Судья - Вязовская М.Е.
Дело №33-11727
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Ивановой Т.В., судей Швецова К.И. и Стрельцова А.С., при секретаре Кирьяновой О.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 11 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе КАСИМОВА М.Б., НАЗМУТДИНОВА А.М., ТОС «Городские горки» на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 12 сентября 2013 года, которым постановлено. –
исковые требования указанных лиц, предъявленные к Горбуновой И.В., Амбражевич М.Л., Чувашовой Ю.А., о признании недействительными: протокола собрания совета ТОС «Городские горки» от 15.02.2013 года, проведённой 28.02.2013 года отчетной конференции ТОС «Городские горки» и принятых в ходе её проведения решений оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Швецова К.И., пояснения: истца Касимова М.Б., представителя ТОС «Городские горки», действующего по доверенности - Лазукова И.Г.; представителя ответчицы Горбуновой И.В., действующего по доверенности - Южакова В.Ю.; третьих лиц Коломеец В.Н. и Лысаковой В.П., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ТОС «Городские горки», Касимов М.Б., Назмутдинов A.M. обратились в суд с иском к Горбуновой И.В., Амбражевич М.Л., Чувашовой Ю.А. о признании недействительными: протокола собрания совета ТОС «Городские горки» от 15.02.2013 года, проведённой 28.02.2013 года отчетной конференции ТОС «Городские горки» и принятых в ходе её проведения решений.
В обоснование своих требований истцы указали, что 28 февраля 2013 года состоялась ежегодная отчётно - выборная конференция Территориального общественного самоуправления (ТОС) «Городские Горки» в Мотовилихинском районе города Перми. На конференции заслушивались отчёты о работе ТОС «Городские Горки» и его ревизионной комиссии, отчёт депутата Пермской городской Думы Горбуновой И.В.; выносились на обсуждение вопросы о внесении изменений в Устав ТОС «Городские Горки», о ротации в составе указанного ТОС и сформированной ревизионной комиссии. По всем вопросам, вынесенным на повестку дня, 28.02.2013 года приняты незаконные решения, поскольку сама конференция проведена незаконно в связи с существенным нарушением порядка её созыва и проведения, предусмотренного Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 23.01.2008 № 26; Уставом Территориального общественного самоуправления (ТОС) «Городские Горки» в Мотовилихинском районе города Перми.
Исходя из содержания протокола собрания совета ТОС «Городские Горки» от 15.02.2013 года, проводимого по вопросам повестки дня «подготовка к отчетной конференции» и «утверждение повестки конференции», председательствовала на собрании и подписала указанный протокол Горбунова И.В., не обладающая соответствующими полномочиями, к тому же не являющаяся членом совета ТОС «Городские Горки». В связи с этим собрание совета ТОС «Городские Горки» от 15.02.2013 года проведено незаконно и незаконным в свою очередь является принятое на нём решение о проведении оспариваемой конференции.
Предыдущая конференция жителей ТОС «Городские Горки» в Мотовилихинском районе города Перми состоялась 26 января 2012 года. В связи с этим оспариваемая конференция должна была проводиться по истечении календарного года и одного месяца с момента проведения предыдущей, т.е. с 26 февраля 2013 года (нарушен срок проведения конференции). Дополнительное право назначения срока и места проведения ежегодной конференции, в соответствии с действующими нормативными положениями принадлежит только главе администрации Мотовилихинского района города Перми. Соответственно все решения, принятые в ходе проведения оспариваемой конференции, являются незаконными.
Конференция жителей ТОС «Городские Горки» в Мотовилихинском районе города Перми правомочна, если в её работе принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях жителей делегатов. Согласно протоколу от 28.02.2013 года по так называемому отчету мандатной комиссии число избранных делегатов конференции составляет 150 человек, из них присутствовало на ней 77 делегатов, что не соответствует указанному нормативу (конференция неправомочна была принимать любые решения). С отчётом мандатной комиссии выступила С., сообщив о проверенном списке делегатов отчетной конференции ТОС «Городские Горки». Однако, исходя из распоряжения главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от 07.07.2011 № СЭД-07-05-181 «О подготовке отчетно-выборной конференции территориального общественного самоуправления «Городские Горки», С. в состав созданной мандатной комиссии не входит, а потому не имела права определять кворум конференции и выступать с отчетом от имени мандатной комиссии. При отсутствии на конференции мандатной комиссии и кворума для её проведения она вообще не могла проводиться.
Жители микрорайона, не избранные делегатами конференции, могут участвовать в её работе с правом совещательного голоса. Порядок такого участия определяет совет ТОС и доводит его до сведения жителей. Право присутствия иных лиц определяется голосованием простым большинством. делегатов от числа присутствующих. Касимов М.Б. и Назмутдинов A.M., как проживающие в микрорайоне «Городские Горки», изъявили желание воспользоваться указанным выше правом, однако этому воспрепятствовали ответчики, которые вынесли данный вопрос на голосование, состоявшееся не в пользу истцов.
Согласно протоколам собраний жителей о выдвижении делегатов на конференцию, представленным суду для обозрения, подтверждены полномочия 60-ти присутствующих на конференции делегатов. Не представлены протоколы на делегатов: А.,Б.,В.,В1.,Г.,К.,Н.,О.,П.,Р.,Р1.,С.,С1.,Т.,Ч.,Ш.,Ш1. по неизвестной причине. Не подтверждёнными оказались полномочия 38 делегатов. По причине отсутствия кворума собрания жителей по выдвижению делегатов на конференцию (ничем не подтверждено указанное количество присутствующих на собрании жителей) данные собрания также подлежат признанию недействительными, что является дополнительным основанием для удовлетворения исковых требований.
При совокупности изложенных выше обстоятельств кворум оспариваемой конференции, проведённой 28.02.2013 года, составил 10,67 % от общего числа принимавших участие в конференции делегатов, что значительно ниже нормативного, установленного для правомочности принимаемых на ней решений.
В ходе разбирательства дела судом первой инстанции истцы настаивали на удовлетворении своих требований, опираясь на изложенные выше обстоятельства. Ответчики иск не признали, т.к. считают, что все оспариваемые истцами решения, а также проведение 28 февраля 2013 года ежегодной отчётно - выборной конференции Территориального общественного самоуправления (ТОС) «Городские Горки» в Мотовилихинском районе города Перми соответствуют требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 23.01.2008 № 26 и Уставом Территориального общественного самоуправления (ТОС) «Городские Горки» в Мотовилихинском районе города Перми.
Мотовилихинским районным судом г. Перми постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционной жалобе ТОС «Городские горки», Касимов М.Б. и Назмутдинов A.M., полагая, что суд пришёл к ошибочньм выводам, которые противоречат обстоятельствам дела, и не применил нормы материального права, подлежащие применению к сложившимся правоотношениям сторон.
Как и в ходе разбирательства дела в районном суде, истцы в качестве оснований для признания недействительными протокола собрания совета ТОС «Городские горки» от 15.02.2013 года, проведённой 28.02.2013 года отчетной конференции ТОС «Городские горки» и принятых в ходе её проведения решений указывают:
отсутствие лица, уполномоченного проводить собрание совета ТОС «Городские горки», в том числе принимать участие в его организации (ответчица Горбунова И.В. не является, ни членом совета ТОС, ни делегатом, ни жителем микрорайона «Городские горки»;
нарушение процедуры и условий проведения собрания совета ТОС «Городские горки», установленных Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 23.01.2008 № 26, и Уставом Территориального общественного самоуправления (ТОС) «Городские Горки» в Мотовилихинском районе города Перми;
отсутствие правовых оснований для созыва и проведения 28.02.2013 года отчетной конференции ТОС «Городские горки», кворума для работы и принятия решений на данной конференции;
воспрепятствование участию Касимова М.Б. и Назмутдиновау A.M. в проведении конференции с правом совещательного голоса.
Вместе с тем истцы считают, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с ошибочностью содержащихся в нём выводов об участии в деле ненадлежащих истцов и ответчиков; включением в число делегатов конференции лиц, не избиравшихся таковыми и не участвовавших в её работе; неизвещением истца Назмутдинова A.M. о времени и месте рассмотрения дела 12.09.2013 года; неназначением судебной физико-химической экспертизы для установления давности изготовления петиционных листов к протоколам избрания делегатов с целью подтверждения существенных нарушений в работе оспариваемой конференции.
Судебная коллегия, проверив по доводам жалобы законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом требований (статья 327.1 ГПК РФ), не находит оснований для его отмены.
Органами местного самоуправления, согласно закреплённому в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понятию, являются органы, избираемые непосредственно населением, и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделённые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В пункте 2 статьи 1 и пункте 1 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее -Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) указано, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Одной из форм непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления на территории Российской Федерации является их участие в территориальном общественном самоуправлении.
В соответствии с пунктами 1 - 4, 8 и 11 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории, представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории, и выполняют иные функции, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи закона.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
С учётом приведённых выше норм федерального законодательства к органам местного самоуправления относятся органы, образуемые представительным органом муниципального образования для решения вопросов местного значения. В их числе и территориальное общественное самоуправление (ТОС) «Городские Горки» как одна из форм непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС, представляющих интересы населения, проживающего на соответствующей территории.
Порядок организации и осуществления деятельности ТОС «Городские Горки» урегулирован Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 23.01.2008 № 26 (представительный орган муниципального образования «Город Пермь»).
Органом, управляющим деятельностью ТОС «Городские Горки», является созданный в соответствии с законом - совет ТОС «Городские горки».
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о предъявлении ТОС «Городские горки», Касимовьгм М.Б. и Назмутдиновым A.M. исковых требований к ненадлежащим ответчикам Горбуновой И.В., Амбражевич М.Л., Чувашовой Ю.А. является правильным.
Ответчики не могут быть признаны лицами, нарушившими права или законные интересы истцов, поскольку не относятся ни к представительным, ни к исполнительным органам территориального общественного самоуправления (ТОС) «Городские Горки», занимающимся организацией и осуществлением местного самоуправления (принятием в связи с этим необходимых решений) в жилом микрорайоне Мотовилихинского района г.Перми.
Статей 245 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) суду общей юрисдикции предоставлены полномочия по рассмотрению дел, возникающих из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Настоящее заявление рассматривается судом с участием руководителя или представителя органа местного самоуправления, решения, действия (бездействие) которых оспариваются (часть 1 статьи 257 ГПК РФ).
Ответчики Горбунова И.В., Амбражевич М.Л. и Чувашова Ю.А., не принимавшие оспариваемых решений, не ответственные за проведение собрания совета ТОС «Городские горки» и его отчетной конференции не подлежат признанию субъектами спорных правоотношений.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования ТОС «Городские горки», Касимова М.Б. и Назмутдинова A.M. районным судом правомерно оставлены без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы о неизвещении истца Назмутдинова A.M. о времени и месте рассмотрения дела 12.09.2013 года (объявлялся перерыв в судебном заседании), об отсутствии у суда оснований для отказа в назначении по делу физико-химической экспертизы судебная коллегия признаёт несостоятельными, т.к. они опровергаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 199 и 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу КАСИМОВА М.Б., НАЗМУТДИНОВА А.М., ТОС «Городские горки» на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 12 сентября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: