на усмотрение суда.

       Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

       В Конвенции ООН «О правах ребенка», общепризнанных нормах международного права и в российском законодательстве закреплен приоритет интересов благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства.

      Статья 20 Конвенции гласит, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.

       В соответствии с ч. l ст. 15 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъекта РФ.

      Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

      Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства, которое носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.

       В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

      Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

      Пунктами «ж, к» ст.72 Конституции РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

       Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

       Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о рождении и копии паспорта Богач А.С., года рождения, её родителями являются ФИО М.З.М. и ФИО Б.С.Н. (л.д.14-15).

      Судом установлено, что мать ФИО М.З.М. в отношении дочери Богач А.С. лишена родительских прав, что подтверждается решением Петушинского районного суда от года (л.д.23).

      Из представленного свидетельства о смерти следует, что ФИО Б.С.Н.. умер года, о чем составлена запись акта о смерти (л.д.24).

      Постановлением Главы Собинского района Владимирской области от года ФИО Н.Л.А. назначена приемным родителем несовершеннолетней Богач Анны Семеновны (л.д.31).

       Постановлением администрации Петушинского района от года признан факт невозможности проживания Богач А.С., года рождения, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении по адресу:

(л.д.11).

        Из сообщения Петушинского отделения Владимирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» следует, что Богач А.С. не имеет в собственности недвижимого имущества на территории Петушинского района (л.д.18).

      Богач А.С. окончила в

        Истец Богач А.С. достигла совершеннолетнего возраста. Включена в областной сводный Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями под номером в списке по муниципальному образованию Петушинский район значится под номером

       Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

        Согласно ст.19 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным названным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

       Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

      Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

      На основании ч.3 ст.20 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных средств.

      Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

      Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.

       В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

      Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

       По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

     Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

      В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1,3).

      По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

      Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

       К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

       При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

      Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

      В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

       По своей сути формирование субъектом РФ списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

      Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

       Доводы представителя ответчика администрации Петушинского района о том, что первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот, которые зарегистрированы до Богач А.С., отклоняются судом, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющее указанное право от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом. При этом отсутствие или нехватка денежных средств в бюджете не освобождает ответчика от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.

       Таким образом, судом установлено, что Богач А.С. до настоящего времени благоустроенное жилое помещение не предоставлено.

       При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные исковые требования к администрации Петушинского района Владимирской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

       В части требований прокурора Петушинского района Владимирской области, в интересах Богач А.С. к администрации Владимирской области, суд приходит к следующему.

       Истец в качестве ответчика указывает администрацию Владимирской области, однако каких-либо требований к ответчику администрации Владимирской области ни заявитель иска, ни истец не предъявляют.

      В силу действующего законодательства в исковом заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования, а также обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

     Между тем доказательств того, что ответчиком администрацией Владимирской области нарушены права истца материалы дела не содержат, не добыл таких доказательств и суд.

     При таких обстоятельствах, а также учитывая положения вышеназванного законодательства, суд считает, что заявленные исковые требования к администрации Владимирской области удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

       ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░: /░░░░░░░/

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░                                                            ░.░. ░░░░░░░░

2-1027/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Богач А.С.
Прокурор Петушинского района Д.А. Соколов
Ответчики
Администрация Петушинского района Владимирской области
Администрация Владимирской области
Другие
Департамент образования администрации Владимирской области
Органы опеки и попечительства администрации Петушинского района
Суд
Петушинский районный суд Владимирской области
Дело на сайте суда
petushinsky.wld.sudrf.ru
19.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2015Передача материалов судье
20.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2015Судебное заседание
10.07.2015Судебное заседание
15.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее