Решение от 21.04.2015 по делу № 2-235/2015 от 27.03.2015

Дело № 2-235/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Старица 21 апреля 2015 года

Старицкий районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи: Осипова П.В.,

при секретаре: Рогачёвой О.М.,

с участием:

помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Суворовой Е.С.,

представителя ответчика Чурилова Н.В.,

представителя третьего лица Министерства лесного хозяйства Тверской области - Русовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Старица исковое заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к Тверскому областному общественному учреждению охотников и рыболовов «Берново» о признании незаконным использования лесных участков для нужд охотничьего хозяйства, запрете деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с названным выше заявлением.

В обоснование заявления указал, что основанием для предъявления иска послужила проверка исполнения законодательства в сфере охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. В ходе проверки установлено, что Тверское областное общественное учреждение охотников и рыболовов «Берново» (далее ТООУОиР «Берново») осуществляет пользование объектами животного мира на основании охотохозяйственного соглашения, заключенного с Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области, согласно которому определены границы охотничьих угодий, в состав которых входят в том числе и лесные участки, а именно квартал 153 выдел 14 Луковниковского участкового лесничества Старицкого лесничества площадью 1,0 га., квартал 147 выдел 20 Луковниковского участкового лесничества Старицкого лесничества площадью 1,0 га. Однако, ТООУОиР «Берново», осуществляет пользование объектами животного мира с нарушением требований Лесного Кодекса РФ, ФЗ РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акта РФ», Закона Тверской области от 03.11.2011 №71-ЗО «О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в Тверской области», поскольку с момента заключения соглашения, договор аренды лесных участков земель государственного лесного фонда охотпользователь не заключил. В связи с этим, прокурор просил признать незаконным использования лесных участков для нужд охотничьего хозяйства, запретить на них деятельность до разработки проекта освоения лесов и получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица, Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

При таких обстоятельствах, учитывая мнения сторон и руководствуясь положениями ст. 167 УПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика ТООУОиР «Берново» исковые требования не признал, пояснил, что выявленные проверкой нарушения действительно имеются, однако в настоящее время заключить требуемые договора не представляется возможным ввиду изменения порядка их заключения.

Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Тверской области - Русова М.А., пояснила, что ТООУОиР «Берново» пользуется двумя гектарами лесных земель, на них размещены устройства для кормления животных.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела ТООУОиР «Берново» на территории Старицкого района Тверской области осуществляет деятельность по пользованию животным миром в виде охоты.

Ранее деятельность осуществлялась на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от ДД.ММ.ГГГГ серии и договора о предоставлении территории для осуществления пользования животным миром № года, заключенного с Администрацией Тверской области.

В настоящее время деятельность осуществляется на основании охотохозяйственного соглашения ., заключенного с Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области.

Согласно данного документа определены границы охотничьих угодий ТООУОиР «Берново»: северная граница – от пересечения дороги Минино-Гудково с административной границы Старицкого и Торжокского районов, по административной границе Старицкого и Торжокского районов до пересечения с рекой Нашига; восточная граница - от пересечения административной границы Старицкого и Торжокского районов с рекой Нашига по административной границе Старицкого и Торжокского районов до пересечения с автодорогой Берново-Богатьково; южная граница – от пересечения административной границы Старицкого и Торжокского районов с автодорогой Берново-Богатьково по автодороге через населенные пункты Щелкачево, Берново, Подсосенье, Глазуново, Малинники до моста через реку Тьма; западная граница – от моста через реку Тьма вверх по течению реки Тьма до пересечения с дорогой Ацинориха-Никольское, далее по дороге через населенные пункты Никольское, Сетки, Минино до пересечения с административной границей Старицкого и Торжокского районов. Площадь охотничьих угодий составляет 10,0 га. В границах охотничьих угодий имеются лесные участки, а именно квартал 153 выдел 14 Луковниковского участкового лесничества Старицкого лесничества площадью 1,0 га., квартал 147 выдел 20 Луковниковского участкового лесничества Старицкого лесничества площадью 1,0 га.

На предоставленной территории земель лесного фонда ТООУОиР «Берново» обустроило и эксплуатриует 4 солонца, проводятся мероприятия по охране охотничьих угодий от браконьерства, осуществляется охота.

Данные факты сторонами не оспариваются.

Отношения в области использования объектов животного мира и лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства регулируются Федеральными законами «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, «О животном мире» от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ, «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ, Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.

Статьей 25 Федерального закона «Об охоте. .. « предусмотрено, что для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.

Под охотхозяйственным соглашением, в соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об охоте. ..», понимается договор, по которому одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Указанные контракты заключаются по результатам аукциона, проводимого в порядке, определенном ст. 28 названного Закона.

В обозначенном соглашении подлежат обязательному закреплению в качестве его условий: обязательства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов; обязательство юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство.

Последнее из приведенных мероприятий, в силу ч.ч. 12, 13 Федерального закона «Об охоте. ..», п.п. 2 и 3 Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 559, выполняется в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направлено на обеспечение осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья, определяющая мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры.

Согласно ч. 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

Положение о необходимости оформления договора аренды содержалось и в прежней редакции Лесного кодекса РФ (ч. 5 ст. 36), действовавшей до 1 апреля 2010 года.

Согласно ст.8 Закона Тверской области от 03.11.2011 №71-ЗО «О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в Тверской области», лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с законодательством. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым предоставлены лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, осуществляют мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в соответствии с лесным законодательством, лесохозяйственным регламентом лесничества, проектом освоения лесов, охотхозяйственным соглашением и договором аренды лесного участка.

Однако, из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что ТООУОиР «Берново», в нарушении вышеуказанных требований закона не заключило каких-либо договоров аренды лесных участков, на которых у общества расположены объекты охотничьей инфраструктуры (кормушки, солонцы, галичники и др.), плату за их пользование не вносит.

Данное бездействие нарушает один из основополагающих принципов лесного законодательства – принцип платности использования лесов.

При этом, суд находит несостоятельным довод представителя ответчика о том, что договор не может быть заключен ввиду изменения порядка предоставления земель лесного фонда в аренду, поскольку сам по себе данный факт обязанности заключить договор аренды не устраняет.

Согласно ст. ст. 1, 2 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, требования прокурора о необходимости выполнить указанные действия прямо вытекают из содержания вышеуказанных требований законодательства, являются обоснованными и подлежат удовлетврению.

При таких обстоятельствах, избранный прокурором способ защиты – присуждение к исполнению обязанности в натуре, позволит достигнуть цели восстановления нарушенных прав и соблюдения общественных интересов, неопределенного круга лиц, в связи с чем суд полагает, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░» , ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 153 ░░░░░░ 14 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1,0 ░░., ░░░░░░░░ 147 ░░░░░░ 20 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1,0 ░░., ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░» , ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░<░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 153 ░░░░░░ 14 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1,0 ░░., ░░░░░░░░ 147 ░░░░░░ 20 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1,0 ░░., ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

2-235/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Тверское областное общественное учреждение охотников и рыболовов "Берново"
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области
Министерство лесного хозяйства
Суд
Старицкий районный суд Тверской области
Дело на сайте суда
staricky.twr.sudrf.ru
27.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2015Передача материалов судье
31.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2015Судебное заседание
22.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2015Дело оформлено
21.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее