Решение по делу № 2-89/2019 (2-2132/2018;) ~ М-2011/2018 от 11.09.2018

Дело №***                                                     23 января 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дзержинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Матусяк Т.П.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> об установлении факта нахождения на иждивении и признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Исковые требования обоснованы тем, что с **.**.**** ФИО3 состояла с ФИО1 в зарегистрированном браке. Супруги постоянно с 2002 года проживали по адресу: Санкт- Петербург, ш. Южное, <адрес>.

**.**.**** ФИО1 умер. Все указанное время и до смерти мужа истец находилась на обеспечении супруга. Заработок ФИО1 и его пенсия являлись основным и постоянным источником дохода в семье. Для ФИО3 этот доход был основным и постоянным источником к существованию. Доход истца на сегодняшний день состоит из пенсии 9173 рубля назначенной с 2012 года в соответствии со ст. 8 Федерального Закона от **.**.**** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Установление факта нахождения на иждивении истцу необходимо для реализации пенсионных прав - получения пенсии по потере кормильца.

Достаточным доказательством нахождения истца на иждивении супруга ФИО1, является сам факт оказания постоянной помощи иждивенцу, наличие у умершего с учетом его собственных нужд возможности оказывать помощь, которая являлась постоянной и выступала в качестве основного источника средств существования заявителя.

Получаемая истцом пенсия незначительная, составляет 9173 рубля, что меньше прожиточного минимума. При назначении пенсии по случаю потери кормильца по линии МВД РФ, размер предполагаемой пенсии, по состоянию на **.**.**** составил бы 15 564 рублей 70 копеек в месяц, что значительно больше получаемой истцом пенсии.

Истец ФИО3 просит суд установить факт нахождения ФИО3, **.**.**** года рождения на иждивении супруга ФИО1 **.**.**** года рождения, умершего **.**.****. Признать за ФИО3 право на получение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Законом РФ от **.**.**** №*** «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Представитель истца по доверенности ФИО6 в судебное заседание явился, заявленные требования поддерживает.

Представитель ответчика ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> по доверенности ФИО7 в судебное заседание явился, иск не признает, представил суду возражения, из которых следует, что при анализе искового заявления, с учетом требований, а также положений законодательства, подлежащих применению с позиции истца, ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абз. 1 ст. 29 Закона РФ от **.**.**** №*** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.

Как предусмотрено ст. 31 названного закона, члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.

При этом в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР №*** от **.**.**** «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение», в тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т.п., суду необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.

Таким образом, учитывая, что доход заявителя был выше прожиточного минимума в Санкт-Петербурге на день смерти супруга (который, в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от **.**.**** №*** по состоянию на 1 квартал 2015 года составлял 7924 рубля 60 копеек для пенсионеров), при этом доход ФИО1, хотя и был выше дохода заявителя, однако не являлся для заявителя основным источником средств к существованию, с учетом имеющегося у нее достаточного для жизни на территории Санкт-Петербурга заработка, ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> приходит к выводу о необоснованности доводов ФИО3

На сегодняшний день, доход заявителя составляет 9 173 рубля 91 копейка в месяц, что также выше величины прожиточного минимума в Санкт-Петербурге за II квартал 2018 года.

На основании вышеизложенного, просят суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации во <адрес> Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, представителя ответчика, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 и пункту 2 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависят возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст. 28 Закона РФ от **.**.**** N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ от **.**.**** N 4468-1, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении. Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи. Нетрудоспособными членами семьи считаются: а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей.

Согласно ст. 31 Закона РФ от **.**.**** N 4468-1, члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.

Положениями части 2 статьи 1 Федерального закона от **.**.**** N 247-ФЗ установлено, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что иждивенцами признаются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

    Из материалов дела усматривается, что **.**.**** между ФИО1 и ФИО8 был заключен брак, зарегистрированный ФИО2 <адрес> Комитета по делам ФИО2 Правительства Санкт-Петербурга (актовая запись 1754).

    **.**.**** ФИО1 умер.

    ФИО3 обратилась с заявлением в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по <адрес> и <адрес>, который, рассмотрев заявление ФИО3 разъяснил, что для назначения пенсии по случаю потери кормильца ей необходимо представить документы, в том числе и документы, подтверждающие нахождение членов семьи на иждивении умершего или решение суда.

    Из материалов дела усматривается, что ФИО1 являлся пенсионером МВД, размер его пенсии на момент его смерти составлял 21881 рубль 15 копеек.

    Кроме того, ФИО1 работал в ООО «ПожсервисПирант» и его совокупный доход с 2007 по 2012 год составил 777952 рубля 35 копеек, что подтверждается справкой №*** от **.**.****.

    ФИО3 с **.**.**** является получателем страховой пенсии по старости. Размер пенсии согласно справки №*** от **.**.****, выданной УПФР во <адрес> Санкт-Петербурга, на 2014 год составлял 7727 рублей 18 копеек, на 2015 год 8771рублей 09 копеек.

    До назначения пенсии по старости, ФИО3, согласно ее объяснений, длительное время не работала по состоянию здоровья.

    Допрошенные судом свидетели ФИО9, являющаяся дочерью супругов ФИО11, ФИО10, знакомая истца, сообщили суду, что ФИО11 жили одной семьей, ФИО11 длительное время до назначения пенсии не работала по состоянию здоровья, ее супруг ФИО1 имел хорошую пенсию и работал, ФИО3 находилась на его содержании, иных источников дохода не имела.

    Оснований не доверять объяснениям истца и показаниям указанных свидетелей у суда не имеется.

    Суд полагает необходимым учитывать, что в 2008 и 2009 году ФИО3 была установлена инвалидность третьей группы, в связи с чем, доводы истца о наличии у нее заболеваний, требующих дополнительных расходов, полагает обоснованными.

    Из указанного следует, что доходы умершего ФИО1 значительно превышали доходы его супруги, в связи с чем, он имел объективную возможность ее содержать. Доказательства, опровергающие утверждение истца о том, что помощь ФИО1 являлась для нее постоянным и основным источником средств к существованию, ответчиком не представлены, судом не установлены.

    Доводы возражений ответчика о том, что пенсия ФИО3 в настоящее время превышает прожиточный минимум, установленный для пенсионеров в Санкт-Петербурге, суд полагает не состоятельными, и не свидетельствующими о том, что пенсия и заработок ФИО1 не являлись для нее источником средств к существованию, а материальное содержание получаемое ФИО3 от своего супруга не являлось постоянным.

    Нуждаемость ФИО3 в дополнительных средствах, по мнению суда, подтверждается также и тем, что непосредственно после смерти супруга, **.**.**** она заключила со Сбербанком России кредитный договор на сумму 51020 рублей, взяв кредит на цели личного потребления.

С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что имеются предусмотренные законом условия, необходимые для признания ФИО3 находившейся на иждивении умершего ФИО1

    Возражения ответчика выводов суда не опровергают и не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ст. 194-198, 264 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Установить факт нахождения ФИО3, **.**.**** года рождения, на иждивении супруга ФИО1, **.**.**** года рождения, умершего **.**.****.

Признать за ФИО3 право на получение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Законом РФ от **.**.**** №*** «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                                      Т.П. Матусяк

2-89/2019 (2-2132/2018;) ~ М-2011/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ефремова Валентина Васильевна
Ответчики
Главное управление МВД России по СПб и ЛО
Другие
УПФРФ по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга
Суд
Дзержинский районный суд
Судья
Матусяк Татьяна Павловна
11.09.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2018[И] Передача материалов судье
13.09.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2018[И] Судебное заседание
08.11.2018[И] Судебное заседание
29.11.2018[И] Судебное заседание
13.12.2018[И] Судебное заседание
20.12.2018[И] Судебное заседание
23.01.2019[И] Судебное заседание
01.03.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее