Дело № 2-1587/2016 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 мая 2016 года                                 г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Степановой М.В.,

при секретаре Филимоновой А.С.,

с участием представителя истца помощника прокурора Ивановой Ю.Ю., представителя ответчика администрации ЗАТО Звездный Пермского края Голубцова Н.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пермского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах к администрации ЗАТО Звездный о возложении обязанности ликвидировать загрязнения промышленными отходами (нефтепродуктами) земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Пермский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд с исковым заявлением к администрации ЗАТО Звездный о возложении обязанности ликвидировать загрязнения промышленными отходами (нефтепродуктами) земельного участка в кадастровом квартале находящиеся между <данные изъяты>. В обоснование заявленного требования указал, что в ходе проверки установлено наличие загрязнение промышленными отходами (нефтепродуктами) приведенного земельного участка. Источником загрязнения указанного земельного участка являлась котельная, расположенная выше по склону, где осуществлялось и осуществляется хранение и использование нефтепродуктов. В настоящее время собственником котельной и земельного участка, на котором она расположена, является администрация ЗАТО Звездный. В соответствии с п.п. 1, 9 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 года № 240, обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки нефтепродуктов возлагается на организации, осуществляющие хранение нефтепродуктов и на территории которых находятся источники загрязнения. Бездействие администрации ЗАТО Звездный нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. В связи с чем, истец обращается в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.

Представитель истца - помощника прокурора ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрация ЗАТО Звездный Пермского края Голубцов Н.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что загрязнение земельного участка, относящегося к федеральной собственности, причинен в результате деятельности Министерства обороны РФ, следовательно, ликвидация загрязнений промышленными отходами (нефтепродуктами) лежит на военном ведомстве. В связи с чем, администрация ЗАТО Звездный не является надлежащим ответчиком. Земельный участок в границах ЗАТО Звездный площадью <данные изъяты> га, в том числе участок (основной) - <данные изъяты> га, участок га., сформированные Постановлением главы местного самоуправления ЗАТО Звездный от ДД.ММ.ГГГГ , относятся к федеральной собственности Министерства обороны Российской Федерации, территория ЗАТО «Звездный» полностью находится в кварталах 13-76, 97-104 Пермского военного лесничества. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами земельных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Третье лицо Министерство обороны РФ о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, возражений по иску не представило.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность). Под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Под загрязняющим веществом понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Статьи 14 - 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулируют вопросы местного значения городского, сельского поселения (ст. 14), муниципального района (ст. 15), городского округа (ст. 16).

Согласно пунктам 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу положений п.п. 1, 3 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений.

К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Городской округ закрытое административно-территориальное образование Звездный (ЗАТО Звездный) является действующим муниципальным образованием, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами <адрес>. Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация ЗАТО Звездный (п. 1,2 ст.1, пп.3 п.2 ст.7 Устава).

Как следует из материалов дела, на земельном участке в кадастровом квартале между <данные изъяты> имеются загрязнения почвы в виде разливов нефтепродуктами.

Старшим государственным инспектором Пермского края по охране природы ФИО6 в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления на территории ЗАТО Звездный установлено, что на <данные изъяты>, примерно в <данные изъяты> м. по направлению в сторону ЗАТО Звездный на почве имеется четыре разлива нефтепродуктов. Разливы представляют собой углубления в почве (ямы) различных размеров, заполненных водой. На поверхности воды имеется черная густая масса с характерным запахом нефтепродуктов, что подтверждается соответствующей справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-17).

Решением Пермского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу оставлены без удовлетворения заявленные Пермским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах требования к администрации ЗАТО Звездный требования о признании незаконным бездействие администрации ЗАТО Звездный в части непринятия мер по возложению на виновников загрязнения и собственников земельного участка, расположенного между <данные изъяты> (в квартале южнее земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>), обязанности принять меры по устранению загрязнений (путём выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений, направления в суд исковых заявлений с требованием устранить выявленные нарушения) и привлечению указанных лиц к административной ответственности (путём направления материалов о выявленных нарушениях в органы, уполномоченные на возбуждение дел об административных правонарушениях в указанной сфере); о признании незаконным бездействие администрации МО ЗАТО Звездный в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в части принятия местных программ по охране земельного участка, расположенного между <данные изъяты> (в квартале <данные изъяты> южнее земельного участка с кадастровым номером ); о признании незаконным бездействие администрации МО ЗАТО Звездный в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в части принятия мер по ликвидации последствий загрязнения земельного участка, расположенного между котельной МУП ЖКХ «Гарант» и прудом на р. Юг (в квартале южнее земельного участка с кадастровым номером ); о признании незаконным бездействие администрации МО ЗАТО Звездный в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в части сбора и вывоза промышленных отходов с земельного участка, расположенного между <данные изъяты> (в квартале южнее земельного участка с кадастровым номером ); о возложении обязанности на администрацию МО ЗАТО Звездный до ДД.ММ.ГГГГ принять меры, которые обеспечат ликвидацию загрязнения земельного участка, расположенного между <адрес> (в квартале южнее земельного участка с кадастровым номером ) до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Приведенным решением суда, имеющим преюдициальное значение при разрешении заявленных истцом требований по настоящему делу, где участвуют те же лица, установлено, что земельный участок, на котором находятся мазутные отходы, расположенные между <данные изъяты> в квартале южнее земельного участка с кадастровым номером находится в границах ЗАТО Звездный, принадлежит на праве собственности Министерству обороны РФ, то есть относится к федеральной собственности, данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Так же не оспариваются обстоятельства, что мазутные отходы возникли от деятельности воинских частей в период их дислокации на территории ЗАТО Звездный.

Государственная инспекция по охране окружающей среды Пермского края по результатам обследования территории на предмет соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды составила акт обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ с выводами о наличии на земельном участке 5 луж, заполненных нефтепродуктами черного цвета густой консистенции, предположительно застарелым мазутом (л.д. 168-170).

По результатам совместной проверки Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края и прокуратуры природоохранного законодательства по факту загрязнения территории ЗАТО Звездный нефтепродуктами было составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ с выводом об оказании существенного воздействия на почву в виде загрязнения ее нефтепродуктами и необходимости работ по ее рекультивации.

Поскольку администрация ЗАТО Звездный не является собственником данного земельного участка, на нее не может быть возложена обязанность разработке, принятию и реализации программ по охране федерального земельного участка, что является расходным обязательством, не связанным с решением вопросов, отнесенных к полномочиям администрации ЗАТО Звездный, тогда как в силу положений п.п. 1, 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель. В связи с тем, что земельный участок является федеральным, то и разработка программы по его охране относится к полномочиям Российской Федерации, а не муниципалитета.

При таких обстоятельствах, поскольку загрязнения нефтепродуктами находятся на земельном участке, принадлежащем Министерству обороны РФ, относящемся к федеральной собственности, следовательно, на органы местного самоуправления городского округа не может быть возложена обязанность по их ликвидации за счет средств местного бюджета без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, что также следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 года № 26-П.

В решении суда от 17.08.2015 года установлено, что нефть и нефтепродукты не являются отходами, которые подлежат ликвидации администрацией ЗАТО Звездный в соответствии с положениями пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения городского округа относится лишь участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Нефть и нефтепродукты таковыми (твердыми коммунальными отходами) не являются.

Как следует из постановления Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), в рамках которых закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

По смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации в их истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (постановления от 14.05.2009 года № 8-П и от 05.03.2013 года № 5-П).

Законом - с соблюдением требований формальной определенности в разграничении соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов - на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения (т.е. имеющими, по сути, местное, коммунальное происхождение), если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

Истец в обоснование заявленного требования ссылается на те обстоятельства, что источником загрязнения земельного участка в кадастровом квартале являлась котельная, принадлежащая администрации ЗАТО Звездный, расположенная выше по склону, где осуществлялось и осуществляется хранение и использование нефтепродуктов.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих приведенные обстоятельства, истцом не представлено. Из ответа муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО Звездный «Гарант» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что котельная функционирует на газу с 1998 года (л.д. 167).

Совокупностью исследованных в ходе судебного заседания доказательств, в том числе постановлением Пермского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 172-173), сообщением Пермской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 175), ответом Прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 176-178) подтверждается, что загрязнение окружающей среды нефтепродуктами на территории ЗАТО Звездный произошло в результате деятельности воинских частей. Указанные загрязнения образовались в результате утечки мазута в середине 80-х годов с котельной и базы ГСМ. Загрязненный земельный участок Министерством обороны РФ муниципальному образованию не передавался.

Кроме того, как установлено решением суда ДД.ММ.ГГГГ, для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов установлен особый порядок.

    Требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду установлены Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 года № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

    Согласно пункту 1 приведенных Правил организация мероприятий производится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов.

    В соответствии с п. 9 Правил при обнаружении загрязнения нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды проводит расследование причин загрязнения.

Организации, на территории которых находятся источники такого загрязнения, должны организовать контроль и наблюдение за загрязненным объектом окружающей природной среды и его возможным влиянием на объекты жизнеобеспечения населения, а также осуществить необходимые мероприятия.

Работы по ликвидации загрязнения нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель, восстановления объектов окружающей природной среды, имеющими положительное заключение государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Организациями согласно пункту 1 Правил, осуществляющими переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов были войсковые части Министерства обороны Российской Федерации, а в настоящее время, в связи с их ликвидацией, само Министерство обороны Российской Федерации.

    С учетом установленных обстоятельств, в связи с тем, что к вопросам местного значения городского округа относится лишь организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, тогда как загрязнения нефтепродуктами к таковым отходам не относятся, а являются следствием деятельности воинских частей, находятся на земельном участке, принадлежащем Министерству обороны РФ (то есть находящимся в федеральной собственности), следовательно, на органы местного самоуправления городского округа не может быть возложена обязанность по их ликвидации за счет средств местного бюджета без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями. Поэтому суд правовых оснований для удовлетворения заявленных Пермским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах требований не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░ (░░░░░░░)

    ░░░░░ ░░░░░:

    ░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░░░

2-1587/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пермская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах
Ответчики
Администрация ЗАТО Звездный Пермского края
Другие
Голубцов Н.В.
Министерство Обороны РФ
Суд
Пермский районный суд
Судья
Степанова Мария Владимировна
07.04.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.04.2016[И] Передача материалов судье
12.04.2016[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.04.2016[И] Предварительное судебное заседание
04.05.2016[И] Судебное заседание
10.05.2016[И] Судебное заседание
16.05.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2017[И] Дело передано в архив
17.01.2017[И] Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее