Решение по делу № 2-41/2016 (2-689/2015;) ~ М-650/2015 от 09.12.2015

Дело № 2-41-2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос. Морки 10 марта 2016 г.

Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Лапшиной Т.И.,

при секретаре Эчушиной Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту экологических прав и интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ж» об обязании представить на утверждение проект ЗСО источника водоснабжения,

у с т а н о в и л :

Марийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью «Ж» об обязании представить на утверждение проект зон санитарной охраны источников водоснабжения. В обоснование своих требований истец указал, что ООО «Ж» для целей централизованного водоснабжения населения Моркинского района использует 27 скважин. В целях предотвращения загрязнения водных объектов постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 г. № 10 утверждены Санитрно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02».

Указанные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источником водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Пунктом 1.4 настоящих СанПиН определено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организация ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Пунктом 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Вместе с тем, перечисленные обязательные требования законодательства в деятельности ООО «Ж» не соблюдаются, а именно предприятием используются источники водоснабжения (скважины) для обеспечения питьевой водой населения Моркинского района Республики Марий Эл на водозаборах: д.Ф, п.К (скважины по ул.Л, ул.К, ул.З,ул.Ш), д.М, д.Н, с.Ш (скважина № 1 (школа), скважины № 2 и № 3). П.З (скважины по ул.С, ул.С), п.М (скважины по ул.К, ул.О № 1, скважина АБЗ, по ул.К, по ул.О., по ул.В №1, № 2 и № 3), п.К, д.И, д.Е, д.Ю (скважина № 1), п.О (скважина № 1), д.К (скважина № 1), д.О, д.С (скважина № 1) при отсутствии утвержденного проекта ЗСО и заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора на используемые скважины.

Указанные нарушения посягают на гарантированные ст.42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.

Просил возложить на ответчика обязанность разработать в установленном порядке проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения указанных скважин и представить данные проекты для утверждения в Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В ходе рассмотрения дела истцом были уточнены заявленные исковые требования. Истец просил обязать ООО «Ж» разработать в установленном порядке проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения водозаборов д.Ф, п.К (скважины по ул.Л, ул.К, ул.З,ул.Ш), д.М, д.Н, с.Ш (скважина № 1 (школа), скважины № 2 и № 3). П.З (скважины по ул.С, ул.С), п.М (скважины по ул.К, ул.О № 1, скважина АБЗ, по ул.К, по ул.О., по ул.В. №1, № 2 и № 3), п.К, д.И, д.Е, д.Ю (скважина № 1), п.О (скважина № 1), д.К (скважина № 1), д.О, д.С (скважина № 1), получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения данных водозаборов в Управлении Роспотребнадзора по Республике Марий Эл и представить их на утверждение в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Марийского межрайонного природоохранного прокурора Т., действующий на основании доверенности Марийского межрайонного природоохранного прокурора № …. от 29 июля 2013 г., исковые требования поддержал полностью и дал пояснения, аналогичные исковому заявлению.

Представитель ответчика ООО «Ж» Я. исковые требования признал частично и пояснил, что на момент рассмотрения дела ответчиком предприняты меры по исполнению требований природоохранного прокурора, получены геологические документы на некоторые перечисленные в исковом заявлении скважины, которые для согласования уменьшения ЗСО 1 пояса направлены в Управление Роспотребнадзора.

Представитель соответчика МУП «М» Н. исковые требования не признал и пояснил, что хотя спорные скважины находятся на балансе МУП «М» на праве оперативного управления, однако, их эксплуатацией занимается ООО «Ж» на основании агентского договора. В соответствии с п. 2.2.7 указанного договора ООО «Ж» обязано обеспечивать использование имущества в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, предъявляемых действующим законодательством к источникам питьевой воды. Следовательно, все обязанности по проектированию и согласованию зон санитарной охраны должно исполнять ООО «Ж», поскольку имеет доход от эксплуатации скважин.

Представитель соответчика – администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» Александрова А.С., действующая на основании доверенности № 1 от 1 февраля 2016 г., исковые требования не признала и пояснила суду, что скважины, в отношении которых предъявлены исковые требования, в реестре муниципального имущества МО «Моркинский муниципальный район» не состоят, переданы для оперативного управления МУП «М», в связи с чем администрация никаких обязанностей по содержанию имущества не несет.

Выслушав пояснения лиц, участвующих деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и наличии оснований для их удовлетворения.


В силу ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно- бытовоговодоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно- эпидемиологическим требованиям.

В соответствии с ч. 2 ст.43Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытовоговодоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраныисточниковводоснабженияи водопроводов питьевого назначения» закреплено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземныхисточников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязненияисточниковводоснабженияи водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения водыисточниковводоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п. 1.5 Санитарных правил 2.1.4.1110-02).

Согласно п. 1.6 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 организацииЗСОдолжна предшествовать разработка еепроекта, в который включается:
а) определение границ зоны и составляющих её поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территорииЗСОи предупреждению загрязненияисточника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясовЗСО.
Согласно п. 1.13 Санитарных правил 2.1.4.1110-02проектЗСОс планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, и должен быть представлен на утверждение в установленном порядке.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»проектыокругов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытовоговодоснабженияи в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Границы и режим зон санитарной охраныисточниковпитьевого и хозяйственно-бытовоговодоснабженияустанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Ответчик ООО «Ж» является организацией, оказывающей услуги по водоснабжению населения питьевой водой и осуществляющей эксплуатацию скважин и водонапорных башен на основании агентского договора. В соответствии с законом именно ООО «Ж» обязано произвести работы по разработке проектов зон санитарной охраны, представить их на согласование в службу Роспотбернадзора, а затем для утверждения в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл. Указанные обязанности ответчиком не исполняются.
В то же время возложение обязанностей по разработке зон санитарной охраны возможно лишь в отношении скважин и водозаборов, которые переданы ему согласно агентскому договору.

В соответствии со ст.206ГПК РФ в случае принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, когда указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок исполнения обязанности суд полагает возможным установить в пределах предложенного истцом с момента вступления решения суда в законную силу.


Руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд


р е ш и л :

Исковые требования Марийского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать ООО «Ж» разработать в установленном порядке проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения водозаборов д.Ф, п.К (скважины по ул.Л, ул.К, ул.З,ул.Ш), д.М, д.Н, с.Ш (скважина № 1 (школа), скважины № 2 и № 3). П.З (скважины по ул.С, ул.С), п.М (скважины по ул.О № 1, по ул.К, по ул.О, по ул.В. №1, № 2 и № 3), п.К, д.И, д.Е, д.Ю (скважина № 1), п.О (скважина № 1), д.К (скважина № 1), д.О, д.С (скважина № 1), получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения данных водозаборов в Управлении Роспотребнадзора по Республике Марий Эл и представить их на утверждение в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Моркинский районный суд в течение месяца со дня оглашения.


Председательствующий
Судья: Т.И.Лапшина

2-41/2016 (2-689/2015;) ~ М-650/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Марийский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Жилкомсервис"
Суд
Моркинский районный суд
Судья
Лапшина Татьяна Ивановна
09.12.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2015[И] Передача материалов судье
09.12.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2016[И] Судебное заседание
05.02.2016[И] Судебное заседание
10.03.2016[И] Судебное заседание
10.03.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее