Гр.дело №2-1146/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре Алексеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» к Краснову Владимиру Ильичу о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг, судебных расходов,
установил:
Муниципальное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» обратилось в суд с иском к Краснову В.И. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги за отопление <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 48084 руб. 90 коп., пени за несвоевременную оплату коммунальной услуги за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11072 руб. 67 ( л.д.2-3).
В обоснование своих требований истцом указано, что ответчик Краснов В.И. является собственником <адрес>, проживает и зарегистрирован по вышеуказанному адресу. Многоквартирный <адрес> подключен к системе централизованного отопления, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который введен в эксплуатацию 27 ноября 2017 года. Поэтому начисление платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам указанного дома до 27 ноября 2017 года производилось в соответствии с требованиями пункта 42.1 Правил №354, исходя из утвержденного норматива потребления коммунальной услуги по отоплению по формуле №2 приложения №2 к указанным Правилам, а с 27 ноября 2017 года - исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии по формуле №3 приложения №2 к настоящим Правилам. Квартира №1 в указанном доме имеет индивидуальный квартирный источник тепловой энергии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов ( далее - Правила). Абзацем вторым пункта 40 Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. Частью 15 статьи 14Федерального закона № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Как указывает в своем заявлении истец, действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможностьперехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством РФ, в чью компетенцию входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении. В связи с систематическим неисполнением Красновым В.И. платы за указанную коммунальную услугу у последнего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность по оплате коммунальной услуги за отопление в размере 48084 руб. 90 коп., пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляют 11072 руб. 67 коп.
Представитель истца - МП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики», извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, представил заявление о том, что он просит рассмотреть дело без его участия ( л.д. 59).
Ответчик Краснов В.И. иск МП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» не признал, пояснив, что его квартира отапливается газовым котлом. Работы по устройству автономного газового отопления и отключению жилого помещения от центральной системы отопления произведены в 2005 году с разрешения всех инстанций. Отопительные приборы в квартире были отрезаны от стояков центрального отопления. Поскольку его квартира расположена на первом этаже, через его квартиру проходят лишь транзитные вертикальные стояки отопления ( 4 стояка отопления). Таким образом, тепловая энергия от центрального отопления в его квартиру не поступает.
Изучив исковое заявление МП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики», выслушав объяснение ответчика Краснова В.И., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Краснов В.И. является собственником <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости ( л.д.30).
МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики» является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет поставку тепловой энергии в многоквартирный <адрес>.
Многоквартирный жилой <адрес> подключен к системе централизованного отопления и оборудован общедомовым прибором учета, который введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов ( далее - Правила).
В подпункте «е» пункта 4 Правил указано, что отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения №1 к настоящим Правилам.
Абзацем вторым пункта 40 Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 42 (1) названных Правил определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом ( нежилом) помещении в многоквартирном доме на основании формул 2, 3 и 3.1 приложения №2 к данным Правилам, в зависимости от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета тепловой энергии.
В приложении №2 Правил №307 установлен порядок расчета ежемесячного размера платы за услуги отопления, из которого следует, что плата за услуги по отоплению в многоквартирном доме начисляется всем потребителям в одинаковом порядке, а размер начисленной за один расчетный период платы различным потребителям зависит только от общей площади занимаемых ими помещений.
Указанными Правилами не предусмотрен механизм расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, отдельные помещения которых отключены от централизованной системы отопления.
Таким образом, независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, размер платы за услуги по отоплению определяется в едином порядке.
Частью 15 статьи 14Федерального закона № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды. Поэтому отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.
Таким образом, действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Поэтому начисление платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться в соответствии с Правилами и установленными им формулами, поскольку действующее законодательство не предусматривает иного порядка (механизма) расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе и в случае перевода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме на индивидуальное газовое отопление.
В соответствии с положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плату за содержание общего имущества дома вносят как собственники, так и наниматели жилых помещений.
Таким образом, начисление Краснову В.И. платы за коммунальную услугу по отоплению предусматривает оплату тепловой энергии не только по обогреву жилого помещения, но и нежилых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома.
В связи с этим освобождение ответчика от платежей за услугу отопления будет противоречить жилищному законодательству, поскольку перекладывает бремя содержания общего имущества многоквартирного дома на иных собственников и нанимателей помещений в доме, чем будут нарушаться их права и законные интересы.
Поэтому расчет платы за коммунальную услугу по отоплению без учета площади квартиры Краснова В.И., переведенной на индивидуальный квартирный источник тепловой энергии, нарушает права иных собственников и нанимателей помещений многоквартирного <адрес>, являющихся потребителями данной коммунальной услуги, поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению жилых помещений и на общедомовые нужды в большем размере.
Таким образом, установка ответчиком Красновым В.И. в своей квартире индивидуального источника тепловой энергии не освобождает последнего от оплаты расходов тепловой энергии, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, положениями статей 210, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации также не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Поэтому отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого помещения правовым основанием для освобождения потребителей услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению не является.
Расчет задолженности ответчиком Красновым В.И. не оспорен, относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнут.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации такие действия именуются переустройством жилого помещения, порядок проведения которого регулируется как главой 4 Жилищного кодекса РФ, так и положениями Градостроительного кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления.
В силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Установка в квартире ответчика индивидуального источника тепловой энергии в силу статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации является переустройством квартиры, в связи с чем переход с централизованного отопления на индивидуальное отопление необходимо согласовать с органом местного самоуправления.
Доказательств, подтверждающих получение ответчиком разрешения органа местного самоуправления на переход занимаемой квартиры на индивидуальный источник теплоснабжения в том содержательно-правовом смысле, который придает ему Жилищный кодекс РФ ( часть 1 статьи 26), не имеется, а представленные ответчиком Красновым В.И. документы ( л.д.60-72) не подтверждают переустройство системы отопления в квартире с соблюдением требований законодательства.
Исходя из пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенных на этих сетях.
С учетом того, что при установке индивидуального источника тепловой энергии состав общего имущества в виде внутридомовой системы отопления уменьшится, то в соответствии с частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации требуется согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на уменьшение размера общего имущества.
Однако данных о том, что Краснов В.И. получил такое согласие собственников помещений в многоквартирном доме, не имеется.
Согласно ч.14 ст.155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно расчету, представленному истцом, размер пени за просрочку платежей по коммунальным услугам ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 11072 руб. 67 коп. ( л.д. 11-14).
Суд проверил произведенный истцом расчет и счел его арифметически правильным, ответчиком контррасчет суду не представлен. С учетом изложенного, установив неисполнение ответчиком обязанности по оплате коммунальных услуг в срок, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании с Краснова В.И. пени за несвоевременную оплату потребленных коммунальных услуг.
В силу п.1 ст.333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении. Положения указанной правовой нормы обязывают суд установить баланс между применяемой к нарушителю обязательства мерой ответственности и последствиями нарушения обязательства. При этом, законодатель предоставил суду определенную свободу усмотрения при решении вопроса о применении ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наличие оснований для снижения пени и определение критериев соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств. Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, т.е., по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в п.1 ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, (а не возможного) размера ущерба. При этом возможность полного освобождения от уплаты неустойки за несвоевременную оплату коммунальных услуг действующим жилищным законодательством не предусмотрена.
Разрешая исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца неустойки за просрочку исполнения обязательств по оплате коммунальных услуг, суд считает необходимым уменьшить размер подлежащий взысканию неустойки, как явно несоразмерного последствиям нарушения обязательства, снизив её до 5000 руб., данная сумма будет способствовать восстановлению баланса между нарушенными правами истца и мерой ответственности, применяемой к ответчику.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Поскольку исковые требования истца признаны судом обоснованными, судебные расходы в виде государственной пошлины в соответствии со ст.103 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика Краснова В.И.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» удовлетворить частично.
Взыскать с Краснова Владимира Ильича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г.Канаш Чувашской Республики» задолженность по оплате услуг отопления <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 48084 ( сорок восемь тысяч восемьдесят четыре) руб. 90 коп., пени за несвоевременную оплату услуг отопления <адрес>, в размере 5000 ( пять тысяч) руб.00 коп., всего: 53084 ( пятьдесят три тысячи восемьдесят четыре) руб. 90 коп.
Взыскать с Краснова Владимира Ильича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г.Канаш Чувашской Республики» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1792 ( одна тысяча семьсот девяносто два) руб. 55 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Т.В.Иванова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.