Решение по делу № 3а-16/2016 ~ М-3/2016 от 11.01.2016

Дело №3а-16/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Архангельск 03 февраля 2016 г.

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда Вершинина А.В.,

при секретаре Казанковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО 1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район», Правительству Архангельской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

ФИО 1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район», Правительству Архангельской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1255356 рублей.

В обоснование иска указал, что является арендатором вышеуказанного земельного участка на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого размер арендной платы определяется, исходя из кадастровой стоимости переданного в аренду участка в размере 2992529 рублей 72 копейки. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость этого имущества составляет 1255356 рублей, которую просит установить.

Административный истец ФИО 1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца – адвокат ФИО 2 требования поддержала.

Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительство Архангельской области в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в представленных отзывах просили о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Административный ответчик администрация муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в судебное заседание представителя не направила, в письменном отзыве с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на несоответствие предоставленного отчета действующему законодательству. Согласно телефонограммы, представитель этой стороны просит рассмотреть дело в его отсутствие, ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы для определения рыночной стоимости спорного земельного участка не заявляет.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Ввиду отсутствия препятствий для рассмотрения дела, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Исследовав доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Судом установлено, что спорный земельный участок передан в аренду на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-10), заключенным между арендодателем муниципальным образованием «Няндомский муниципальный район» и арендатором ФИО 1.

Административный истец является плательщиком арендных платежей, размер которых зависит от кадастровой стоимости земельного участка.

Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 2992529 рублей 72 копейкиопределены на 05 июня 2012 года, что подтверждается кадастровой справкой (л.д. 11).

Правовым основанием для определения кадастровой стоимости спорного земельного участка на указанную дату и в указанном размере является Постановление Правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 года №595-пп (в редакции от 10 декабря 2013 года) «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области».

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с абзацем 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

В материалы дела административным истцом ФИО 1 представлен отчет ООО «Беломорская Сюрвейерская Компания» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 05 июня 2012 года составила 1255356 рублей (л.д. 18-89).

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Таковая обязанность им выполнена.

В случаях, когда административный ответчик или заинтересованное лицо возражают против удовлетворения заявления, они обязаны доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Возражения представителя муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о недостоверности рыночной стоимости, которую просит установить административный истец со ссылкой на недостатки отчета об оценке: применении неверных подходов к оценке, различиях в индивидуальных характеристиках объектов – аналогов, отсутствии сведений об их кадастровых номерах, судом не принимаются как достоверное доказательство.

Представитель муниципального образования «Няндомский муниципальный район» не является лицом, обладающим специальными познаниями в области оценочной деятельности, ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы для подтверждения возражения не заявлял.

Отсутствие в отчете сведений о кадастровых номерах объектов – аналогов не является безусловным основанием для признания отчета об оценке недопустимым доказательством, поскольку не препятствует сравнению оцениваемого объекта с объектами-аналогами.

Соответствие подготовленного оценщиком отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено положительным экспертным заключением Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков» Экспертный совет от ДД.ММ.ГГГГ .

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что достоверность итоговой величины рыночной стоимости земельного участка подтверждается отчетом об оценки от ДД.ММ.ГГГГ, содержащим все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости. Отчет об оценке соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Величина установленной в отношении указанного в административном исковом заявлении объекта кадастровой стоимости и определенной в отношении этого же объекта рыночной стоимости является сопоставимой, а установленная разница – обоснованной, исходя из применяемых методов оценки; составивший этот отчет оценщик имеет необходимые образование и квалификацию, является членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемой организации оценщиков «Экспертный совет», его ответственность застрахована в установленном законом порядке.

Доказательств иной рыночной стоимости земельного участка административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено.

С учетом изложенного, суд принимает в качестве допустимого доказательства рыночной стоимости земельного участка представленный административным истцом отчет об оценке.

Статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

При этом, следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.

Для определения арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки в государственный кадастр недвижимости (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В данном случае ФИО 1 обратился в суд с административным исковым заявлением 30 декабря 2015 года путем сдачи заявления в организацию почтовой связи.

Руководствуясь статьями 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО 1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по <адрес>, по состоянию на 05 июня 2012 года, в равном его рыночной стоимости размере 1255356 рублей, на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи заявления считать 30 декабря 2015 года.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: судья А.В. Вершинин

3а-16/2016 ~ М-3/2016

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чудинов Александр Васильевич
Ответчики
ФГБУ ФКП Росреестра филиал по Архангельской области и НАО
Правительство Архангельской области
АМО Няндомский муниципальный район
Другие
Управление Росреестра по Архангельской области и НАО
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Вершинин Аркадий Владимирович
11.01.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.01.2016[Адм.] Передача материалов судье
13.01.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2016[Адм.] Судебное заседание
08.02.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2016[Адм.] Дело оформлено
08.02.2017[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее