Гражданское дело № 2 - 1399/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2018 года г. Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего федерального судьи Кирилиной И. Н.,
при секретаре Львовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению МУ «Администрация Дмитровогорского сельского поселения Конаковского района Тверской области», в интересах <данные изъяты> Козловой Т.М., к МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» МО «Дмитровогорское сельское поселение», Филиалу ПАО МРСК «Центра – Тверьэнерго», ПАО МРСК «Центра», третьи лица МБОУ «СОШ» с. Дмитрова Гора, МБОУ детский сад № с. Дмитрова Гора о возложении обязанности на ПАО МРСК Центра – Тверьэнерго возобновить и осуществлять поставку электрической энергии на котельную,
установил:
В Конаковский городской суд Тверской области обратилась МУ «Администрация Дмитровогорского сельского поселения Конаковского района Тверской области» с требованиями обязать ПАО МРСК Центра – Тверьэнерго возобновить и осуществлять поставку электрической энергии для МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» на котельную, расположенную по адресу: Тверская область, Конаковский район, Дмитровогорское сельское поселение, с. Дмитрова Гора в объемах, предусмотренных договором от 29.06.2017 г. №1225020.
Требования обоснованы тем, что Конаковской межрайонной прокуратурой проведена проверка по вопросу правомерности действий ПАО МРСК Центра-Тверьэнерго, связанных с введением 100% ограничения поставки электроэнергии на котельную МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» МО «Дмитровогорское сельское поселение», расположенную по адресу: Тверская область, Конаковский район, Дмитровогорское сельское поселение, с. Дмитрова Гора.
На основании договора аренды муниципального имущества от 01.01.2017 года и акта приема-передачи к нему от 01.01.2017 года МУ «Администрация Дмитровогорского сельского поселения» передана МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» МО «Дмитровогорское сельское поселение» вышеуказанная котельная.
Распоряжением Главы Администрации Дмитровогорского сельского поселения от 26.09.2018 года № 23 директору МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» МО «Дмитровогорское сельское поселение» предписано подключить к отоплению объекты жилья, здравоохранения, соцкультбыта, детские дошкольные учреждения, школы с. Дмитрова Гора Конаковского района Тверской области с 01.10.2018 года. В ходе проверки, установлено, что на указанных котельных также отсутствует электроснабжение.
В соответствии с п. 3.4.1. договора энергоснабжения от 29.06.2017 года
№ 1225020 ПАО МРСК Центра-Тверьэнерго обеспечивает передачу электрической энергии в точки поставки Потребителя, в том числе и на котельную МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» (Согласно приложения № 3 к договору).
Условиями договора энергоснабжения от 29.06.2017 года
№ 1225020 не определен механизм подачи электроэнергии, позволяющий вырабатывать и подавать отопление абонентам (жителям многоквартирных домов), не имеющих задолженности по их оплате.
Согласно уведомления ПАО МРСК Центра-Тверьэнерго от 21.06.2018
№ МР1-ТВ/14-2/6761 в связи с задолженностью МУП ЖКХ Дмитрова Гора отключение электроэнергии на котельной произведено 17.08.2018 года.
Ресурсоснабжающая организация МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» для собственных нужд тепловую энергию не использует, то есть ответчиками произведено прекращение поставки энергетических ресурсов иным абонентам.
Условиями договора энергоснабжения от 29.06.2017 года
№ 1225020, заключенного между ПАО МРСК Центра-Тверьэнерго и МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» не определено в каких именно случаях ПАО МРСК Центра-Тверьэнерго вправе приостановить либо прекратить подачу электроэнергии, а также не определен механизм отключения подачи электроэнергии, позволяющий вырабатывать и подавать тепло абонентам, не имеющим задолженности по их оплате, поскольку электроэнергия является необходимым элементом технологического процесса подачи тепла в жилые дома, образовательные учреждения и прекращение его подачи исключает возможность обеспечения теплом, своевременно и добросовестно вносящих оплату за потребляемую услугу.
МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» для собственных нужд тепловую энергию не использует.
Предоставление услуги по теплоснабжению осуществляется МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» в МБОУ СОШ с. Дмитрова Гора и МБДОУ детский сад № 1 с. Дмитрова Гора на основании договоров № 11 от 01.01.2018 года и № 13 от 01.01.2018 года.
Таким образом, ПАО МРСК Центра-Тверьэнерго произведено прекращение поставки энергетических ресурсов иным абонентам, в том числе <данные изъяты> Козловой Т.М., не имеющей задолженности за поставляемы коммунальные услуги.
Учитывая, что между ПАО МРСК Центра-Тверьэнерго и
МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» не достигнуто соглашение об обеспечении подачи добросовестным потребителям энергетического ресурса в необходимом для них объеме, ответчик не вправе был в одностороннем порядке ограничивать и прекращать поставку электроэнергии.
ПАО МРСК Центра-Тверьэнерго является единственным посредником по передаче электроэнергии, у которого МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» технологически может приобретать электрическую энергию. МУП ЖКХ Дмитрова Гора не имеет возможности для использования других топливно-энергетических ресурсов для выработки тепла на котельных, что должно учитываться при определении их действии по прекращению электроснабжения, как злоупотребления правом.
МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» признает имеющуюся перед ПАО МРСК Центра-Тверьэнерго задолженность. Действующее законодательство не лишает права ответчика взыскать указанную задолженность в судебном порядке. Прекращение поставки электроэнергии, как мера, направленная на защиту прав, является ненадлежащим способом защиты, так как противоречит указанным нормам закона.
Обязательность горячего и холодного водоснабжения и отопления в жилищном фонде, предусмотрена действующим законодательством.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.
Согласно п.13, 14 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п.п. «в» п. 3 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
На основании п.п. 121, 122 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил (авария, чрезвычайная ситуация и т.д.).
Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:
а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
То, что тепло поставляется гражданам-потребителям опосредованно, не является достаточным основанием для лишения их права на получение услуги надлежащего качества.
То, что тепло поставляется в указанные учреждения опосредованно, не является достаточным основанием для лишения граждан, находящихся в данных учреждениях права на получение образовательной услуги надлежащего качества, соответствующей санитарно-эпидемиологическому законодательству.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в осуществляемой ими деятельности обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 30 марта 1999 года
№52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Обязательность отопления в образовательных учреждениях установлена Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (п. 8.1), Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (п. 9.1).
Более того, как указывалось выше, несоблюдение названных требований дает основание для приостановления деятельности таких учреждений, что повлечет нарушение прав граждан на образование, гарантированные ст.41 и ст.43 Конституции РФ.
То, что тепло поставляется в указанные учреждения опосредованно, не является достаточным основанием для лишения граждан, находящихся в данных учреждениях права на получение образовательной услуги надлежащего качества, соответствующей санитарно-эпидемиологическому законодательству.
Предоставление услуги по теплоснабжению осуществляется МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» в МБОУ СОШ с. Дмитрова Гора и МБДОУ детский сад № 1 с. Дмитрова Гора на основании договоров № 11 от 01.01.2018 года и № 13 от 01.01.2018 года.
В силу Закона РФ от 07 февраля 1997 года №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, потребителем является не только то лицо, которое непосредственно состоит в договорных отношениях с продавцом, но и то, которое использует товар, работу, услугу для определенных законом целей.
Статьей 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» предоставляется право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков услуги, любому потерпевшему независимо от того состоял он в договорных отношениях с ресурсоснабжающей организацией или нет. Отсутствие договорных отношений между ответчиками и гражданами потребителями не может служить основанием для нарушения прав законных интересов последних, в том числе <данные изъяты> Козловой Т.М..
Таким образом, на основании вышеуказанных нормативных правовых актов граждане, потребляющие тепловую энергию для бытовых нужд относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке при задолженности по оплате за потребленную энергию, а приостановление или ограничение подачи тепловой энергии не должно нарушать права и законные интересы других потребителей, которые своевременно оплачивают потребленную тепловую энергию. Потребителями также являются граждане, получающие медицинские и образовательные услуги.
Состав, обучающихся в образовательном учреждении также не является постоянным.
Согласно ст.17 Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-I «О защите прав потребителей» гражданин, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, признается потребителем. Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями услуг, регулируются названным законом, который в статье 17 устанавливает, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора, а также если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
В условиях сорванного отопительного сезона, прохождение учебного года в образовательном учреждении, отсутствие теплоснабжения может привести к тяжким последствиям.
В ходе рассмотрения гражданского дела к участию в деле в качестве соистца привлечена Козлова Т.М., в качестве соответчика привлечено ПАО МРСК «Центра».
Истец МУ «Администрация Дмитровогорского сельского поселения Конаковского района Тверской области» в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, обратились с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заявленные исковые требования поддерживают.
Истец Козлова Т.М. в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка.
Ответчик филиал ПАО МРСК Центра – Тверьэнерго в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка.
Согласно ранее представленному письменному отзыву, Федеральный закон № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», принятый 3 ноября 2015 года (далее - Закон № 307-ФЗ), вступил в силу в полном объеме с 1 января 2016 года. Закон № 307-ФЗ направлен на повышение платежной дисциплины путем совершенствования существующего порядка и создания новых механизмов воздействия на потребителей, покупателей энергетических ресурсов (газа, электрической энергии, тепловой энергии), услуг по водоснабжению и водоотведению и потребителей услуг по передаче электрической энергии, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязанность по оплате таких ресурсов и услуг.
Одним из способов повышения платежной дисциплины является ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами потребителей, которые не исполняют своих финансовых обязательств.
Закон № 307-ФЗ внес изменения, связанные в числе прочего с так называемыми «неотключаемыми» потребителями электрической энергии и с частичным ограничением как обязательным этапом процедуры.
Также Правительством Российской Федерации было принято постановление от 24 мая 2017 года № 624 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ» (далее - Постановление № 624), вступившее в силу 29 сентября 2017 года.
Кроме того, порядок ограничения режима потребления электрической энергии регулируется:
-Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике);
-Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 (далее - Основные положения функционирования розничных рынков);
-Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 (далее - Правила ограничения);
-Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861;
Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года № 24.
Законом об электроэнергетике предусмотрены специальные условия деятельности на рынках электрической энергии потребителей, отдельно выделяемых как «потребители электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям», и которые для упрощения именуются по тексту «неотключаемыми» потребителями.
Тем не менее, употребление такого категоричного термина призвано лишь выделить данный класс потребителей с учетом их особенностей означает фактической невозможности применения к ним ограничения режима потребление.
В силу нормы статьи 38 Закона об электроэнергетике категории неотключаемых» потребителей определены Правилами ограничения, к таким потребителям относятся: государственные органы, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии, а также организации связи - в отношении объектов сетей связи; организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов; угольные и горнорудные предприятия - в отношении объектов вентиляции, водоотлива и основных подъемных устройств, а также метрополитен - в отношении объектов, используемых для обеспечения перевозки пассажиров; воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы охраны Российской Федерации; учреждения, исполняющие уголовные наказания, следственные изоляторы, образовательные организации, предприятия и органы уголовно-исполнительной системы; федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами; организации, выполняющие государственный оборонный заказ с использованием объектов производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, - в отношении таких объектов; организации железнодорожного, водного и воздушного транспорта - в отношении объектов систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также субъекты электроэнергетики - в отношении диспетчерских центров субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и центров управления объектами электросетевого хозяйства.
Правилами ограничения предусмотрено, что частичное ограничение возможно только в отношении очень узкого перечня потребителей, введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении которых требует этапности.
К потребителям, в отношении которых может быть введено частичное ограничение, относятся «неотключаемые» потребители и потребители, которые по тем или иным причинам не попали в такую категорию, но имеют акт согласования технологической и (или) аварийной брони.
Ограничение режима потребления различается по исполнителю: ограничение может вводиться сторонней организацией (как правило, сетевой организацией), и потребитель может самостоятельно сократить или вовсе прекратить потребление электрической энергии.
Безусловная обязанность самоограничения призвана обеспечить введение ограничения режима потребления в отношении тех потребителей, ограничение подачи электрической энергии которым затруднительно или невозможно.
В случае, если возникли основания для введения ограничения режима потребления, потребитель, получивший соответствующее уведомление, обязан ограничить свое потребление самостоятельно в срок, указанный в этом уведомлении.
Ограничение режима потребления может быть инициировано различными лицами в зависимости от возникновения соответствующего основания: гарантирующим поставщиком, сетевой организацией, любым лицом, к объектам электросетевого хозяйства которого подключен потребитель, сам потребитель может направить заявление с просьбой ввести ограничение в отношении его устройств при наличии такой необходимости, если у него отсутствует возможность введения ограничения самостоятельно.
В определенный момент времени перед инициатором возникает задолженность по оплате электрической энергии или услуг, он фиксирует наличие основания для введения ограничения и направляет потребителю уведомление о введении в отношении него ограничения режима потребления.
В уведомлении указывается дата введения полного ограничения режима потребления. При этом она должна наступить не ранее истечения 10 дней с даты уведомления потребителя.
В уведомлении, кроме даты, указываются также размер задолженности, сведения, позволяющие идентифицировать потребителя, перечень точек поставки и прочие сведения, перечисленные в Правилах ограничения.
ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тверьэнерго» направило в адрес МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии.
Если потребителем до даты полного ограничения, указанной в уведомлении, не будет погашена задолженность и процедура не будет остановлена, исполнитель обязан ввести полное ограничение режима потребления со своих объектов электросетевого хозяйства в дату, указанную в полученном им уведомлении.
При введении ограничения исполнителем составляется соответствующий акт (Акт о введении ограничения режима потребления составлен 17.08.2018 г.).
В соответствии с Законом № 307-ФЗ стало возможным полное ограничение режима потребления абсолютно для всех видов потребителей, в том числе «неотключаемых». Такие потребители ограничиваются после проведения ими мероприятий, обеспечивающих готовность к введению полного ограничения режима потребления.
В соответствии с пунктом 16 Правил ограничения потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (п. 16 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.05.2017 № 624).
Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.
Согласно пункту 16(1) Правил ограничения потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):
в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;
в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;
в течение 2 месяцев выполнишь л1ероприяшия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.
Таким образом, план должен предусматривать мероприятия, необходимые для безаварийного завершения технологического процесса, мероприятия по установке автономных питания.В данном случае сохраняется обязанность потребителя осуществить полное ограничение самостоятельно, и в течение одного рабочего дня после получения от потребителя уведомления исполнитель вводит в отношении потребителя полное ограничение режима потребления.
В случае, если указанное уведомление исполнителем не получено (равно как и в случае невыполнения обязанности самостоятельно прекратить потребление электрической энергии), мероприятия считаются невыполненными, что влечет за собой административную ответственность для потребителя.
Между ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тверьэнерго» (сетевая организация) и МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» МО Дмитровское сельское поселение (потребитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 1225020 от 17.12.2015 (далее - Договор), в рамках которого сетевая организация обязалась оказывать услуги по передаче электроэнергии потребителю, а потребитель - оплачивать услуги по передаче электроэнергии в размере и сроки, установленные Договором.
Задолженность МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» по оплате за услуги по передаче электрической энергии, оказанные ПАО «МРСК Центра», на 20.06.2018 г. составила 1 290 299,55 руб.
Как отмечалось, в соответствии с Правилами ограничения сетевая организация в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед сетевой организацией по основному обязательству, возникшему из договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, вправе ввести ограничение режима потребления электрической энергии.
Согласно Правилам ограничения МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, поскольку является организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и канализации населенных пунктов.
Начиная с 21.06.2018 г., сетевая организация начала установленную пунктами 16, 16(1) Правил процедуру ограничения режима потребления электрической энергии потребителя - МУП ЖКХ «Дмитрова Гора».
В соответствии с уведомлением сетевой организации МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» обязано было осуществить частичное ограничение, далее в срок, не превышающий 6 месяцев, разработать и реализовать план мероприятий по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование своих энергопринимающих устройств.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» требований законодательства, а также свидетельствующих о том, что оно приняло все зависящие от него меры по разработке и реализации плана мероприятий, в материалы дела не представлено.
Исходя из вышеизложенного, действия ПАО «МРСК Центра» полностью согласуются с требованиями Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии: готовясь ввести в отношении МУП ЖКХ «Дмитрова » процедуру ограничения режима потребления электрической энергии, ПАО «МРСК Центра» действовало в рамках законодательства, процедура ограничения была соблюдена.
Кроме того, принятые обеспечительные меры нарушают баланс интересов сторон, поскольку ПАО «МРСК Центра» несет убытки в размере стоимости пользования МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» услугами по передаче электрической энергии без каких-либо гарантий их возмещения.
МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» в течение достаточно длительного времени нарушает сроки оплаты за предоставленные услуги по передаче электрической энергии, в результате чего перед ПАО «МРСК Центра» образовалась задолженность в размере 1 290 299,55 руб.
При принятии обеспечительных мер был нарушен принцип соразмерности: Истец, как учредитель и собственник имущества МУП ЖКХ «Дмитрова Гора», вместо поиска и принятия всех возможных мер к реализации плана мероприятий по установке автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование энергопринимающих устройств МУП ЖКХ «Дмитрова Гора», подал соответствующее исковое заявление, чем злоупотребил своим правом; после принятия обеспечительных мер МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» фактически подучило право пользования услугами по передаче электрической энергии без осуществления оплаты.
Ответчик МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» МО «Дмитровогорское сельское поселение» в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка. Согласно ранее представленным письменным пояснениям, организация является потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. Введение ограничения режима потребления затруднено или невозможно. За свой счет приобрести и установить автономные источники питания, обеспечивающие снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетике нет финансовой возможности. Одна дизельная электростанция номинальной мощностью 100 кВт стоит 500 000руб. Предприятию необходимо 3 дизельных электростанции (котельная, КНС, водозаборная станция). Счет предприятия арестованы следующими предприятиями ПАО «МРСК ЦЕНТРА», АО «АтомЭнергоСбыт» и ООО «Газпром Межрегионгаз Тверь». В октябре 2018 г. судоисполнителями были перечислены в пользу ПАО «МРСК Центра» денежные средства в сумме 522 000,00 руб. данных по перечислениям за ноябрь 2018г. нет т.к. судоисполнители дают информацию месяцем позже. С 01-21 ноября 2018 г. на расчетный счет организации поступило 367 793,00 руб., эти денежные средства будут распределены судоисполнителями между ПАО «МРСК Центра», АО «АтомЭнергоСбыт» и ООО «Газпром межрегионгаз».
Ответчик ПАО «МРСК ЦЕНТРА» в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка.
Третьи лица МБОУ «СОШ» с. Дмитрова Гора, МБОУ детский сад №1 с. Дмитрова Гора в судебное заседание своих представителей не направили, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются расписки.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, а также Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Пункт 2 Основных положений устанавливает, что "субъекты розничных рынков" - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Приложение к настоящим Правилам определяет категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экологическим, экономическим и социальным последствиям. Согласно пунктам 1, 5 данного Приложения не допускается введение ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони в отношении медицинских учреждений, организации связи - в отношении объектов сетей связи, образовательных организаций.
Как следует из материалов дела, между МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» муниципального образования «Дмитровогорское сельское поселение» (Потребитель) и ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (филиал ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго») – (Сетевая организация) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 1225020 от 29 июня 2017 года, согласно которому Сетевая организация обязуется оказывать Потребителю услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Сетевой организации на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей, принадлежащих организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и ТСО на праве собственности или ином установленном федеральном законом основании, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Сетевой организации в порядке, установленном настоящим Договором.
Электроснабжаемым объектом, согласно Приложению № 3 к договору является, в частности котельная, расположенная по адресу: Тверская область, Конаковский район, с. Дмитрова Гора.
Вышеуказанная котельная МУ «Администрация Дмитровогорское сельское поселение» передана МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» МО «Дмитровогорское сельское поселение» на основании договора аренды муниципального имущества от 01.01.2017 года, и акта приема-передачи к нему от 01.01.2017 года.
Судом установлено, задолженность МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» МО «Дмитровогорское сельское поселение» по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии, установленной Договором оказания услуг по передаче электрической энергии № 1225020 от 17.12.2015 по состоянию на 20.06.2018 года составляет 1 290 299, 525 рублей.
21 июня 2018 года Филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» было направлено уведомление № МР1-ТВ/14-2/6761 о возможном ограничении электропотребления путём частичного ограничения режима потребления электроэнергии не позднее 12-00 часов 10.07.2018 года, далее самостоятельно ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии по всем точкам поставки в день. После 12-00 часов 11 сентября 2018 года Филиалом будет принудительно введено ограничение режима потребления путем отключения электроустановок согласно отключаемых точек поставки МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» МО «Дмитровогорское сельское поселение».
Между МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» МО «Дмитровогорское сельское поселение» (Теплоснабжающая организация) и МБОУ СОШ с. Дмитрова Гора (Абонент) заключен муниципальный контракт теплоснабжения № 11 от 01.01.2018 года, согласно которому Теплоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления, а Абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию в размере, порядки и сроки, установленные настоящим Контрактом.
Между МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» МО «Дмитровогорское сельское поселение» (Теплоснабжающая организация) и МБДОУ детский сад № 1 с. Дмитрова Гора (Потребитель) заключен договор поставки тепловой энергии № 13 от 01 января 2018 года, согласно которому Теплоснабжающая организация обязуется отпускать тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель Потребителю в отношении объектов (теплопотребляющих установок) Потребителя.
Согласно п. 3.2 Устава МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» МО «Дмитровогорское сельское поселение», предметом деятельности предприятия является, в том числе, обслуживание муниципальной котельной и предоставление теплоэнергии в соответствие с заключенными договорами.
Согласно справке МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» МО «Дмитровогорское сельское поселение» № 79 от 02.10.2018 года, у Козловой Т.М., проживающей по адресу: <адрес> по данному адресу задолженности по коммунальным услугам по состоянию на 01.10.2018 года нет.
Согласно распоряжению Главы администрации Дмитровогорского сельского поселения от 26 сентября 2018 года № 23, в связи с понижением среднесуточной температуры наружного воздуха и в целях обеспечения нормального функционирования объектов жилья, здравоохранения, соцкультбыта, детского дошкольного учреждения, школы с. Дмитрова Гора Конаковского района Тверской области Директору МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» МО Дмитровогорское сельское поселение предписано приступить к поэтапному включению центрального отопления на вышеуказанные объекты с 01 октября 2018 года при наличии актов готовности объектов к приемке тепла.
Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
Таким образом, прекращение энергоснабжения котельных в спорный период делает невозможным осуществление мероприятий по надлежащей подготовке котельных к предстоящему отопительному сезону. При отсутствии подачи электрической энергии в спорный период на котельные может иметь место угроза срыва подготовки котельных к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 годов, что в свою очередь может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, к нарушению установленного распорядка деятельности социально-значимых организаций и учреждений, нарушению прав жителей Дмитровогорского сельского поселения на получение коммунальных услуг.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии с положениями ст.14 ГК РФ допускается самозащита гражданских прав. Однако способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Согласно ст.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Согласно ст. 17,18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, действия ресурсоснабжающей организации по ограничению поставки ресурсов организации-потребителю, к сетям которой подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, свидетельствуют о создании угрозы нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необоснованном и неоправданном нарушении прав граждан, введенные ограничения несоразмерны последствиям их введения, поскольку напрямую затрагивают интересы лиц, своевременно и добросовестно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы.
Филиал ПАО МРСК «Центра – Тверьэнерго» не вправе было в одностороннем порядке прекращать поставку электроэнергии в период подготовки к отопительному сезону на спорные котельные, поскольку такие действия нарушают права граждан-потребителей, своевременно оплачивающих использование топливно-энергетических ресурсов.
Действия ответчика как энергоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организации - потребителю, к сетям которой подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг, гарантированных Конституцией РФ.
Согласно пункту 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об электроэнергетике" Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает:
обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления;
обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, для категорий потребителей, определяемых Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ)
запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня;
ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекшее за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.11.2015 N 307-ФЗ;
меры по социальной защите граждан Российской Федерации, в том числе по выплате им компенсаций на оплату стоимости электрической энергии, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
недопустимость ограничения режима потребления электрической энергии до прекращения действия предоставленных обеспечений исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Указанным в абзаце первом настоящего пункта порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Формирование и ведение указанного перечня потребителей электрической энергии осуществляются в соответствии с требованиями порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, установленного Правительством Российской Федерации.
Потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Анализ приведенных выше нормативно-правовых актов в их системном толковании свидетельствует о том, что в отношении граждан потребителей коммунальных услуг, добросовестно производящих платежи, невозможен перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи коммунальных услуг наличия долга у организаций, состоящих в технологической цепочке, связанной с потреблением тепловой энергии и поставкой горячей воды.
Суд считает необходимым признать обоснованным, подлежащим удовлетворению требование о возложении на ПАО МРСК Центра – Тверьэнерго возобновить и осуществлять поставку электрической энергии для МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» на котельную, расположенную по адресу: Тверская область, Конаковский район, Дмитровогорское сельское поселение, с. Дмитрова Гора в объемах, предусмотренных договором от 29.06.2017 г. №1225020.
Поскольку какие – либо материально – правовые требования к привлеченному в качестве соответчика МУП ЖКХ «Дмитрова Гора» МО «Дмитровогорское сельское поселение» МУ «Администрация Дмитровогорского сельского поселения Конаковского района Тверской области» не заявлены, оснований для их разрешения к указанному обществу у суда не имеется.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 названного Кодекса, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
С учётом изложенного, следует взыскать с ПАО МРСК «Центра» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 29.06.2017 ░. №1225020.
░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░