Решение по делу № 2-107/2015 от 13.01.2015

Дело № 2-107/2015 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                         <адрес>

Улаганский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего         Тюхтеневой Т.В.,

при секретаре                         Адыкаевой С.Ю.,

с участием заместителя прокурора <адрес> ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ИПБОЮЛ Кеденову Сергею Анатольевичу о понуждении привести деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИПБОЮЛ Кеденову Сергею Анатольевичу об обязании в срок 4 месяца с даты вступления решения суда в законную силу: произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, согласовать данный расчет в Управлении Росприроднадзора по <адрес> и <адрес>, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, МО «<адрес>» за 4 квартал 2013 года, 1-4 кварталы 2014 года; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить в Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; организовать осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха. Обязать в срок 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу оборудовать на территории автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>: в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов - твердое водонепроницаемое покрытие и ограждение по периметру бортиком высотой не менее 200 мм.; канализационную систему для обеспечения надлежащего отвода и сбора поверхностно-ливневых вод всей территории АЗС; локальные очистные сооружения для очистки производственных сточных вод; в месте разгрузки топлива из автоцистерны в резервуары АЗС инженерное устройство (сооружение) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны; плотно закрывающийся контейнер для сбора загрязненных нефтепродуктами отходов; контейнер с плотно закрывающейся крышкой для сбора твердых бытовых отходов.

Заявленные требования мотивированы тем, что ИП Кеденову С.А. принадлежит АЗС, которая принадлежит ему на праве собственности, а земельный участок, на котором размещена АЗС, находится в муниципальной собственности администрации МО «<адрес>». АЗС используется для осуществления предпринимательской деятельности по реализации ГСМ. АЗС расположенная по адресу: <адрес>, имеет организационные источники выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу: резервуары с нефтепродуктами (испарения нефтепродуктов - «большие и малые дыхания»); топливораздаточные колонки (испарения при заполнении бензобаков автомобилей); аварийные и непреднамеренные разливы нефтепродуктов на территории АЗС. Из материалов проверки следует, что стационарные источники выбросов эксплуатировались в период с ДД.ММ.ГГГГг. по настоящее время. В результате эксплуатации указанных стационарных источников выбросов осуществляется негативное воздействие на окружающую среду, которое заключается в выбросах загрязняющих веществ в атмосферу. При проведении проверки установлено, что при наличии источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу ответчик в нарушение требований федерального законодательства не производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, согласовав данный расчет в Управлении Росприроднадзора по <адрес> и <адрес>; не провел инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не получено в Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не организован производственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Кроме того, ответчик на момент проверки эксплуатировал АЗС со следующими нарушениями: в нарушение п. 18.7 Правил территория АЗС в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов не имеет твердого водонепроницаемого покрытия и ограждения по периметру бортиком высотой не менее 200мм.; в нарушение требований пунктов 4.4 и 18.4 Правил канализационной системы сбора ливневых и талых вод не имеется, в результате чего не обеспечивается сбор поверхностно-ливневых сточных вод со всей площади АЗС; в нарушение требований п. 18.7 Правил место разгрузки топлива из автоцистерны в резервуары АЗС не оборудовано инженерным устройством (сооружением) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны; в нарушение требований пунктов 19.3, 19.4 Правил на АЗС отсутствуют плотно закрывающийся контейнер, установленный в специально отведенном месте, для сбора загрязненных нефтепродуктами опилок, песка, других материалов, а также контейнера с плотно закрывающейся крышкой для сбора бытового мусора. В настоящее время указанные нарушения не устранены. Выявленными нарушениями требований в области охраны окружающей среды ответчиком нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст.11, 39 Закона № 7-ФЗ.

В судебном заседаниизаместитель прокурора <адрес> ФИО7 иск поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам и основаниям.

Ответчик ИПБОЮЛ Кеденов С.А. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, причина его неявки суду не известна.

Суд, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему выводу.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и в ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Из материалов дела следует, что Кеденов С.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, занимается продажей ГСМ на АЗС, расположенной по адресу: <адрес>.

Земельный участок для строительства АЗС по указанному адресу принадлежал ответчику на праве аренды, что следует из договора аренды от 06.08.2012г., сроком со 06.08.2012г. по 05.08.2013г.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;

вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;

загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

На основании ст. 2 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Приложения N 1 к данному ФЗ, Правил технической эксплуатации автозаправочных станций автозаправочная станция относится к промышленным объектам и источником выбросов вредных веществ в атмосферу 4 класса опасности, при организации которой является обязательным создание необходимых условий, обеспечивающих защиту окружающей среды, участников дорожного движения, защиту лиц и имущества, находящегося на автозаправочной станции, обеспечение пожарной безопасности, создание санитарно-защитной зоны 100 м.

В ходе прокурорской проверки установлено, что ИП Кеденовым С.А. расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не производится, инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не проводилась, проекта нормативов выбросов вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух не имеется, не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не организован производственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

Требования, предъявляемые к эксплуатации АЗС, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности устанавливаются нормативно-правовым актом Российской Федерации - Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденными приказом Минэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. изменений и дополнений, утв. Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 226) (далее - Правила N 229).

Согласно пункту 18.1 Правил при эксплуатации автозаправочных станций должны выполняться экологические требования, определенные природоохранным законодательством и действующими нормативными техническими документами по охране окружающей среды. Производственная деятельность АЗС не должна приводить к загрязнению окружающей природной среды (воздуха, поверхностных вод, почвы) вредными веществами выше допустимых норм. Основными источниками выделения загрязняющих веществ на АЗС являются: резервуары с нефтепродуктами (испарения нефтепродуктов - "большие и малые дыхания"); топливораздаточные колонки (испарения при заполнении бензобаков автомобилей); объекты очистных сооружений (испарения нефтепродуктов и сброс остатков (после очистки) в систему канализации); аварийные и непреднамеренные разливы нефтепродуктов на территории АЗС; неплотности технологического оборудования и коммуникаций; вентиляционные устройства производственных помещений АЗС и пунктов технического обслуживания, размещенных на территории АЗС; выбросы отработавших газов автотранспорта; отходы при очистке резервуаров.

Согласно статье 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, обязаны проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в установленном порядке.

Согласно ст. 14 указанного закона, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 25 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

В судебное заседание доказательств, свидетельствующих о произведении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года и за 1-3 кварталы 2014 года, о проведении инвентаризации выбросов в атмосферный воздух, наличии проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, об организации производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, ответчиком в суд не представлено.

Кроме того, из материалов дела следует, что на территории АЗС, находящейся по адресу: <адрес>, не имеется твердого водонепроницаемого покрытия и ограждения по периметру бортиком высотой не менее 200 м.м.; канализационной системы для обеспечения надлежащего отвода и сбора поверхностно-ливневых и талых вод всей территории АЗС, локальных очистных сооружений для очистки производственных сточных вод, в месте разгрузки топлива из автоцистерны в резервуары АЗС инженерного устройства (сооружения) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны не имеется; не установлены плотно закрывающийся контейнер для сбора загрязненных нефтепродуктами отходов; контейнер с плотно закрывающейся крышкой для сбора твердых бытовых отходов.

Согласно п. 18.7 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 229, территория АЗС в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой 200 мм. Территория должна иметь уклон в сторону лотков или колодцев. Покрытие территории должно быть выполнено из материалов, обеспечивающих максимально эффективный сбор проливов нефтепродуктов специальными средствами и защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами.

Лотки должны иметь уклон к сборным колодцам (приямкам) через гидравлические или иного типа затворы.

Площадка АЗС должна быть оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны.

Территория АЗС оборудуется канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов (п. 4.4).

В силу п. 18.7 указанных правил, территория АЗС в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой 200 мм. Территория должна иметь уклон в сторону лотков или колодцев. Покрытие территории должно быть выполнено из материалов, обеспечивающих максимально эффективный сбор проливов нефтепродуктов специальными средствами и защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами.

Площадка АЗС должна быть оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны.

В соответствии с п. 18.4 вышеуказанных правил, сбор поверхностно-ливневых сточных вод обеспечивается со всей площади АЗС путем прокладки ливневой канализационной сети или создания соответствующих уклонов территории для направления стока на очистные сооружения.

АЗС оснащаются очистными сооружениями. Состав очистных сооружений и необходимое качество очистки производственных сточных вод обосновываются с учетом места их сброса.

Согласно п. 19.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 229, бытовой мусор временно размещается в контейнерах с плотно закрывающейся крышкой.

Загрязненные нефтепродуктами опилки, песок, другие материалы собираются в плотно закрывающийся контейнер, установленный в специально отведенном месте. По мере накопления материала он вывозится на соответствующий полигон (19.4).

Законом установлена презумпция опасности хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду. Следовательно, обязанность доказать соответствие такой деятельности требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды, возложена на ответчика. Доказательств, свидетельствующих об устранении нарушений закона ответчиком, в судебном заседании не добыто.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При таких обстоятельствах, исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ИПБОЮЛ Кеденову Сергею Анатольевичу о понуждении привести деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ИПБОЮЛ Кеденову Сергею Анатольевичу о понуждении привести деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства, удовлетворить.

Обязать ИПБОЮЛ Кеденова Сергея Анатольевича в срок 4 месяца с даты вступления решения суда в законную силу:

- произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, согласовав данный расчет в Управлении Росприроднадзора по <адрес> и <адрес>, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, МО «<адрес>» за 4 квартал 2013 года, 1-3 кварталы 2014 года;

- провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- получить в Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- организовать осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Обязать ИПБОЮЛ Кеденова Сергея Анатольевича в срок 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу оборудовать на территории автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>:

- в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов твердое водонепроницаемое покрытие и ограждение по периметру бортиком высотой не менее 200 м.м.;

- канализационную систему для обеспечения надлежащего отвода и сбора поверхностно-ливневых и талых вод всей территории АЗС;

- локальные очистные сооружения для очистки производственных сточных вод;

- в месте разгрузки топлива из автоцистерны в резервуары АЗС инженерное устройство (сооружение) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны;

- плотно закрывающийся контейнер для сбора загрязненных нефтепродуктами отходов;

- контейнер с плотно закрывающейся крышкой для сбора твердых бытовых отходов.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                                                           Т.В. Тюхтенева

2-107/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации
Ответчики
Кеденов С.А.
Суд
Улаганский районный суд Республики Алтай
Дело на странице суда
ulagansky.ralt.sudrf.ru
13.01.2015Передача материалов судье
13.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2015Судебное заседание
05.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее