Дело № 2-1926/16
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2016 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Алексеева А.А.,
при секретаре Ершовой А.Е.,
с участием представительницы прокурора Окишевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Перми в интересах несовершеннолетнего Кощеева Н.С. к Департаменту образования администрации г. Перми о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
установил:
прокурор Свердловского района г.Перми, действующий в интересах несовершеннолетнего Кощеева Н.С.., обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить Кощееву Н.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории г.Перми, указав, что Департамент является юридическим лицом, основной целью деятельности которого является организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования. Одной из основных задач Департамента является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий. Кощеев С.М. обратился в прокуратуру Свердловского района г. Перми с заявлением об обращении в суд за защитой прав его несовершеннолетнего сына, которому 21.11.2015 г. было предоставлено место в МАДОУ «Детский сад № 418» в группу с 4-часовым пребыванием, однако он имеет право быть принятым в ДОУ на 12-часовое пребывание. Согласно ответу отдела образования Свердловского района г. Перми, на запрос прокуратуры, следует, что место в группе полного дня будет предоставлено с учетом движения детей в регистре детей дошкольного возраста или в июне 2016 г. считает незаконным и нарушающим права его сына. Администрация г. Перми в лице Департамента образования обязана обеспечить реальную доступность дошкольного образования в той форме, которая выбрана родителями ребенка. Отсутствие возможности предоставить место в детском саду не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на образование. В силу изложенного, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Перми, Конституцией Российской Федерации, полагает, что ответчика следует обязать предоставить несовершеннолетнему место в муниципальной дошкольной образовательной организации (л.д. 2-6).
Представительница прокурора, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, об отложении рассмотрения дела суд не просил.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным постановить по настоящему делу заочное решение в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 233 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает требования истца законными и обоснованными, в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Согласно части 2 той же статьи гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Частью 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании в РФ", п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
На основании ч. 3 ст. 67 Закона РФ "Об образовании в РФ" правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Кощеев С.М. является отцом, Гущина А.А. матерью Кощеева Н.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 15).
Согласно ответу Департамента образования администрации г. Перми от 24.11.2015 г. № СЭД-08-01-13-И-1296 Кощееву Н.С. выделено место в МАДОУ «Детский сад № 418» в группу с 4-часовым пребыванием. Решение вопроса о получении 12-часовой образовательной услуги дошкольного образования возможно в июне 2016 г. (л.д. 13).
03.12.2015 г. Кощеев С.М. обратился в прокуратуру Свердловского района г. Перми с заявлением в защиту прав несовершеннолетнего Кощеева Н.С., указав, что Департамент образования администрации г.Перми необоснованно отказывает предоставить место в детском саду его сыну Кощееву Н.С. на полный день (л.д. 7-12).
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Конституцией РФ и ФЗ «Об образовании» прямо предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам как саму возможность получения образования, так и общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.05.2006г. № 5-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.
В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетний Кощеев Н.С. имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, его законный представитель обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако по состоянию на 14.03.2016 г. место в дошкольном образовательном учреждении с полным днем пребывания Кощееву Н.С. не предоставлено, что не оспаривается и представителем ответчика. То есть право несовершеннолетнего Кощеева Н.С. на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении на полный день нарушено. Доказательств иного на день рассмотрения дела также не представлено.
Ссылка ответчика на существующую очередность предоставления мест в детские сады не может быть принята судом во внимание. Федеральным законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности. Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, имеющих группы для детей дошкольного возраста, утвержденное Приказом начальника департамента образования администрации г.Перми от 10.05.2011г. № СЭД-08-01-09-296, устанавливает определенный порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Данное положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в ДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления очередности.
В соответствии с п. 11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ и п. 13 ст. 8 Устава города Перми организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
На ответчика, как на орган местного самоуправления, Федеральными законами РФ возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, поскольку из положения о Департаменте образования администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. № 224, следует, что Департамент образования администрации г. Перми является функциональным органом администрации г.Перми (п. 1.1).
Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. № 224 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (пункт 2.1 Положения). При этом для реализации целей и задач Департамент образования администрации г. Перми наделен широким кругом функций и прав (разделы 3 и 4 Положения).
Доказательства принятия Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетнего возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении суду не представлены. Отсутствие свободных мест для детей возрастной группы от 1,5 до 3 лет свидетельствует лишь о недостаточной активности органа местного самоуправления в организации общедоступного бесплатного дошкольного образования и не освобождает ответчика от обязанности принять меры к организации общедоступного бесплатного дошкольного образования.
При таких обстоятельствах следует обязать Департамент образования администрации г.Перми предоставить Кощееву Н.С. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории г.Перми.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Свердловского района г. Перми в интересах несовершеннолетнего Кощеева Н.С. к Департаменту образования администрации г. Перми удовлетворить:
обязать Департамент образования администрации г. Перми предоставить Кощееву Н.С. ДД.ММ.ГГГГг.р. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня (12-часового пребывания) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения копии решения в Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий: