№
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 августа 2011 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Середа А.Н., при секретаре судебного заседания Мусаелян В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Арзамасцевой Марии Станиславовны к Министерству образования и науки республики Адыгея, Администрации МО «Город Майкоп» о взыскании субсидии на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Арзамасцева М.С. обратилась в Майкопский городской суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки республики Адыгея, Администрации МО «Город Майкоп» о предоставлении жилого помещения. При этом пояснив, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением суда мать лишена родительских прав, отец неоднократно судим. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено о том, что на момент достижения 18 летнего возраста являлась лицом, оставшимся без попечения родителей. До настоящего времени не имеется жилого помещения. Состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации МО «Город Майкоп» с 20.05.2011 года в списке граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом 1 человек. На основании изложенного, просит суд обязать ответчиков предоставить жилое помещение.
04.08.2011 года истец уточнил заявленные требования, просил суд взыскать с ответчиков безвозмездную ссуду на приобретение жилого помещения в размере 686400 рублей.
В судебное заседание истица не явилась, представитель истца Сайфутдинов Ф.В. уточнил заявленные требования, взыскать с администрации МО «Город Майкоп» и Министерства образования и науки Республики Адыгея в субсидиарном порядке социальную выплату в размере 707 850 рублей, из расчета на день рассмотрения искового заявления.
Представитель Министерства образования и науки Республики Адыгея – Самоквитова Л.В. полагает, что истец обладает статусом и ему должны предоставить либо жилое помещение, либо социальную выплату на приобретение жилого помещения денежные средства, но вопросы признания нуждающейся и предоставлении жилого помещения не входит в компетенцию министерства.
Представитель Администрации МО «Город Майкоп» Божкова Ю.В. в судебном заседании полагает иск не подлежащим удовлетворению, они не могут предоставлять за счет средств администрации, субсидия должна быть предоставлена за счет денежных средств выделяемых на эти цели.
Выслушав доводы лиц участвующих по делу, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленное исковое требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, Арзамасцева М.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженка <адрес>а <адрес>. <данные изъяты>. Решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен юридический факт того, что Арзамасцева М.С. на момент достижения возраста 18 лет является лицом, оставшимся без попечения родителей.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что истица обладает статусом граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и у администрации МО «город Майкоп» не было оснований для отказа в постановки истицы на учет для улучшения жилищных условий в соответствии с ФЗ РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу ст.40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона на основании ФЗ РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно представленной выписки из протокола № 19 Арзамасцева М.С. включена в список предоставления жилого помещения в списке граждан из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, составом семьи один человек с 20.05.2011 года и список претендентов и получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
Ст. 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 г. № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.
Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.
На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ).
На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств. Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.
Согласно статье 158 БК РФ Главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.
Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Главным распорядителем указанных расходов согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. № 74 является Министерство образования и науки Республики Адыгея.
Из материалов дела и пояснений представителя Министерство образования и науки Республики Адыгея, что в 2011 года городу администрации МО «Город Майкоп» от Министерства образования направлены средства республиканского и федерального бюджета для осуществления государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой и попечительством. В связи с изложенным, суд полагает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея несет субсидиарную ответственность по настоящему иску.
В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. № 74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.
Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
Пунктом 10 этого же Порядка по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.
Согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 23 июня 2011г.N299 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2011 года» утверждена среднерыночная стоимость 1 кв.м. по Республике Адыгея в размере 21 450 руб.
Согласно представленным материалам дела состав семьи истицы 1 человек. При таких обстоятельствах размер социальной выплаты для приобретения жилья в отношении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи из 1 человек составит 707 850 руб. (33 м2*21 450 руб.), которая и подлежит взысканию в пользу истца с администрации МО «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций.
Учитывая изложенное, суд полагает иск Арзамасцевой М.С. о взыскании социальной выплаты на приобретение жилого помещения подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Арзамасцевой Марии Станиславовны к Министерству образования и науки республики Адыгея, Администрации МО «Город Майкоп» о взыскании субсидии на приобретение жилья, удовлетворить.
Взыскать с администрации Муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Арзамасцевой Марии Станиславовны, за счет субвенций предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций, социальную выплату в размере 707 850 рублей на приобретение жилья.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий - подпись А.Н. Середа