Дело № 2а-1460/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Котельниковой О.В., при секретаре Кадыровой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
05 апреля 2019 года
административное дело по административному иску Ледяевой Маргариты Алексеевны к Госстройнадзору Омской области о признании предписания незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Ледяева М.А. обратилась в Куйбышевский районный суд г. Омска к Госстройнадзору Омской области о признании предписания незаконным, указав, что 14.01.2019 года в отношении нее главным специалистом первого территориального отдела управления государственного строительного надзора Госстройнадзора Омской области проводилась проверка на предмет исполнения предписания № от 31.08.2018. По итогам указанной проверки был составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ. Кроме того, выдано предписание №, в соответствии с которым ей предписывается устранить следующие нарушения: устранить отсутствие положительного заключения экспертизы; отсутствие разрешения на строительство; отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Срок устранения нарушений был установлен до 29.03.2019 года. С указанным предписанием не согласна, считает его незаконным и просит его отменить.
Административный истец Ледяева М.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
В судебном заседании представитель административного истца Судоргина Е.В. (на основании доверенности) административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель административного ответчика Госстройнадзор Омской области Королева К.С. (в соответствии с полномочиями доверенности) заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменных отзывах на административное исковое заявление.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав имеющиеся в деле доказательства и оценив их в совокупности, суд пришел к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 2 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределённого круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
Согласно п. п. 6, 7 ч. 1 ст. 6 ГрК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся… установление порядка осуществления государственного строительного надзора и организация научно-методического обеспечения такого надзора, осуществление федерального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 4 Положения «Об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» предметом государственного строительного надзора является проверка: а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; б) наличия разрешения на строительство; в) выполнения требований частей 2, 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 2 Положения «Об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации» государственный строительный надзор осуществляется:
а) при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является модифицированной проектной документацией;
б) при реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в статье 54 ГрК РФ.
В соответствии с Положением о Главном управлении государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - Главное управление), утвержденным Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 № 2, Главное управление является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим на территории Омской области государственный строительный надзор и проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В судебном заседании установлено, что 22.03.2018 г. на основании распоряжения №-р от 14.02.2018 г. Главным управлением проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 98).
Из акта проверки № от 22.03.2018 г. следует, что в результате проведенной проверки установлено, что застройщиком является Ледяева М.А., на момент проведения проверки на объекте выполнены работы по возведению здания в количестве 4-х этажей, ведутся работы по устройству кирпичной кладки парапета.
В ходе проверки обнаружено, что возведенный объект не соответствует параметрам разрешенного строительства. Так, согласно разрешению на строительство, выданному Ледяевой М.А. Администрацией ЦАО г. Омска, количество этажей индивидуального жилого дома - 3, фактически, возведенный объект состоит из 4-х этажей, положительное заключение экспертизы проектной документации отсутствует.
Помимо этого, обнаружено, что эксплуатация объекта капитального строительства - магазина, расположенного на первом этаже здания, расположенного относительно здания, имеющего почтовый адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № осуществляется без полученного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Выявлены следующие нарушения при строительстве объекта: отсутствует положительное заключение экспертизы - нарушение ст. 49 ГрК РФ; отсутствует разрешение на строительство объекта - нарушение ст. 51 ГрК РФ; отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - нарушение ст. 55 ГрК РФ, о чём был составлен акт проверки № от 31.08.2018 г. (л.д. 74).
По результатам проверки Ледяевой М.А. было выдано предписание № от 31.08.2018 г. об устранении указанных нарушений градостроительного законодательства в срок до 30.11.2018 г. (л.д. 72-73), а также в отношении Ледяевой М.А. составлены протоколы об административных правонарушениях.
Далее, 14.01.2019 г. сотрудниками Главного управления на основании распоряжения от 04.12.2018 № о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Ледяевой М.А. при строительстве объекта капитального строительства была проведена проверка. Целью проведения проверки являлась проверка исполнения Ледяевой М.А. ранее выданного предписания от 31.08.2018 № об устранении нарушений при строительстве объекта (л.д. 70-71).
В результате проведенной проверки специалистами Главного управления выявлено, что замечания, указанные в акте проверки от 31.08.2018 г. № Ледяевой М.А. не устранены, следовательно, предписание от 31.08.2018 № не исполнено.
По итогам проведенной проверки был составлен акт проверки № при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 14.01.2019 г., на основании которого Ледяевой М.А. выдано предписание № от 14.01.2019 г. об устранении нарушений градостроительного законодательства, с учетом уведомления о внесении изменений в предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, выявленных при проведении внеплановой выездной проверки 14.01.2019 г., которым установлено, что Ледяевой М.А. допущены и предписываются к устранению в срок до 01.07.2019 г. (с учетом уведомления о внесении изменений в предписание №; ранее был установлен срок до 29.03.2019 г.) следующие нарушения: отсутствие положительного заключения экспертизы; отсутствие разрешения на строительство; отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (л.д. 11-12, 16-17).
Кроме того, 14.01.2019 г. Госстройнадзором Омской области в отношении Ледяевой М.А. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 13-15).
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Так, в судебном заседании установлено, что 29.11.2018 г. Куйбышевским районным судом г. Омска постановлено решение по гражданскому делу по иску Администрации ЦАО г. Омска к Ледяевой М.А. о признании объекта самовольной постройкой, возложении обязанности, которым исковые требования администрации Центрального административного округа г. Омска удовлетворены частично, Ледяева М.А. в срок до 30.04.2019 г. обязана привести объект незавершенного капитального строительства площадью 1575 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке №, имеющего почтовый адрес: <адрес>, в соответствии с параметрами, указанными в разрешении на строительство объекта, выданного администрацией Центрального административного округа г. Омска от 20.02.2016 №, путем реконструкции четвертого этажа в чердачный этаж под скатную кровлю.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 28.02.2019 г. решение Куйбышевского районного суда города Омска от 29.11.2018 г. изменено и резолютивная часть решения суда изложена в следующей редакции: «Признать самовольной постройкой объект незавершённого капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 1575 кв.м., местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес> расположенный на земельном участке с кадастровым номером №. Возложить на Ледяеву Маргариту Алексеевну обязанность в срок до 01 июля 2019 года привести указанный объект незавершённого капитального строительства в соответствие с разрешением на строительство объекта №, выданным Администрацией Центрального административного округа города Омска 20 февраля 2016 года, путём демонтажа четвёртого этажа».
Судом установлено, а также следует из решения и апелляционного определения, что 12 марта 2015 года Ремизович В.К. и Ледяева М.А. заключили договор купли-продажи, в соответствии с которым Ледяева М.А. приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером №, площадью 525 кв. м, из земель населённых пунктов для размещения военных объектов под здание склада, расположенный по адресу: <адрес>
Право собственности Ледяевой М.А. на указанный земельный участок зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 27 марта 2015 года.
20 августа 2015 года Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска издано распоряжение №, которым утверждён градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №.
Постановлением Главы Администрации города Омска от 09 декабря 2015 года № земельному участку с кадастровым номером № предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка до зданий, строений, сооружений до 0 м.
Постановлением Главы Администрации города Омска № 69-п от 26 января 2016 года земельному участку с кадастровым номером № предоставлено разрешение на условно разрешённый вид использования - для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком. В ГКН внесены соответствующие изменения сведений о земельном участке.
20 февраля 2016 года Глава Администрации города Омска выдал Ледяевой М.А. разрешение № на строительство объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 1575 кв.м, объёмом 4410 куб.м, с количеством этажей - 3, высотой 2,8 м. Срок действия разрешения - до 20 февраля 2026 года.
Постановлением Главы Администрации города Омска № 331-п от 21 марта 2016 года земельному участку с кадастровым номером № предоставлено разрешение на условно разрешённый вид использования - для размещения многоквартирного жилого дома малой этажности (2-4 этажа). На данном земельном участке Ледяева М.А. начала строительство здания.
Распоряжением ЦАО города Омска от 27 апреля 2017 года возведённому объекту присвоен адрес - <адрес>.
По сведениям из ЕГРН объект завершённого строительства на земельном участке с кадастровым номером № имеет степень готовности 40%, площадь 1575 кв.м, его проектируемое назначение - «жилое», ему присвоен кадастровый номер №. Местоположение объекта капитального строительства: <адрес>.
Право собственности Ледяевой М.А. на незавершённый строительством объект зарегистрировано 08 июня 2017 года.
Судебными актами установлено, что разрешение № было выдано на строительство индивидуального жилого дома, т.е. объект капитального строительства должен составлять три этажа, а возведённый Ледяевой М.А. четвёртый этаж является самостоятельным надземным этажом. Ледяева М.А. обязана привести объект незавершённого капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 1575 кв.м, в соответствие с разрешением на строительство объекта №, путём демонтажа четвёртого этажа.
В силу части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.
Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Частью 2 статьи 49 ГрК РФ, установлены случаи, при которых экспертиза в отношении проектной документации объектов капитального строительства не проводится.
Так, экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов индивидуального жилищного строительства.
Суд находит несостоятельными доводы представителя административного ответчика о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 49 ГрК РФ спорный объект не входит в перечень объектов, экспертиза проектной документации которых не требуется.
Как уже было указано выше, 20 февраля 2016 года Ледяевой М.А. было выдано разрешение № на строительство объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 1575 кв.м, объёмом 4410 куб.м, с количеством этажей - 3, высотой 2,8 м. Срок действия разрешения - до 20 февраля 2026 года.
Объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении (ст. 1 ГрК РФ).
Апелляционным определением от 28.02.2019 г. судебная коллегия по гражданским делам обязала Ледяеву М.А. привести объект в соответствие с разрешением на строительство объекта № путём демонтажа четвёртого этажа. Т.е. тем самым признала, что объект незавершённого капитального строительства соответствует назначению «жилое», следовательно, пункт предписания относительно необходимости получения положительного заключения экспертизы является незаконным, т.к. экспертиза в отношении проектной документации объектов индивидуального жилищного строительства не проводится.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом…. Разрешение на строительство даёт застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом
На указанном земельном участке расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, общей площадью 1575 кв.м., с проектируемым назначением – «жилое», со степенью готовности не более 40%, который принадлежит на граве собственности Ледяевой М.А. с 08.06.2017 г. При этом, Ледяевой М.А. 20.02.2018 г. Администрацией Центрального АО города Омска выдано разрешение на строительство со сроком действия до 20.02.2026 г.
Получение разрешения на строительство объекта в том виде, в каком он существует в настоящее время (до 01.07.2019 г.), не требуется, т.к. Ледяева М.А. обязана привести объект в соответствие с назначением - «жилое», а такое разрешение на строительство у неё имеется со сроком действия до 20.02.2026 г. Пункт предписания в этой части также незаконен.
В соответствии с п. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории.
Процесс строительства многоступенчат и до получения застройщиком разрешения на ввод в эксплуатацию объекта как соответствующего документа, подтверждающего введение объекта строительства с соблюдением всех норм и правил, а также отвечающего требованиям безопасности, строительство следует признавать не оконченным.
В случае, если объект не возводится в силу каких-либо обстоятельств (отсутствие денежных средств, строительных материалов, неблагоприятных погодных условий и пр.) и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не получено, то такой объект следует признавать находящимся в стадии строительства.
Выданным предписанием № об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 14.01.2019 г. Ледяеву М.А. обязали в срок до 01.07.2019 г. (с учетом внесённых изменений относительно срока в предписание) получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В ходе рассмотрения гражданского дела по иску Администрации ЦАО г. Омска к Ледяевой М.А. о признании объекта самовольной постройкой судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта <данные изъяты> № от 16.11.2018 г., здание незавершенного капитального строительства с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: № имеет признаки жилого дома со свободной планировкой помещений.
Здание незавершенного капитального строительства соответствует установленным и действующим на территории РФ строительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам и не соответствуют требованиям ст. 39 Градостроительного кодекса РФ по этажности.
Обследование экспертом здания незавершенного капитального строительства площадью 1575 кв.м., с кадастровым номером № установило, что техническое состояние здания оценивается как работоспособное техническое состояние, при котором некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм - этажность, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности объекта в целом и необходимая несущая способность конструкций, с учетом влияния имеющихся нарушений обеспечиваются. Объект построен в соответствии с требованиями нормативно-технической документации в строительстве, действующих на территории РФ (СП, ГОСТ и др.), является безопасным, не создающим угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Таким образом, установлено, что указанное здание находится на стадии строительства и является объектом незавершённого капитального строительства с проектируемым назначением «жилое», соответственно предписание № от 14.01.2019 г. в части необходимости получения в срок до 01.07.2019 г. разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, также является незаконным.
Использование административным истцом возводимого объекта незавершённого капитального строительства не по назначению, предметом разбирательства по настоящему иску не является.
В связи с изложенными обстоятельствами, суд приходит к выводу, что государственный строительный надзор не может осуществляться в отношении таких объектов капитального строительства как объекты индивидуального жилищного строительства, проведённая проверка является необоснованной и имеются все основания для признания предписания № от 14.01.2019 г., выданного главным специалистом Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования удовлетворить.
Предписание № от 14.01.2019 г., выданное главным специалистом Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области признать незаконным, отменить его.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья О.В. Котельникова
Решение не вступило в законную силу